Закон о защите прав потребителей маркировка
Подборка наиболее важных документов по запросу Закон о защите прав потребителей маркировка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Кроме того, согласно пункту 3 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Таким образом, закон не обязывает ответчика указывать такую информацию в разделе "описание" товара в карточке товара на маркетплейсе Вайлдберриз."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 35 "Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Судами нижестоящих инстанций, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, установлено, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика двукратной цены вещи (дубленки) в силу приведенных положений статьи 35 Закона о защите прав потребителей, в настоящем случае не имелось, поскольку при заключении договора потребитель была надлежащим образом предупреждена о возможных последствиях сдачи вещи без маркировки и иных символов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регистрация товарных знаков в Китайской Народной Республике: особенности процедуры
(Терещенко О.И.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)В китайской правовой системе функция средств индивидуализации заключается в обеспечении гарантий качества продукции и защите потребительских интересов. Данный подход находит отражение в законодательстве о защите прав потребителей, которое выступает важным источником регулирования сферы товарных знаков. В частности, Правила применения Закона КНР о защите прав и интересов потребителей, вступившие в силу 1 июля 2024 года <5>, содержат императивные требования к маркировке товаров, включая обязательное указание подлинных наименований и товарных знаков в местах ведения коммерческой деятельности, четкую идентификацию брендов в цифровых каналах сбыта (интернет-платформы, телевидение, почтовые сервисы и пр.).
(Терещенко О.И.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)В китайской правовой системе функция средств индивидуализации заключается в обеспечении гарантий качества продукции и защите потребительских интересов. Данный подход находит отражение в законодательстве о защите прав потребителей, которое выступает важным источником регулирования сферы товарных знаков. В частности, Правила применения Закона КНР о защите прав и интересов потребителей, вступившие в силу 1 июля 2024 года <5>, содержат императивные требования к маркировке товаров, включая обязательное указание подлинных наименований и товарных знаков в местах ведения коммерческой деятельности, четкую идентификацию брендов в цифровых каналах сбыта (интернет-платформы, телевидение, почтовые сервисы и пр.).
Готовое решение: Какая информация должна быть обязательно нанесена на этикетку товара
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что специальными нормами может быть предусмотрено указание всей или некоторой обязательной информации, перечисленной в Законе о защите прав потребителей, именно на этикетке. Также этикетка может быть прямо названа одним из способов размещения такой информации (см., например, требования к способам доведения маркировки пищевой продукции в п. 2 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011 о пищевой продукции в части ее маркировки).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что специальными нормами может быть предусмотрено указание всей или некоторой обязательной информации, перечисленной в Законе о защите прав потребителей, именно на этикетке. Также этикетка может быть прямо названа одним из способов размещения такой информации (см., например, требования к способам доведения маркировки пищевой продукции в п. 2 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011 о пищевой продукции в части ее маркировки).
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителя информация, предусмотренная п. 2 данной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителя информация, предусмотренная п. 2 данной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей указано, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей указано, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Вопрос: Организация занимается изготовлением и продажей одежды. Изменился адрес места нахождения. Необходимо ли внести изменения в адресе на упаковке? Несет ли организация ответственность, если будет указываться старый адрес на упаковке?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1)).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1)).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 30.06.2023 N АБ-4-20/8348 <О размере шрифта в кассовом чеке, способах минимизации расходов на кассовую ленту и предложениях по регулированию качества печати обязательных реквизитов на кассовом чеке>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)В частности, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 N 04АП-130/2018 по делу N А19-20171/2017 отмечено, что размер шрифта официального издания, составляющий не менее 2 мм, обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме того, согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка, наименование пищевой продукции, ее состав и количество указываются шрифтом высотой не меньше 2 мм.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)В частности, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 N 04АП-130/2018 по делу N А19-20171/2017 отмечено, что размер шрифта официального издания, составляющий не менее 2 мм, обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме того, согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка, наименование пищевой продукции, ее состав и количество указываются шрифтом высотой не меньше 2 мм.
Статья: Оптовая и розничная торговля
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Закон о защите прав потребителей;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Закон о защите прав потребителей;
Вопрос: О размере шрифта в кассовом чеке, способах минимизации расходов на кассовую ленту и предложениях по регулированию качества печати обязательных реквизитов на кассовом чеке.
(Письмо ФНС России от 30.06.2023 N АБ-4-20/8348)В частности, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 N 04АП-130/2018 по делу N А19-20171/2017 отмечено, что размер шрифта официального издания, составляющий не менее 2 мм, обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
(Письмо ФНС России от 30.06.2023 N АБ-4-20/8348)В частности, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 N 04АП-130/2018 по делу N А19-20171/2017 отмечено, что размер шрифта официального издания, составляющий не менее 2 мм, обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Статья: Биологически активные добавки (БАД)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в т.ч. содержащую сведения о составе пищевых продуктов (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок) (абз. 3 п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в т.ч. содержащую сведения о составе пищевых продуктов (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок) (абз. 3 п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей");
Статья: Учет прав и интересов потребителей при заключении оптовых договоров на реализацию товаров
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)А как быть с теми сведениями, которые не относятся ст. 10 к обязательным, однако они нанесены на товар (маркировка, информация в описании и пр.), и именно на основании которых потребитель сделал свой правильный, компетентный выбор, который ему должен быть обеспечен в соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей? Если потребитель при заключении договора оговаривал с продавцом те или иные сведения, задавал вопросы, и можно подтвердить, что он получил от продавца сведения (информацию), которые легли в основу принятия решения о покупке, то при обнаружении несоответствия этим сведениям товар считается с недостатком (например, это можно квалифицировать как несоответствие товара цели, заявленной при заключении договора). Если же потребитель самостоятельно добывал какую-то информацию (например, об экологически чистом происхождении либо об использовании устойчивого снабжения сырьем при изготовлении товаров), на основе которой он приобрел товары, то продавец не несет ответственности за такое решение потребителя, и можно рассматривать ее как ненадлежащую рекламу (применяя соответствующие меры административной ответственности).
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)А как быть с теми сведениями, которые не относятся ст. 10 к обязательным, однако они нанесены на товар (маркировка, информация в описании и пр.), и именно на основании которых потребитель сделал свой правильный, компетентный выбор, который ему должен быть обеспечен в соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей? Если потребитель при заключении договора оговаривал с продавцом те или иные сведения, задавал вопросы, и можно подтвердить, что он получил от продавца сведения (информацию), которые легли в основу принятия решения о покупке, то при обнаружении несоответствия этим сведениям товар считается с недостатком (например, это можно квалифицировать как несоответствие товара цели, заявленной при заключении договора). Если же потребитель самостоятельно добывал какую-то информацию (например, об экологически чистом происхождении либо об использовании устойчивого снабжения сырьем при изготовлении товаров), на основе которой он приобрел товары, то продавец не несет ответственности за такое решение потребителя, и можно рассматривать ее как ненадлежащую рекламу (применяя соответствующие меры административной ответственности).
Статья: Правовое регулирование оказания услуг с использованием вендинговых автоматов
(Малеина М.Н.)
("Гражданское право", 2023, N 6)В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей", информация о фирменном наименовании (наименование) изготовителя (исполнителе, продавце), месте его нахождения (адрес) и режиме работы размещается на вывеске; по норме п. 3 ст. 10 Закона РФ информация о товаре (услуге) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Согласно п. 1 ст. 498 ГК РФ информация доводится путем помещения на автомате или предоставления ее покупателям иным способом. Но поскольку суть продажи или оказания услуги с помощью автоматов как раз состоит в отсутствии продавца или исполнителя в месте продажи (оказания услуги), то целесообразно размещение установленной информации на самом автомате. Отдельные модели вендинговых автоматов снабжены медиаэкраном, на котором может выводиться необходимая информация. По Правилам продажи товаров по договору розничной купли-продажи необходимая информация размещается продавцом, а место ее расположения не указано (п. 29).
(Малеина М.Н.)
("Гражданское право", 2023, N 6)В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей", информация о фирменном наименовании (наименование) изготовителя (исполнителе, продавце), месте его нахождения (адрес) и режиме работы размещается на вывеске; по норме п. 3 ст. 10 Закона РФ информация о товаре (услуге) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Согласно п. 1 ст. 498 ГК РФ информация доводится путем помещения на автомате или предоставления ее покупателям иным способом. Но поскольку суть продажи или оказания услуги с помощью автоматов как раз состоит в отсутствии продавца или исполнителя в месте продажи (оказания услуги), то целесообразно размещение установленной информации на самом автомате. Отдельные модели вендинговых автоматов снабжены медиаэкраном, на котором может выводиться необходимая информация. По Правилам продажи товаров по договору розничной купли-продажи необходимая информация размещается продавцом, а место ее расположения не указано (п. 29).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей информация, предусмотренная п. 2 этой статьи Закона, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Обязанность продавца, предусмотренная п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей информация, предусмотренная п. 2 этой статьи Закона, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Обязанность продавца, предусмотренная п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.
Статья: Оборот немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ) как вид незаконной предпринимательской деятельности: теория и практика применения
(Гладких В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)Отдельного внимания требует рассмотрение предмета ст. 171.1 УК РФ, которым, согласно действующему законодательству, являются товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке или нанесению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
(Гладких В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)Отдельного внимания требует рассмотрение предмета ст. 171.1 УК РФ, которым, согласно действующему законодательству, являются товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке или нанесению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.