Запрет агитации

Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет агитации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Динамизм развития электоральных правоотношений партий и кандидатов
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)
Изменение процессуального статуса участника избирательного процесса позволяет преодолевать материальные запреты, устанавливаемые вышеназванным Федеральным законом N 67-ФЗ. Так, если депутат Государственной Думы или глава муниципального образования возглавляет список кандидатов, выдвинутых политической партией на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, то с регистрацией списка он приобретает статус зарегистрированного кандидата, что позволяет ему вести агитацию. Таким образом он преодолевает запрет, установленный для лиц, замещающих государственные и выборные муниципальные должности, на участие в агитации, в том числе на распространение агитационных материалов в СМИ. Очевидно, что законодатель, установив исключение из общего запрета на ведение агитации должностными лицами, которые зарегистрированы в качестве кандидатов, подразумевал прежде всего свободу агитационной деятельности кандидата в свою поддержку или в поддержку выдвинувшего его избирательного объединения. Тем не менее проблема VIP-персон, возглавляющих пропорциональные списки и отказывающихся затем по итогам выборов от получения депутатских мандатов, актуальна не только в контексте непосредственных целей участия такого кандидата в выборах, но и в контексте возможного использования им преимуществ статуса зарегистрированного кандидата.
Статья: Трансформация принципа народовластия в новом конституционном цикле Российской Федерации
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)
Третья траектория - трансформация "дня тишины". Дополнительные возможности реализации избирательных прав в части многодневного голосования обусловили трансформацию "дня тишины" - дня, предшествующего дню голосования, когда проведение предвыборной агитации запрещается. Так, в апреле 2021 г. в рамочный Федеральный закон о выборах и референдумах было внесено изменение, согласно которому "день тишины" сохраняется только при однодневном голосовании, а при многодневном - проведение предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума запрещается только в день голосования. Стоит отметить, что в современных реалиях априори невозможно создать информационный вакуум. Большинство агитационных материалов сохраняются ко дню голосования и продолжают в определенной степени воздействовать на электоральный выбор в "день тишины" (листовки, плакаты и иные печатные агитационные материалы, размещенные на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться даже в день голосования). Вместе с тем в условиях организации социальных взаимоотношений в сети Интернет вообще не представляется возможным остановить весь оборот агитационных материалов ко "дню тишины". Таким образом, релевантным современным реалиям является запрет проведения предвыборной агитации только в день голосования независимо от того, проводится ли оно в один день или ему предшествуют досрочный период голосования.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
52. При рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя необходимо устанавливать, обусловлены ли действия комиссии злоупотреблением со стороны наблюдателя своими правами или нарушением им установленных законом запретов (например, проведение агитации среди избирателей, роспись за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе), создавали ли его действия препятствия в законной деятельности комиссии (подпункт 42 статьи 2, пункты 9, 10 статьи 30, пункт 12 статьи 64, пункт 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.