Заключение прокурора КАС

Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение прокурора КАС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 09.06.2023 N 33а-556/2023
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: Об оспаривании отказа в увольнении.
Обстоятельства: Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы только при наличии оснований, перечень которых является исчерпывающим.
Решение: Отказано.
В соответствии с частью 7 ст. 39 КАС РФ прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. В процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие обязательное участие прокурора в административных делах об оспаривании военнослужащими отказов воинских должностных лиц в их увольнении с военной службы в связи с объявлением частичной мобилизации, поскольку это не является спором о восстановлении на военной службе, когда участие прокурора при рассмотрении такого спора в суде признается обязательным. В таком случае, отказ суда в удовлетворении ходатайства привлечении к участию в деле прокурора не может являться нарушением судом норм процессуального права.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13.01.2022 N АПЛ21-518
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.10.2021 N АКПИ21-625, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 приложения N 8 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ 30.12.2017 N 1710.
Частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Дача прокурором заключения по делу об административном правонарушении: правовые и организационные вопросы
(Безрукавая Н.И.)
("Административное и муниципальное право", 2019, N 6)
Статьей 45 ГПК РФ и ст. 39 КАС РФ предусмотрена дача заключения прокурора по гражданским и административным делам так называемой "обязательной категории", где процедура рассмотрения дела инициирована не прокурором, однако по определенной категории дел участие прокурора в процессе предписано законом.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)
Только суд в процессе осуществляет правоприменительную деятельность, и в ней он полностью независим. Ничье суждение о том, как следует разрешить дело, не имеет для суда обязательной силы. Ни заключение прокурора по делу (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, ч. 7 ст. 39 КАС РФ), ни заключение государственного органа по делу (ст. 47 ГПК РФ) не обязательны для суда. Никто, в том числе вышестоящий суд, не вправе давать судье указания о том, как следует разрешить дело, какую норму права применить. Суд кассационной инстанции или Президиум ВС РФ как надзорная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ср. абз. 2 ч. 2 ст. 390, абз. 2 ч. 2 ст. 391.12 ГПК РФ, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 308.11 АПК РФ, ч. 3 ст. 329, ч. 3 ст. 342 КАС РФ).

Нормативные акты

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2020)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
12. Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ).