Заключение сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения) (п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения) (п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ).
Статья: Рекомендация Р-161/2024 "Сервитут"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Сервитутодатель не вправе отказаться от заключения договора сервитута. При этом практическая реализация обременения, накладываемого на владельца недвижимости в связи с сервитутом, может (в зависимости от обстоятельств) потребовать от сервитутодателя затрат на преобразование обремененного объекта недвижимости и на создание обеспечивающей сервитут инфраструктуры. Вместе с тем сервитутодатель вправе включить в договор сервитута условие о компенсации этих затрат сервитуарием. При этом сервитуарий не вправе отказываться от включения в договор данного условия. Таким образом, обременение по сервитуту не создает для сервитутодателя обязанности, исполнение которой неизбежно приведет к оттоку экономических выгод. В этой связи у сервитутодателя нет оснований признавать это обременение в качестве обязательства. Исключение составляет ситуация, когда сервитутодатель при согласовании с сервитуарием условий договора сервитута осознанно принял на себя обязанность, исполнение которой приведет к оттоку экономических выгод, и при этом не настоял на включении в договор условия о компенсации своих затрат.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Сервитутодатель не вправе отказаться от заключения договора сервитута. При этом практическая реализация обременения, накладываемого на владельца недвижимости в связи с сервитутом, может (в зависимости от обстоятельств) потребовать от сервитутодателя затрат на преобразование обремененного объекта недвижимости и на создание обеспечивающей сервитут инфраструктуры. Вместе с тем сервитутодатель вправе включить в договор сервитута условие о компенсации этих затрат сервитуарием. При этом сервитуарий не вправе отказываться от включения в договор данного условия. Таким образом, обременение по сервитуту не создает для сервитутодателя обязанности, исполнение которой неизбежно приведет к оттоку экономических выгод. В этой связи у сервитутодателя нет оснований признавать это обременение в качестве обязательства. Исключение составляет ситуация, когда сервитутодатель при согласовании с сервитуарием условий договора сервитута осознанно принял на себя обязанность, исполнение которой приведет к оттоку экономических выгод, и при этом не настоял на включении в договор условия о компенсации своих затрат.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Он не вправе распоряжаться таким земельным участком или правом безвозмездного пользования таким земельным участком, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута (ч. 16 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Он не вправе распоряжаться таким земельным участком или правом безвозмездного пользования таким земельным участком, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута (ч. 16 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
Статья: Единый недвижимый комплекс в гражданском обороте: теория и практика
(Клец П.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса единого недвижимого комплекса, возможности его использования в коммерческом и ином обороте. Неоднозначная правоприменительная и судебная практика относительно объектов, входящих в состав единого недвижимого комплекса, порождает множество вопросов в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект. Дискуссионным остается вопрос описания предмета договора, объектом которого является единый недвижимый комплекс, возможность включения в его состав движимого имущества и особенности его использования и отчуждения. Автором проанализирована правовая возможность заключения сервитута в отношении комплекса, передачи его в хозяйственное ведение и оперативное управление.
(Клец П.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса единого недвижимого комплекса, возможности его использования в коммерческом и ином обороте. Неоднозначная правоприменительная и судебная практика относительно объектов, входящих в состав единого недвижимого комплекса, порождает множество вопросов в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект. Дискуссионным остается вопрос описания предмета договора, объектом которого является единый недвижимый комплекс, возможность включения в его состав движимого имущества и особенности его использования и отчуждения. Автором проанализирована правовая возможность заключения сервитута в отношении комплекса, передачи его в хозяйственное ведение и оперативное управление.
Статья: Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям: новые риски для сетевых организаций
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Поэтому в судебной практике также распространен второй подход, который условно можно назвать диспозитивным. Определенная часть судов считает <11>, что сроки, установленные подп. "б" п. 16 Правил N 861, в исключительных случаях могут быть продлены дополнительным соглашением, заключаемым между сетевой организацией и заявителем. Суды в данном случае оценивают сложность выполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организации в сфере электроэнергетики, включая длительное согласование прохождения линий электропередач по земельным участкам третьих лиц, установление публичных сервитутов, заключение договоров аренды, получение разрешительной документации от государственных органов, ведение претензионной и судебной работы в случае препятствования со стороны третьих лиц, осуществление закупочных процедур и т.д. Такой подход является наиболее гибким и помогает сетевым организациям избежать привлечения к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ в случае добросовестного исполнения своих обязанностей и взаимодействия с заявителем. Его можно обосновать возможностью применения положений п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" <12>, который предоставляет возможность определения границ диспозитивности или признания императивного характера спорного правила, не содержащего конкретных маркеров, позволяющих отнести норму к тому или иному типу. При буквальном или систематичном толковании подп. "б" п. 16 Правил N 861 не усматривается прямого или однозначного запрета на продление срока мероприятий по технологическому присоединению. Следовательно, посчитать данную норму диспозитивной представляется возможным.
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Поэтому в судебной практике также распространен второй подход, который условно можно назвать диспозитивным. Определенная часть судов считает <11>, что сроки, установленные подп. "б" п. 16 Правил N 861, в исключительных случаях могут быть продлены дополнительным соглашением, заключаемым между сетевой организацией и заявителем. Суды в данном случае оценивают сложность выполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организации в сфере электроэнергетики, включая длительное согласование прохождения линий электропередач по земельным участкам третьих лиц, установление публичных сервитутов, заключение договоров аренды, получение разрешительной документации от государственных органов, ведение претензионной и судебной работы в случае препятствования со стороны третьих лиц, осуществление закупочных процедур и т.д. Такой подход является наиболее гибким и помогает сетевым организациям избежать привлечения к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ в случае добросовестного исполнения своих обязанностей и взаимодействия с заявителем. Его можно обосновать возможностью применения положений п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" <12>, который предоставляет возможность определения границ диспозитивности или признания императивного характера спорного правила, не содержащего конкретных маркеров, позволяющих отнести норму к тому или иному типу. При буквальном или систематичном толковании подп. "б" п. 16 Правил N 861 не усматривается прямого или однозначного запрета на продление срока мероприятий по технологическому присоединению. Следовательно, посчитать данную норму диспозитивной представляется возможным.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Указанная норма, в свою очередь, включена законодателем в гл. V.6 ЗК РФ "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута". Таким образом, указанная норма не предполагает как установление сервитута, так и заключение договора аренды для предоставления лицу права пользования земельным участком.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Указанная норма, в свою очередь, включена законодателем в гл. V.6 ЗК РФ "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута". Таким образом, указанная норма не предполагает как установление сервитута, так и заключение договора аренды для предоставления лицу права пользования земельным участком.
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Во-первых, в юридической науке имеется представление о том, что ни на одно лицо не может быть возложена обязанность реализовать свое право (имеется в виду право установить сервитут) <32>. В совокупности с принципом свободы договора это должно, на первый взгляд, приводить нас к выводу, что прекращение частного сервитута соглашением сторон или установление фактически любых условий соглашения сторон о возможностях прекращения сервитута (в том числе немотивированного отказа от сервитута по воле одной из сторон) должно признаваться допустимым. Однако возможна позиция, исходящая из того, что сервитуарий уже реализовал ранее свое право на установление сервитута (заключением соглашения или в судебном порядке), а далее частный сервитут ввиду его объективной обусловленности уже "сопровождает" господствующую и служащую недвижимость и его прекращение невозможно без альтернативных способов обеспечить нужды господствующей недвижимости.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Во-первых, в юридической науке имеется представление о том, что ни на одно лицо не может быть возложена обязанность реализовать свое право (имеется в виду право установить сервитут) <32>. В совокупности с принципом свободы договора это должно, на первый взгляд, приводить нас к выводу, что прекращение частного сервитута соглашением сторон или установление фактически любых условий соглашения сторон о возможностях прекращения сервитута (в том числе немотивированного отказа от сервитута по воле одной из сторон) должно признаваться допустимым. Однако возможна позиция, исходящая из того, что сервитуарий уже реализовал ранее свое право на установление сервитута (заключением соглашения или в судебном порядке), а далее частный сервитут ввиду его объективной обусловленности уже "сопровождает" господствующую и служащую недвижимость и его прекращение невозможно без альтернативных способов обеспечить нужды господствующей недвижимости.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если в течение указанного срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. Необходимо иметь в виду, что обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (например, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения) (п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если в течение указанного срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. Необходимо иметь в виду, что обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (например, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения) (п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ);
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)К сожалению, нормы ГК РФ и ЗК РФ о сервитутах характеризуются правовой неопределенностью в части возможности собственника земельного участка, обремененного охранной зоной, предъявить к правообладателю инженерных коммуникаций требование о понуждении к заключению соглашения о сервитуте. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае установления в отношении участка обременения в виде охранной зоны до принятия ЗК РФ или покупки обремененного охранной зоной участка из состава государственных и муниципальных земель. В судебной практике <1> на основе норм ст. 274 ГК РФ сформулирован вывод о том, что право требования установить сервитут принадлежит исключительно собственнику недвижимого имущества, который не может обеспечить свои нужды как собственника без установления права ограниченного пользования чужим земельным участком; собственник земельного участка таким лицом не является, поэтому его иск об установлении сервитута удовлетворению не подлежит. По аналогичным основаниям муниципальному образованию - собственнику земельного участка, по которому проходят линии электрических сетей, отказано в иске об установлении сервитута в границах охранной зоны сетей; суд указал, что ГК РФ и другие законы не предусматривают обязанность электросетевой компании заключать с собственником участка соглашение о сервитуте, в связи с чем основания для понуждения ответчика к заключению соглашения о праве ограниченного пользования чужим земельным участком отсутствуют.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)К сожалению, нормы ГК РФ и ЗК РФ о сервитутах характеризуются правовой неопределенностью в части возможности собственника земельного участка, обремененного охранной зоной, предъявить к правообладателю инженерных коммуникаций требование о понуждении к заключению соглашения о сервитуте. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае установления в отношении участка обременения в виде охранной зоны до принятия ЗК РФ или покупки обремененного охранной зоной участка из состава государственных и муниципальных земель. В судебной практике <1> на основе норм ст. 274 ГК РФ сформулирован вывод о том, что право требования установить сервитут принадлежит исключительно собственнику недвижимого имущества, который не может обеспечить свои нужды как собственника без установления права ограниченного пользования чужим земельным участком; собственник земельного участка таким лицом не является, поэтому его иск об установлении сервитута удовлетворению не подлежит. По аналогичным основаниям муниципальному образованию - собственнику земельного участка, по которому проходят линии электрических сетей, отказано в иске об установлении сервитута в границах охранной зоны сетей; суд указал, что ГК РФ и другие законы не предусматривают обязанность электросетевой компании заключать с собственником участка соглашение о сервитуте, в связи с чем основания для понуждения ответчика к заключению соглашения о праве ограниченного пользования чужим земельным участком отсутствуют.
Ситуация: Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе о введении ограничений пользования, а также о заключении соглашений об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе о введении ограничений пользования, а также о заключении соглашений об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи говорится, что для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимо согласие органа государственной власти или органа местного самоуправления. В связи с этим к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи говорится, что для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимо согласие органа государственной власти или органа местного самоуправления. В связи с этим к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.