Заключение соглашения о перераспределении земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение соглашения о перераспределении земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФТем самым требование Предпринимателя о заключении соглашения о перераспределении земель направлено не на устранение недостатков в пользовании принадлежащим ему земельным участком, а на увеличение площади исходного земельного участка на 1/3, что противоречит целям правового регулирования статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и является способом обхода предусмотренных законом конкурентных процедур."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перераспределение земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соглашение о перераспределении земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соглашение о перераспределении земельных участков
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Так, ИП Исаев З.Г. обратился в арбитражный суд с иском к департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель на основании подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что не утвержден проект межевания территории, а к заявлению о перераспределении приложена схема расположения земельного участка, согласно которой его площадь увеличивается до 540 кв. м.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Так, ИП Исаев З.Г. обратился в арбитражный суд с иском к департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель на основании подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что не утвержден проект межевания территории, а к заявлению о перераспределении приложена схема расположения земельного участка, согласно которой его площадь увеличивается до 540 кв. м.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Решением администрации А. отказано в предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", поскольку им подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных п. 12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее - Административный регламент), что в силу подп. 1 п. 31 названного административного регламента является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Решением администрации А. отказано в предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", поскольку им подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных п. 12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее - Административный регламент), что в силу подп. 1 п. 31 названного административного регламента является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)26) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт введен (как и два следующих пункта) с 1 января 2023 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)26) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт введен (как и два следующих пункта) с 1 января 2023 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости);
Готовое решение: Как присваивается адрес объекту недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)заключением соглашения о перераспределении земельных участков;
(КонсультантПлюс, 2025)заключением соглашения о перераспределении земельных участков;
Ситуация: Каков порядок увеличения площади земельного участка, принадлежащего гражданину, за счет государственных или муниципальных земель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для заключения соглашения о перераспределении земельных участков гражданину, являющемуся собственником земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (п. п. 1, 2 ст. 39.29 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для заключения соглашения о перераспределении земельных участков гражданину, являющемуся собственником земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (п. п. 1, 2 ст. 39.29 ЗК РФ).
Готовое решение: Как образовать (сформировать) земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ). Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то нужно в порядке гл. 24 АПК РФ обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В противном случае нужно в порядке гл. 22 КАС РФ обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ). Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то нужно в порядке гл. 24 АПК РФ обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В противном случае нужно в порядке гл. 22 КАС РФ обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Это возможно в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд (п. 8 ч. 5 комментируемой статьи), в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации (п. 9 ч. 5 комментируемой статьи), в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения (п. 10 ч. 5 комментируемой статьи).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Это возможно в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд (п. 8 ч. 5 комментируемой статьи), в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации (п. 9 ч. 5 комментируемой статьи), в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения (п. 10 ч. 5 комментируемой статьи).
Ситуация: Как гражданину подать документы на регистрацию прав на недвижимое имущество в электронной форме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка (земельных участков), образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка (земельных участков), образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В рассматриваемой ситуации сторонами (Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям и Обществом) заключено соглашение о перераспределении земель и земельных участков.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В рассматриваемой ситуации сторонами (Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям и Обществом) заключено соглашение о перераспределении земель и земельных участков.