Запрет на открытие счетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на открытие счетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 97 АПК РФСуд отменил запрет открывать новые расчетные счета организации - участнику ВЭД, имеющей открытые счета в банках, в отношении которых введены санкции в виде отключения от системы SWIFT >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный запрет открывать счета в иностранных банках: закрепление, содержание, перспективы
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основными организационными гарантиями независимости судей являются прежде всего принципы неприкосновенности и несменяемости, а в развитие этих принципов - порядок назначения судей, срок пребывания в должности, который по общему правилу для судьи ограничен только предельным возрастом (особые правила по срокам установлены для председателей судов - не более двух сроков подряд), основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей, правила о дисциплинарной ответственности. Следует обратить внимание на различные основания и порядок прекращения полномочий судей. Можно выделить четыре основных варианта: добровольное решение судьи; вынужденные основания, но не связанные с негативным поведением судьи (возраст, болезнь, утрата дееспособности); негативные основания, обусловленные нарушением определенных запретов (открытие счетов в зарубежных банках, гражданство другого государства...); прекращение полномочий как мера дисциплинарной ответственности с учетом особых правил, установленных в Конституции РФ для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов. Дисциплинарная ответственность судей является важнейшей гарантией как для обеспечения независимости судей, так и для повышения авторитета судебной власти. Особенность дисциплинарной ответственности судей состоит в том, что в законе нет конкретных составов проступков и правонарушений, а в соответствии со ст. 12.1 Закона о статусе судей дисциплинарным проступком является деяние, нарушающее данный Закон и (или) Кодекс этики, тем самым умаляющее авторитет судебной власти, репутацию самого судьи, совершенное как при осуществлении правосудия, так и вне служебной деятельности. Учитывая такой характер ответственности, очень важно с точки зрения независимости то, что привлечение к дисциплинарной ответственности относится к компетенции органов судейского сообщества, а Закон определяет порядок и сроки привлечения к ответственности и основные критерии для применения вида взыскания (замечание, предупреждение, понижение в квалификационном классе, досрочное прекращение полномочий). Роль органов судейского сообщества закреплена в Законе об органах и в различных положениях, конкретизирующих порядок их деятельности.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основными организационными гарантиями независимости судей являются прежде всего принципы неприкосновенности и несменяемости, а в развитие этих принципов - порядок назначения судей, срок пребывания в должности, который по общему правилу для судьи ограничен только предельным возрастом (особые правила по срокам установлены для председателей судов - не более двух сроков подряд), основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей, правила о дисциплинарной ответственности. Следует обратить внимание на различные основания и порядок прекращения полномочий судей. Можно выделить четыре основных варианта: добровольное решение судьи; вынужденные основания, но не связанные с негативным поведением судьи (возраст, болезнь, утрата дееспособности); негативные основания, обусловленные нарушением определенных запретов (открытие счетов в зарубежных банках, гражданство другого государства...); прекращение полномочий как мера дисциплинарной ответственности с учетом особых правил, установленных в Конституции РФ для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов. Дисциплинарная ответственность судей является важнейшей гарантией как для обеспечения независимости судей, так и для повышения авторитета судебной власти. Особенность дисциплинарной ответственности судей состоит в том, что в законе нет конкретных составов проступков и правонарушений, а в соответствии со ст. 12.1 Закона о статусе судей дисциплинарным проступком является деяние, нарушающее данный Закон и (или) Кодекс этики, тем самым умаляющее авторитет судебной власти, репутацию самого судьи, совершенное как при осуществлении правосудия, так и вне служебной деятельности. Учитывая такой характер ответственности, очень важно с точки зрения независимости то, что привлечение к дисциплинарной ответственности относится к компетенции органов судейского сообщества, а Закон определяет порядок и сроки привлечения к ответственности и основные критерии для применения вида взыскания (замечание, предупреждение, понижение в квалификационном классе, досрочное прекращение полномочий). Роль органов судейского сообщества закреплена в Законе об органах и в различных положениях, конкретизирующих порядок их деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Также эти меры реагирования можно рассматривать через призму характера их воздействия на соответствующую процедуру и подразделить на меры блокирующего, приостанавливающего и предупредительного действия. В соответствии с этим подходом к мерам блокирующего действия следует отнести отказ в открытии лицевого счета, запрет осуществления операций на лицевом счете и отказ в осуществлении операции на лицевом счете. К мерам приостанавливающего действия соответственно относятся приостановление открытия лицевого счета и приостановление операций на лицевом счете. Мера предупредительного действия одна - предупреждение (информирование). При этом информирование используется как сопутствующий механизм доведения информации о принятых мерах реагирования до заинтересованных сторон.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Также эти меры реагирования можно рассматривать через призму характера их воздействия на соответствующую процедуру и подразделить на меры блокирующего, приостанавливающего и предупредительного действия. В соответствии с этим подходом к мерам блокирующего действия следует отнести отказ в открытии лицевого счета, запрет осуществления операций на лицевом счете и отказ в осуществлении операции на лицевом счете. К мерам приостанавливающего действия соответственно относятся приостановление открытия лицевого счета и приостановление операций на лицевом счете. Мера предупредительного действия одна - предупреждение (информирование). При этом информирование используется как сопутствующий механизм доведения информации о принятых мерах реагирования до заинтересованных сторон.
Статья: Как разблокировать счет, если ИФНС наложила ограничения?
(Келин Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)Запрет на открытие новых счетов. Одним из наиболее серьезных системных последствий является запрет на открытие новых счетов в любых других банках. Кредитные организации не вправе открывать счета для компаний или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых действует решение налогового органа о приостановлении операций. Это правило действует в целях противодействия обходу блокировки.
(Келин Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)Запрет на открытие новых счетов. Одним из наиболее серьезных системных последствий является запрет на открытие новых счетов в любых других банках. Кредитные организации не вправе открывать счета для компаний или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых действует решение налогового органа о приостановлении операций. Это правило действует в целях противодействия обходу блокировки.
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)до 30 мая нужно рассмотреть заявление госслужащего о том, что он не может предоставить сведения о доходах (расходах, имуществе) своих родственников или не может выполнить требования Закона о запрете открывать счета. Для госслужащих Администрации Президента это нужно сделать до 1 мая. Это следует из пп. "а" п. 18, п. 18.1 Положения о комиссиях по конфликту интересов, пп. "б" и "в" п. 3 Положения о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559;
(КонсультантПлюс, 2025)до 30 мая нужно рассмотреть заявление госслужащего о том, что он не может предоставить сведения о доходах (расходах, имуществе) своих родственников или не может выполнить требования Закона о запрете открывать счета. Для госслужащих Администрации Президента это нужно сделать до 1 мая. Это следует из пп. "а" п. 18, п. 18.1 Положения о комиссиях по конфликту интересов, пп. "б" и "в" п. 3 Положения о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559;
Ситуация: Как физическому лицу открыть вклад в банке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу банкам запрещено открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента. Такой запрет не применяется, в частности, если клиент - физическое лицо был идентифицирован банком в установленном порядке (абз. 3, 7 п. 5 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу банкам запрещено открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента. Такой запрет не применяется, в частности, если клиент - физическое лицо был идентифицирован банком в установленном порядке (абз. 3, 7 п. 5 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
Статья: Платформа цифрового рубля как объект финансово-правового регулирования
(Хромченко М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Согласно п. 40 ст. 3 Закона о НПС пользователями платформы могут быть физические, юридические лица или индивидуальные предприниматели, получившие доступ к ПЦР в целях совершения операций с цифровыми рублями. Каждому пользователю открывается только один счет путем подачи заявления о его открытии через приложение дистанционного банкинга, а также подписания Договора счета цифрового рубля, формы которого размещены на официальном сайте Банка России <16>. В силу того что законодатель выделяет три вида субъектов, которые могут выступать в качестве пользователя ПЦР, одно и то же лицо может заключить договор счета цифрового рубля как в качестве физического лица, так и в качестве индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, запрет открытия счета цифрового рубля одному и тому же лицу, но в различных правовых статусах не может быть установлен, поскольку целью открытия счета индивидуальным предпринимателем является, как правило, осуществление предпринимательской деятельности, тогда как физическое лицо открывает счет для собственных бытовых нужд. На настоящий момент разъяснений и запретов Банка России нет.
(Хромченко М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Согласно п. 40 ст. 3 Закона о НПС пользователями платформы могут быть физические, юридические лица или индивидуальные предприниматели, получившие доступ к ПЦР в целях совершения операций с цифровыми рублями. Каждому пользователю открывается только один счет путем подачи заявления о его открытии через приложение дистанционного банкинга, а также подписания Договора счета цифрового рубля, формы которого размещены на официальном сайте Банка России <16>. В силу того что законодатель выделяет три вида субъектов, которые могут выступать в качестве пользователя ПЦР, одно и то же лицо может заключить договор счета цифрового рубля как в качестве физического лица, так и в качестве индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, запрет открытия счета цифрового рубля одному и тому же лицу, но в различных правовых статусах не может быть установлен, поскольку целью открытия счета индивидуальным предпринимателем является, как правило, осуществление предпринимательской деятельности, тогда как физическое лицо открывает счет для собственных бытовых нужд. На настоящий момент разъяснений и запретов Банка России нет.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 481: Абзац седьмой пункта 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ содержит норму общего характера, согласно которой запрет на открытие кредитной организацией счета (вклада) клиента без личного присутствия открывающего счет (вклад) физического лица или представителя клиента не распространяется на случаи, при которых клиент был идентифицирован этой же кредитной организацией при личном присутствии физического лица либо при личном присутствии представителя клиента, находится на обслуживании в кредитной организации, в которой открывается счет (вклад), а также в отношении него с учетом периодичности, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, обновляется информация (за исключением случаев возникновения у кредитной организации в отношении данного клиента или его представителя либо в отношении операции с денежными средствами данного клиента подозрений в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма).
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 481: Абзац седьмой пункта 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ содержит норму общего характера, согласно которой запрет на открытие кредитной организацией счета (вклада) клиента без личного присутствия открывающего счет (вклад) физического лица или представителя клиента не распространяется на случаи, при которых клиент был идентифицирован этой же кредитной организацией при личном присутствии физического лица либо при личном присутствии представителя клиента, находится на обслуживании в кредитной организации, в которой открывается счет (вклад), а также в отношении него с учетом периодичности, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, обновляется информация (за исключением случаев возникновения у кредитной организации в отношении данного клиента или его представителя либо в отношении операции с денежными средствами данного клиента подозрений в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма).
Готовое решение: Как подарить акции
(КонсультантПлюс, 2025)Если акции относятся к иностранным финансовым инструментам, само по себе их дарение не запрещено, но стоит убедиться, что одаряемый вправе владеть такими инструментами, в частности, что должность, которую он занимает, не относится к перечню должностей, для которых запрещено владеть и пользоваться такими инструментами. В противном случае одаряемому придется отчуждать полученные в дар акции (ст. 2 Закона о запрете открывать счета). В части возможности приобретения государственными гражданскими служащими ценных бумаг в собственность Минтрудом России подготовлены методические материалы. Они размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21 (Письмо Минтруда России от 22.09.2022 N 28-7/10/В-12862).
(КонсультантПлюс, 2025)Если акции относятся к иностранным финансовым инструментам, само по себе их дарение не запрещено, но стоит убедиться, что одаряемый вправе владеть такими инструментами, в частности, что должность, которую он занимает, не относится к перечню должностей, для которых запрещено владеть и пользоваться такими инструментами. В противном случае одаряемому придется отчуждать полученные в дар акции (ст. 2 Закона о запрете открывать счета). В части возможности приобретения государственными гражданскими служащими ценных бумаг в собственность Минтрудом России подготовлены методические материалы. Они размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21 (Письмо Минтруда России от 22.09.2022 N 28-7/10/В-12862).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6) нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (см. комментарий к ст. 81).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6) нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (см. комментарий к ст. 81).