Запрет на массовые мероприятия 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на массовые мероприятия 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Форс-мажор при исполнении договора об оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приняв во внимание, что предметом заключенного... договора... являлось оказание услуг по организации конференции с питанием, Указом Мэра Москвы от 16.03.2020 N 21-УМ на территории города Москвы до 10.04.2020 был установлен запрет на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий... в претензии... ООО... [заказчик - ред.] просило возвратить перечисленный аванс в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска..."
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приняв во внимание, что предметом заключенного... договора... являлось оказание услуг по организации конференции с питанием, Указом Мэра Москвы от 16.03.2020 N 21-УМ на территории города Москвы до 10.04.2020 был установлен запрет на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий... в претензии... ООО... [заказчик - ред.] просило возвратить перечисленный аванс в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска..."
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.03.2025 N 33-7169/2025 (УИД 50MS0032-01-2023-000664-03)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании убытков; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец по договору оказания возмездных зрелищно-развлекательных услуг приобрел билеты на мероприятие (мюзикл), которое было перенесено в связи с распространением коронавирусной инфекции. Истец обратился к ответчику-3 с требованием о возврате уплаченных денежных средств, которое оставлено без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении почтовых расходов - отказано.Указом мэра города Москвы N 2 ПУМ от 16.03.2020 запрещено проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании убытков; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец по договору оказания возмездных зрелищно-развлекательных услуг приобрел билеты на мероприятие (мюзикл), которое было перенесено в связи с распространением коронавирусной инфекции. Истец обратился к ответчику-3 с требованием о возврате уплаченных денежных средств, которое оставлено без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении почтовых расходов - отказано.Указом мэра города Москвы N 2 ПУМ от 16.03.2020 запрещено проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: НДС и цена договора: взгляд цивилиста
(Егоров А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Новые правила, конечно, могут затруднять или даже делать невозможным исполнение ранее заключенных договоров. Если в силу принятия акта публичного права наступит невозможность исполнения (например, во время жестких ограничительных мер в апреле - мае 2020 года было запрещено проводить массовые мероприятия, включая концерты, театральные представления и т.п.), будут применяться соответствующие положения ГК РФ, регулирующие невозможность исполнения. Исполнение обязательств по договору будет отложено (это приведет к его пролонгации) или отменено (это приведет к прекращению договора).
(Егоров А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Новые правила, конечно, могут затруднять или даже делать невозможным исполнение ранее заключенных договоров. Если в силу принятия акта публичного права наступит невозможность исполнения (например, во время жестких ограничительных мер в апреле - мае 2020 года было запрещено проводить массовые мероприятия, включая концерты, театральные представления и т.п.), будут применяться соответствующие положения ГК РФ, регулирующие невозможность исполнения. Исполнение обязательств по договору будет отложено (это приведет к его пролонгации) или отменено (это приведет к прекращению договора).
Статья: Постоянная (перманентная) юридическая невозможность исполнения в российском праве
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Так, АС Волго-Вятского округа в одном из дел указал <72>, что предметом договора от 18 февраля 2020 года являлось оказание услуг по организации конференции с питанием, однако Указом мэра Москвы от 16 марта 2020 года N 21-УМ на территории Москвы до 10 апреля 2020 года был установлен запрет на проведение массовых мероприятий. Одна из сторон потребовала вернуть аванс в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы. Суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска с применением правил ст. 401 и 417 ГК РФ. На наш же взгляд, в данном случае необходимо вести речь только об обстоятельствах непреодолимой силы, а ссылка на ст. 417 представляется излишней и неправильной, поскольку санитарные ограничения, очевидно, носят временный характер, поэтому корректнее исходить из того, что это случай временной невозможности исполнения <73>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Так, АС Волго-Вятского округа в одном из дел указал <72>, что предметом договора от 18 февраля 2020 года являлось оказание услуг по организации конференции с питанием, однако Указом мэра Москвы от 16 марта 2020 года N 21-УМ на территории Москвы до 10 апреля 2020 года был установлен запрет на проведение массовых мероприятий. Одна из сторон потребовала вернуть аванс в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы. Суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска с применением правил ст. 401 и 417 ГК РФ. На наш же взгляд, в данном случае необходимо вести речь только об обстоятельствах непреодолимой силы, а ссылка на ст. 417 представляется излишней и неправильной, поскольку санитарные ограничения, очевидно, носят временный характер, поэтому корректнее исходить из того, что это случай временной невозможности исполнения <73>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
<Письмо> Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24
"О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19"
(вместе с "МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации")1.4. Прекращение проведения любых массовых мероприятий на предприятии (в организации), запрет участия работников в мероприятиях других коллективов.
"О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19"
(вместе с "МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации")1.4. Прекращение проведения любых массовых мероприятий на предприятии (в организации), запрет участия работников в мероприятиях других коллективов.
Статья: Вакцинация детей в ситуации пандемии: правовые грани возможного
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Тест на необходимость или, иными словами, тест на минимальное вмешательство в ограничиваемые права состоит в проверке того, нет ли другого средства для достижения цели, которое бы в меньшей степени в ситуации пандемии сужало область индивидуальных прав. На данном этапе необходимо принимать во внимание, что альтернативное средство должно: 1) обеспечивать аналогичную степень достижения цели и 2) быть сопоставимым по уровню экономической затратности. Единственный способ отследить вклад факторов в снижение распространения заболевания - изучить динамику выявления новых случаев заражения инфекцией. Но даже при самом тщательном анализе динамики не представляется возможным вне экспериментальных условий оценить вклад каждого конкретного фактора в ее изменение. Как правило, ограничительные меры в виде обязательного ношения масок в общественных местах <46>, запрета массовых мероприятий, социального дистанцирования и т.д. вводятся совместно и совместно же оказывают эффект на динамику количества заболевших.
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Тест на необходимость или, иными словами, тест на минимальное вмешательство в ограничиваемые права состоит в проверке того, нет ли другого средства для достижения цели, которое бы в меньшей степени в ситуации пандемии сужало область индивидуальных прав. На данном этапе необходимо принимать во внимание, что альтернативное средство должно: 1) обеспечивать аналогичную степень достижения цели и 2) быть сопоставимым по уровню экономической затратности. Единственный способ отследить вклад факторов в снижение распространения заболевания - изучить динамику выявления новых случаев заражения инфекцией. Но даже при самом тщательном анализе динамики не представляется возможным вне экспериментальных условий оценить вклад каждого конкретного фактора в ее изменение. Как правило, ограничительные меры в виде обязательного ношения масок в общественных местах <46>, запрета массовых мероприятий, социального дистанцирования и т.д. вводятся совместно и совместно же оказывают эффект на динамику количества заболевших.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Правовое регулирование прав и обязанностей коммерческих корпораций периодически пересматривается с учетом правоприменения. Так, в 2020 г. возникла потребность во внесении изменений в законодательство в связи с пандемией. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" региональным властям было поручено исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории обеспечить комплекс ограничительных мероприятий, включая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. На территориях отдельных субъектов Российской Федерации было временно запрещено проведение публичных и массовых мероприятий, гражданам было предписано не покидать места проживания, за исключением крайней необходимости.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Правовое регулирование прав и обязанностей коммерческих корпораций периодически пересматривается с учетом правоприменения. Так, в 2020 г. возникла потребность во внесении изменений в законодательство в связи с пандемией. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" региональным властям было поручено исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории обеспечить комплекс ограничительных мероприятий, включая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. На территориях отдельных субъектов Российской Федерации было временно запрещено проведение публичных и массовых мероприятий, гражданам было предписано не покидать места проживания, за исключением крайней необходимости.
Статья: О свободе собраний в пандемию: аргументы в решениях органов конституционного контроля на примерах Германии и США
(Урошлева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Так, в землях Германии власти приняли такие ограничения. В частности, в земле Баден-Вюртемберг правительство Постановлением от 17 марта 2020 г. установило запрет на пребывание в общественных местах и на мероприятиях, за исключением пребывания в одиночку или с лицами, которые проживают совместно с гражданином, соблюдая при этом дистанцию в полтора метра. Правительство Баден-Вюртемберга запретило проведение массовых мероприятий и собраний (за отдельными исключениями, например за исключением мероприятий по сбору донорской крови), включая мероприятия в церквях, синагогах, мечетях и других религиозных учреждениях <11>.
(Урошлева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Так, в землях Германии власти приняли такие ограничения. В частности, в земле Баден-Вюртемберг правительство Постановлением от 17 марта 2020 г. установило запрет на пребывание в общественных местах и на мероприятиях, за исключением пребывания в одиночку или с лицами, которые проживают совместно с гражданином, соблюдая при этом дистанцию в полтора метра. Правительство Баден-Вюртемберга запретило проведение массовых мероприятий и собраний (за отдельными исключениями, например за исключением мероприятий по сбору донорской крови), включая мероприятия в церквях, синагогах, мечетях и других религиозных учреждениях <11>.
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)В 2020 г. на фоне вызванных пандемией ограничений передвижения физических лиц и запретов на проведение массовых мероприятий Минэкономразвития России разработало проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения (далее - проект) <1>. Проект предполагал введение в Закон об АО следующего базового правила: "Общее собрание акционеров проводится в форме собрания путем совместного присутствия акционеров в месте проведения собрания, а также в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование".
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)В 2020 г. на фоне вызванных пандемией ограничений передвижения физических лиц и запретов на проведение массовых мероприятий Минэкономразвития России разработало проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения (далее - проект) <1>. Проект предполагал введение в Закон об АО следующего базового правила: "Общее собрание акционеров проводится в форме собрания путем совместного присутствия акционеров в месте проведения собрания, а также в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование".
Статья: Обзор актуальной судебной арбитражной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п. могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлена причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п. могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлена причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Статья: Банкротный мораторий. Итоги
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Но основная масса подобных мер была принята на региональном уровне. В Санкт-Петербурге соответствующие ограничительные меры были приняты Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Наиболее жесткий режим ограничений действовал с 26.03.2020 по 30.04.2020. В это время были запрещены: образовательная деятельность, спортивная подготовка, проведение массовых мероприятий, услуги общественного питания, некоторые гостиничные услуги и т.п.
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Но основная масса подобных мер была принята на региональном уровне. В Санкт-Петербурге соответствующие ограничительные меры были приняты Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Наиболее жесткий режим ограничений действовал с 26.03.2020 по 30.04.2020. В это время были запрещены: образовательная деятельность, спортивная подготовка, проведение массовых мероприятий, услуги общественного питания, некоторые гостиничные услуги и т.п.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)ограничить любые корпоративные мероприятия в коллективах, участие работников в иных массовых мероприятиях на период эпиднеблагополучия;
(КонсультантПлюс, 2023)ограничить любые корпоративные мероприятия в коллективах, участие работников в иных массовых мероприятиях на период эпиднеблагополучия;
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)<12> См.: Федотова Ю.Г. Реализация мер административно-публичного обеспечения социальной защиты граждан в условиях режима повышенной готовности // Социальное и пенсионное право. 2020. N 3. С. 3 - 7.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)<12> См.: Федотова Ю.Г. Реализация мер административно-публичного обеспечения социальной защиты граждан в условиях режима повышенной готовности // Социальное и пенсионное право. 2020. N 3. С. 3 - 7.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
Статья: Правовые инструменты преодоления кризисных явлений в экономике
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Стремительность распространения заболевания обусловила в России принятие комплекса мер, как направленных на поддержку бизнеса и населения, так и существенно ограничивающих основные права и свободы человека, гарантированные Конституцией РФ. Так, с 30 марта по 30 апреля 2020 г., а затем с 6 по 8 мая 2020 г. в стране для основной части населения были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы, введен запрет на проведение массовых мероприятий и оказание практически всех услуг населению, введены режимы самоизоляции, установлены особенности передвижения лиц, а также транспортных средств и т.д.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Стремительность распространения заболевания обусловила в России принятие комплекса мер, как направленных на поддержку бизнеса и населения, так и существенно ограничивающих основные права и свободы человека, гарантированные Конституцией РФ. Так, с 30 марта по 30 апреля 2020 г., а затем с 6 по 8 мая 2020 г. в стране для основной части населения были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы, введен запрет на проведение массовых мероприятий и оказание практически всех услуг населению, введены режимы самоизоляции, установлены особенности передвижения лиц, а также транспортных средств и т.д.