Занижение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет

Подборка наиболее важных документов по запросу Занижение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ, поскольку им были предоставлены все первичные документы, подтверждающие вычеты по НДС. Запрашиваемые налоговым органом документы не являются основанием для формирования налоговых вычетов. Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что истребованные документы относятся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, а не к вычетам по книге покупок, основанием для формирования налоговых вычетов не являются. Инспекция не представила доказательства того, что направление обществу требования обусловлено наличием противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС или отчетности налогоплательщика и его контрагентов, либо несоответствия, которое бы свидетельствовало о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. Также суд отметил, что на момент направления обществу требования налоговый орган уже принял решения по камеральной проверке, следовательно, представленных ранее налогоплательщиком документов было достаточно.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган пришел к выводу о принятии налогоплательщиком к вычету НДС в завышенном размере, выявив разницу между записями в книге покупок общества и разделом 9 декларации. Общество пояснило, что в результате технической ошибки отразило в книге покупок одной записью вычеты по НДС по двум счетам-фактурам с одним контрагентом. Налогоплательщик указал, что налоговый орган не представил доказательств двукратного принятия к вычету НДС по одному счету-фактуре, представил письмо от контрагента по факту выставления счетов-фактур и книгу продаж контрагента. Суды двух инстанций пришли к выводу, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС по счету-фактуре, не отраженному в книге покупок. Суд округа установил, что общая сумма из книги покупок корректно отражена в декларации, неуказание счета-фактуры в книге покупок произошло по ошибке. Несмотря на то, что налогоплательщик допустил нарушение порядка заполнения книги покупок, налоговый орган не обосновал доначисление НДС. Суд признал доначисление НДС неправомерным, указав, что отражение налогоплательщиком в книге покупок НДС одной суммой по двум счетам-фактурам не привело к занижению подлежащего уплате в бюджет налога, налогоплательщик представил первичные документы, подтверждающие право на принятие к вычету НДС в сумме, заявленной в налоговой декларации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДСНа основании п. 5 ст. 93 НК РФ инспекция не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные им в налоговые органы при проведении в отношении него налоговых проверок. Однако с 01.01.2015 налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, в отношении которых выявлены противоречия в его декларации по НДС либо несоответствия между сведениями в этой декларации и сведениями в декларации по НДС или журнале учета счетов-фактур иных налогоплательщиков. Данное право появляется у налоговых органов в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению. Это предусмотрено п. 8.1 ст. 88 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Статья: Автоматизированные "камералки" деклараций по НДС
(Чистякова Л.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 7)
противоречий и несоответствий между сведениями об операциях в налоговой декларации по НДС организации и в декларациях ее партнеров. Если ИФНС обнаружит такие расхождения, она сделает вывод о том, свидетельствуют ли они о занижении НДС, подлежащего уплате в бюджет, либо о завышении НДС, заявленного к вычету;

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 01.11.2023)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)
6.4. определяет налогоплательщиков, у которых выявлены противоречия между сведениями (несоответствия сведений) об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, свидетельствующие о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению;
Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@
(ред. от 29.12.2023)
"Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3"
1) отсутствие в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость Лица за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при наличии не устраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной Лицом, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных в налоговых декларациях за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость;