Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за преднамеренное банкротство
(КонсультантПлюс, 2025)Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО... анализ финансового состояния ООО... заключения о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок...
(КонсультантПлюс, 2025)Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО... анализ финансового состояния ООО... заключения о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213.12 "Порядок представления проекта плана реструктуризации долгов гражданина" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"Таким образом, непредставление суду отчета, анализа финансового состояния, надлежащего заключения о наличии/отсутствие признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства, фактически посягает на нарушение публично-правового порядка подготовки дела к судебному разбирательству, а также на нарушение принципов разумности и своевременности рассмотрения дела судом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита права кредиторов на информацию в процедурах банкротства
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Очень показательна позиция суда первой инстанции, который указал, что нормами Закона о банкротстве не предусмотрена обязанность арбитражного управляющего по представлению в материалы дела копий договоров должника, анализ которых производился арбитражным управляющим в ходе подготовки заключения о наличии/отсутствии признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства должника, к которому прилагается анализ сделок должника; кредитор не подтвердил наличие обстоятельств, которые указывали бы на возникновение у бывших руководителей должника обязанности по возмещению вреда в связи с ликвидацией дебиторов должника.
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Очень показательна позиция суда первой инстанции, который указал, что нормами Закона о банкротстве не предусмотрена обязанность арбитражного управляющего по представлению в материалы дела копий договоров должника, анализ которых производился арбитражным управляющим в ходе подготовки заключения о наличии/отсутствии признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства должника, к которому прилагается анализ сделок должника; кредитор не подтвердил наличие обстоятельств, которые указывали бы на возникновение у бывших руководителей должника обязанности по возмещению вреда в связи с ликвидацией дебиторов должника.
Статья: Рассмотрение дел, связанных с банкротством физических лиц
(1-й Арбитражный апелляционный суд)
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)При таких обстоятельствах суды сделали вывод о том, что финансовый управляющий ненадлежащим образом исполнил установленную законодательством о банкротстве обязанность по подготовке заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства должника.
(1-й Арбитражный апелляционный суд)
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)При таких обстоятельствах суды сделали вывод о том, что финансовый управляющий ненадлежащим образом исполнил установленную законодательством о банкротстве обязанность по подготовке заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства должника.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)количество заключений о наличии и заключений об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)количество заключений о наличии и заключений об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 855
"Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии)
"Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии)
Статья: Проблемы эффективности уголовно-правового механизма противодействия криминальным банкротствам
(Разяпова К.М.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, соответствующее заключение подлежит обязательному опубликованию (ст. 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
(Разяпова К.М.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, соответствующее заключение подлежит обязательному опубликованию (ст. 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Статья: Судебная практика рассмотрения субординированных требований в процедурах банкротства
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Проведение финансового анализа и подготовка заключения о наличии/отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - заключение) регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Проведение финансового анализа и подготовка заключения о наличии/отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - заключение) регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Применимы ли к вознаграждению арбитражного управляющего при ненадлежащем исполнении им обязанностей положения о соразмерном уменьшении цены
(КонсультантПлюс, 2025)- непроведение финансового анализа должника, несоставление заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и отчета о деятельности временного управляющего;
Применимы ли к вознаграждению арбитражного управляющего при ненадлежащем исполнении им обязанностей положения о соразмерном уменьшении цены
(КонсультантПлюс, 2025)- непроведение финансового анализа должника, несоставление заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и отчета о деятельности временного управляющего;
"Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография"
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)В попытке найти верный способ правового регулирования процессов несостоятельности должника законодатель по-прежнему оставляет без внимания факторы, как внутренние, так и внешние, повлиявшие в конечном результате на его статус банкрота. Стоит отметить, что внутренние факторы, порожденные субъектом предпринимательской деятельности и его социально-экономическим окружением (правовая культура, правовое сознание, нигилизм или стремление к номологическим ценностям, например), подлежат дискуссии и теоретической оценке только на доктринальном поле. Часть внешних факторов так или иначе имплицитно затрагиваются в судебной практике, пытающейся "подсветить" законодателю проблемные места для обсуждения и надлежащего регулирования. Российское позитивное право между тем не оставило совсем без внимания анализ сделок несостоятельного юридического лица, рассмотрение которых направлено на объективизацию формальных критериев экономического упадка должника, определение размера такого падения в рублевом эквиваленте и фиксацию субъекта управленческой деятельности, юридически ответственного за негативные последствия для управляемого им лица. Законопроектом N 1172553-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16> (далее - законопроект N 1172553-7), предложенным Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) в рамках реформы законодательства о банкротстве, рассматривается расширение правомочий налоговых органов, являющихся уполномоченными органами в делах о банкротстве, или иным федеральным органом исполнительной власти, выбранным Правительством Российской Федерации. Данный орган должен будет перенять на себя императивные полномочия арбитражного управляющего по составлению заключения о выявлении наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства в отношении должников - юридических лиц, обладающих следующими признаками: 1) наличие бремени обязательных платежей более 100 миллионов рублей; 2) наличие у отдельных категорий должников, указанных Законом о банкротстве, статуса стратегического предприятия; 3) наличие у акционерных обществ, чей размер уставного капитала более чем на 25% принадлежит государству либо его субъекту; 4) наличие у организаций публично-правовых элементов у ГУП и МУП <17>.
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)В попытке найти верный способ правового регулирования процессов несостоятельности должника законодатель по-прежнему оставляет без внимания факторы, как внутренние, так и внешние, повлиявшие в конечном результате на его статус банкрота. Стоит отметить, что внутренние факторы, порожденные субъектом предпринимательской деятельности и его социально-экономическим окружением (правовая культура, правовое сознание, нигилизм или стремление к номологическим ценностям, например), подлежат дискуссии и теоретической оценке только на доктринальном поле. Часть внешних факторов так или иначе имплицитно затрагиваются в судебной практике, пытающейся "подсветить" законодателю проблемные места для обсуждения и надлежащего регулирования. Российское позитивное право между тем не оставило совсем без внимания анализ сделок несостоятельного юридического лица, рассмотрение которых направлено на объективизацию формальных критериев экономического упадка должника, определение размера такого падения в рублевом эквиваленте и фиксацию субъекта управленческой деятельности, юридически ответственного за негативные последствия для управляемого им лица. Законопроектом N 1172553-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16> (далее - законопроект N 1172553-7), предложенным Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) в рамках реформы законодательства о банкротстве, рассматривается расширение правомочий налоговых органов, являющихся уполномоченными органами в делах о банкротстве, или иным федеральным органом исполнительной власти, выбранным Правительством Российской Федерации. Данный орган должен будет перенять на себя императивные полномочия арбитражного управляющего по составлению заключения о выявлении наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства в отношении должников - юридических лиц, обладающих следующими признаками: 1) наличие бремени обязательных платежей более 100 миллионов рублей; 2) наличие у отдельных категорий должников, указанных Законом о банкротстве, статуса стратегического предприятия; 3) наличие у акционерных обществ, чей размер уставного капитала более чем на 25% принадлежит государству либо его субъекту; 4) наличие у организаций публично-правовых элементов у ГУП и МУП <17>.
Статья: Частное определение арбитражного суда как эффективный правовой инструмент воспрепятствования недобросовестному поведению участников дел о несостоятельности (банкротстве)
(Михайлова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)11) непроведение и непредставление в арбитражный суд финансовым управляющим должника заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника <11>;
(Михайлова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)11) непроведение и непредставление в арбитражный суд финансовым управляющим должника заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника <11>;
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<2> См.: Временные правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5519. Арбитражный управляющий по итогам изучения информации готовит заключение о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (п. 15).
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<2> См.: Временные правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5519. Арбитражный управляющий по итогам изучения информации готовит заключение о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (п. 15).