Задержание несовершеннолетнего коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Задержание несовершеннолетнего коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<23> Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления; условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством РФ; несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<23> Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления; условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством РФ; несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)К числу таких мер государственного принуждения отнесены, в частности: незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях); незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); производство в жилище обыска или выемки, признанных впоследствии незаконными (ст. 12 УПК РФ).
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)К числу таких мер государственного принуждения отнесены, в частности: незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях); незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); производство в жилище обыска или выемки, признанных впоследствии незаконными (ст. 12 УПК РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
(ред. от 04.11.2025)4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"Кроме того, также независимо от вины указанных должностных лиц судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (статья 2, часть 1 статьи 17 и часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1070, абзацы третий и пятый статьи 1100 ГК РФ). Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления (статья 91 УПК РФ), или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.5 КоАП РФ), или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (статья 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными (статья 12 УПК РФ), и др.
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"Кроме того, также независимо от вины указанных должностных лиц судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (статья 2, часть 1 статьи 17 и часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1070, абзацы третий и пятый статьи 1100 ГК РФ). Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления (статья 91 УПК РФ), или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.5 КоАП РФ), или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (статья 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными (статья 12 УПК РФ), и др.
Статья: Основные подходы к определению видов административных наказаний, применяемых к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях: отечественный и зарубежный опыт
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Несмотря на принимаемые в государстве меры, подростков продолжают вовлекать в несанкционированные публичные мероприятия. Так, по данным МВД России, в 2019 г. зафиксировано участие в таких акциях 180 несовершеннолетних, в 2020 г. - 70 (снижение объясняется реализацией ограничений на проведение публичных мероприятий, введенных в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции) <2>. По данным Генеральной прокуратуры России, в 2021 г. около 1,5 тыс. несовершеннолетних были задержаны в ходе несанкционированных акций, большая часть из них 23 января, 31 января и 2 февраля 2021 г. (1 464 человека) <3>.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Несмотря на принимаемые в государстве меры, подростков продолжают вовлекать в несанкционированные публичные мероприятия. Так, по данным МВД России, в 2019 г. зафиксировано участие в таких акциях 180 несовершеннолетних, в 2020 г. - 70 (снижение объясняется реализацией ограничений на проведение публичных мероприятий, введенных в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции) <2>. По данным Генеральной прокуратуры России, в 2021 г. около 1,5 тыс. несовершеннолетних были задержаны в ходе несанкционированных акций, большая часть из них 23 января, 31 января и 2 февраля 2021 г. (1 464 человека) <3>.
Статья: Особенности применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в области дорожного движения
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)2. Административное задержание. Применение данной меры регулируется, кроме ст. 27.3 КоАП РФ, также Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <13>. В отличие от задержания совершеннолетнего человека, в случае, если лицо несовершеннолетнее, законные представители уведомляются в обязательном порядке. О задержании составляется соответствующий протокол, и несовершеннолетний содержится отдельно от взрослых лиц.
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)2. Административное задержание. Применение данной меры регулируется, кроме ст. 27.3 КоАП РФ, также Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <13>. В отличие от задержания совершеннолетнего человека, в случае, если лицо несовершеннолетнее, законные представители уведомляются в обязательном порядке. О задержании составляется соответствующий протокол, и несовершеннолетний содержится отдельно от взрослых лиц.
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
Статья: Насилие и (или) сопротивление представителю власти как составообразующие признаки ст. 318 УК РФ
(Бавсун М.В., Карпов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)В то же время оспариваемые действия сотрудников также влекут вынесение оправдательных приговоров. Например, в оправдательном приговоре (по ст. 318, 319 УК РФ) в отношении гр. К. указывалось, что оскорбление с ее стороны и нанесение ею ударов сотрудникам полиции были совершены одновременно и в отношении одного и того же лица, обусловлены требованием Р., которое было признано незаконным <12>. Из материалов дела следует, что гр. К. была остановлена сотрудниками ИПДН в ходе рейда по выявлению нарушений в сфере реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. Ее внешний вид и другие признаки свидетельствовали о том, что она находилась в состоянии опьянения. Для составления соответствующего протокола об административном правонарушении были вызваны сотрудники ППС. До момента их прибытия сотрудники ИПДН пытались задержать гр. К. и применили к ней физическую силу. В результате разбирательств изначально вынесенные решения о привлечении к административной ответственности по ст. 20.21 и ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) были отменены. Как следствие, суд счел незаконными действия сотрудников полиции в отношении гр. К. и не усмотрел в ее поведении (оскорблении и применении насилия в отношении представителя власти) признаков состава преступления. Таким образом, вопрос наличия состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, ставится в прямую зависимость от осознания лицом, применяющим насилие, того факта, что в отношении его осуществляются именно законные служебные действия представителей власти. Только в этом случае можно вести речь и о сопротивлении, которое может быть реализовано лишь в отношении законных действий представителя власти.
(Бавсун М.В., Карпов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)В то же время оспариваемые действия сотрудников также влекут вынесение оправдательных приговоров. Например, в оправдательном приговоре (по ст. 318, 319 УК РФ) в отношении гр. К. указывалось, что оскорбление с ее стороны и нанесение ею ударов сотрудникам полиции были совершены одновременно и в отношении одного и того же лица, обусловлены требованием Р., которое было признано незаконным <12>. Из материалов дела следует, что гр. К. была остановлена сотрудниками ИПДН в ходе рейда по выявлению нарушений в сфере реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. Ее внешний вид и другие признаки свидетельствовали о том, что она находилась в состоянии опьянения. Для составления соответствующего протокола об административном правонарушении были вызваны сотрудники ППС. До момента их прибытия сотрудники ИПДН пытались задержать гр. К. и применили к ней физическую силу. В результате разбирательств изначально вынесенные решения о привлечении к административной ответственности по ст. 20.21 и ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) были отменены. Как следствие, суд счел незаконными действия сотрудников полиции в отношении гр. К. и не усмотрел в ее поведении (оскорблении и применении насилия в отношении представителя власти) признаков состава преступления. Таким образом, вопрос наличия состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, ставится в прямую зависимость от осознания лицом, применяющим насилие, того факта, что в отношении его осуществляются именно законные служебные действия представителей власти. Только в этом случае можно вести речь и о сопротивлении, которое может быть реализовано лишь в отношении законных действий представителя власти.