Заключение договоров по пункту 4 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение договоров по пункту 4 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не признают недействительным договор, заключенный на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если его цена превышает предел годового объема закупок у единственного поставщика, выраженный в процентах от совокупного годового объема закупок, но не превышает предел, выраженный в рублях
(КонсультантПлюс, 2025)Не признают недействительным договор, заключенный на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если его цена превышает предел годового объема закупок у единственного поставщика, выраженный в процентах от совокупного годового объема закупок, но не превышает предел, выраженный в рублях
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы
(КонсультантПлюс, 2025)"...предприятие... [уголовно-исполнительной системы - ред.] обратилось к учреждению с предложением о заключении контрактов на поставку продукции, выполнение работ с ним как с единственным поставщиком (исполнителем) без проведения конкурентных процедур закупки на основании... пункта 11 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)"...предприятие... [уголовно-исполнительной системы - ред.] обратилось к учреждению с предложением о заключении контрактов на поставку продукции, выполнение работ с ним как с единственным поставщиком (исполнителем) без проведения конкурентных процедур закупки на основании... пункта 11 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Заключен договор на поставку топлива на сумму 600 000 рублей по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Может ли заказчик заключить договор с тем же поставщиком еще на 60 000 рублей, применив п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 9)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 9
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 9)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 9
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик - муниципальное унитарное предприятие, обязан был соблюдать требования Закона N 44-ФЗ. Договор, заключенный данным предприятием без их соблюдения, ничтожен. Поставщик, который поставил товары без государственного (муниципального) контракта, должен был знать об отсутствии у него обязательства, поэтому не может требовать оплату в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик - муниципальное унитарное предприятие, обязан был соблюдать требования Закона N 44-ФЗ. Договор, заключенный данным предприятием без их соблюдения, ничтожен. Поставщик, который поставил товары без государственного (муниципального) контракта, должен был знать об отсутствии у него обязательства, поэтому не может требовать оплату в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8.1) контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, который заключен в письменной форме и предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.3 и 4.4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8.1) контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, который заключен в письменной форме и предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.3 и 4.4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"Федеральным законом должны быть прямо установлены иные споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда (часть 2 статьи 22.1 ГПК РФ, часть 2 статьи 33 АПК РФ). Например, согласно пункту 22 статьи 4.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"Федеральным законом должны быть прямо установлены иные споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда (часть 2 статьи 22.1 ГПК РФ, часть 2 статьи 33 АПК РФ). Например, согласно пункту 22 статьи 4.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Статья: Как изменились дополнительные требования к участникам закупок с 1 января 2022 года
(Хидиров Г., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Если во исполнение требований ПП РФ N 2571 участником направляется контракт/договор, заключенный по Закону N 44-ФЗ или по Закону N 223-ФЗ, то вместо представления соответствующих документов он вправе направить номер реестровой записи из соответствующего реестра <19>. Вместе с тем ПП РФ N 2571 отнюдь не требует, чтобы сведения о контракте, заключенном по Закону N 44-ФЗ, непременно содержались в соответствующем реестре контрактов (а сведения о договоре, заключенном по Закону N 223-ФЗ, - в реестре договоров). Это открывает перед участниками закупок возможность представления во исполнение требований ПП РФ N 2571 контрактов/договоров, сведения о которых не подлежат включению в указанные реестры (например, контрактов, которые были заключены по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на сумму, не превышающую 600 тыс. руб.). В этом аспекте ПП РФ N 2571 выгодно отличается от постановления-предшественника, где такая возможность не предусматривалась.
(Хидиров Г., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Если во исполнение требований ПП РФ N 2571 участником направляется контракт/договор, заключенный по Закону N 44-ФЗ или по Закону N 223-ФЗ, то вместо представления соответствующих документов он вправе направить номер реестровой записи из соответствующего реестра <19>. Вместе с тем ПП РФ N 2571 отнюдь не требует, чтобы сведения о контракте, заключенном по Закону N 44-ФЗ, непременно содержались в соответствующем реестре контрактов (а сведения о договоре, заключенном по Закону N 223-ФЗ, - в реестре договоров). Это открывает перед участниками закупок возможность представления во исполнение требований ПП РФ N 2571 контрактов/договоров, сведения о которых не подлежат включению в указанные реестры (например, контрактов, которые были заключены по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на сумму, не превышающую 600 тыс. руб.). В этом аспекте ПП РФ N 2571 выгодно отличается от постановления-предшественника, где такая возможность не предусматривалась.
Вопрос: Об использовании АО денежных средств, указанных в сводном сметном расчете стоимости строительства (содержание службы заказчика), на увеличение расходов на СМР в рамках договора строительного подряда.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-14-06/87651)Поскольку получатели бюджетных инвестиций при исполнении заключенных контрактов (договоров) в силу положений части 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ <5>, подпункта "г" пункта 4 Требований N 190 <6>, пунктов 5.5.13 и 5.5.16.1.4 Типовой формы N 224н <7> руководствуются Законом N 44-ФЗ, при внесении изменений в проектную документацию в целях санкционирования соответствующих выплат по контракту (договору) потребуется внесение изменений в такой контракт (договор) (предусмотренные им приложения).
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-14-06/87651)Поскольку получатели бюджетных инвестиций при исполнении заключенных контрактов (договоров) в силу положений части 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ <5>, подпункта "г" пункта 4 Требований N 190 <6>, пунктов 5.5.13 и 5.5.16.1.4 Типовой формы N 224н <7> руководствуются Законом N 44-ФЗ, при внесении изменений в проектную документацию в целях санкционирования соответствующих выплат по контракту (договору) потребуется внесение изменений в такой контракт (договор) (предусмотренные им приложения).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За несоблюдение предусмотренных Законом N 223-ФЗ требований об осуществлении закупки по правилам Закона N 44-ФЗ заказчику и (или) виновному должностному лицу грозит административный штраф (ч. 1 ст. 7.30.4 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За несоблюдение предусмотренных Законом N 223-ФЗ требований об осуществлении закупки по правилам Закона N 44-ФЗ заказчику и (или) виновному должностному лицу грозит административный штраф (ч. 1 ст. 7.30.4 КоАП РФ).
Готовое решение: Как провести финансовый аудит унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы заключить договор об обязательном аудите, нужно провести электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ. Он проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы заключить договор об обязательном аудите, нужно провести электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ. Он проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
Готовое решение: Как передать государственное (муниципальное) имущество в доверительное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Передача в доверительное управление ценных бумаг финансовой организации возможна только на открытых торгах по Закону N 44-ФЗ. Обычно договор доверительного управления заключают на срок не более чем пять лет (п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 18 Закона о защите конкуренции).
(КонсультантПлюс, 2025)Передача в доверительное управление ценных бумаг финансовой организации возможна только на открытых торгах по Закону N 44-ФЗ. Обычно договор доверительного управления заключают на срок не более чем пять лет (п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 18 Закона о защите конкуренции).
Готовое решение: Как осуществлять капвложения в объекты государственной (муниципальной) собственности за счет субсидий на капвложения
(КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении расходов за счет субсидии получатель субсидии должен соблюдать требования Закона N 44-ФЗ, касающиеся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения контрактов. Это предусматривается в договоре (соглашении) о предоставлении субсидии (п. 8 ст. 78 БК РФ, ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении расходов за счет субсидии получатель субсидии должен соблюдать требования Закона N 44-ФЗ, касающиеся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения контрактов. Это предусматривается в договоре (соглашении) о предоставлении субсидии (п. 8 ст. 78 БК РФ, ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. Согласно ч. 7 ст. 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации в него не включаются обязательства, признанные сторонами исполненными на основании акта приемки результатов работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. Согласно ч. 7 ст. 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации в него не включаются обязательства, признанные сторонами исполненными на основании акта приемки результатов работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным.
Ситуация: Нужно ли включать в реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ сведения о договорах аренды недвижимости с единственным поставщиком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) Нужно, если договор заключен на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) Нужно, если договор заключен на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: Становится ли субъектом контроля по Закону N 44-ФЗ корпоративный заказчик, который в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заключает договор на проведение обязательного аудита по Закону N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2024, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2024, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2024, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2024, N 12
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)- спорные договоры заключены в полном соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сумма каждого договора не превышает 600 тыс. руб.;
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)- спорные договоры заключены в полном соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сумма каждого договора не превышает 600 тыс. руб.;