Задачи производства по делам об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Задачи производства по делам об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении" КоАП РФТакое рассмотрение дела не отвечает установленным положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.24 "Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" КоАП РФТакое разрешение дела судьей Третьего кассационного суда общей юрисдикции не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный принцип разделения государственной власти как правовая основа конструктивной модернизации производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Во-вторых, возврат административной ответственности к своему прошлому предвещает сосредоточение всех полномочий по реализации административной ответственности в руках представителей одной ветви власти. Это означает, что возбуждение дела об административном правонарушении, его рассмотрение и исполнение наказания будет осуществляться должностными лицами одного и того же исполнительного органа. При возникновении подобной ситуации решение такой задачи производства по делам об административных правонарушениях, как объективное выяснение обстоятельств каждого дела, ставится под сомнение, поскольку приверженность ведомственным интересам всегда будет значимее соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц. В подтверждение этой мысли уместно вспомнить высказывание Ю.П. Соловья о том, что цель административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти, пусть и нормированной во многом по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством, всегда будет состоять не в установлении истины, а в достижении конкретных результатов в порученной сфере управления <20>.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Во-вторых, возврат административной ответственности к своему прошлому предвещает сосредоточение всех полномочий по реализации административной ответственности в руках представителей одной ветви власти. Это означает, что возбуждение дела об административном правонарушении, его рассмотрение и исполнение наказания будет осуществляться должностными лицами одного и того же исполнительного органа. При возникновении подобной ситуации решение такой задачи производства по делам об административных правонарушениях, как объективное выяснение обстоятельств каждого дела, ставится под сомнение, поскольку приверженность ведомственным интересам всегда будет значимее соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц. В подтверждение этой мысли уместно вспомнить высказывание Ю.П. Соловья о том, что цель административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти, пусть и нормированной во многом по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством, всегда будет состоять не в установлении истины, а в достижении конкретных результатов в порученной сфере управления <20>.
Статья: Проблемы прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождения от административной ответственности
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2023, N 8)Подобные судебные акты и материалы правоприменительной практики, вынесенные несудебными органами, влекут укрепление негативной тенденции, когда лица, представляющие опасность для общества, безнаказанно избегают ответственности по попустительству публичных органов, и тем самым смысл ст. 1.2 и 24.1 КоАП РФ, определяющих задачи производства по делам об административных правонарушениях, сводится на нет. Рассмотренное дело, к сожалению, является примером ухода от ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, т.е. оправданием и одобрением их действий (бездействия). Суд тем самым создал практику безнаказанности оставления места ДТП при наличии всех доказательств вины нарушителя и признания им самим вины. В СМИ участились сообщения органов внутренних дел с просьбами к свидетелям ДТП отозваться. В подобном подходе суда к рассмотрению дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ кроется одна из причин роста числа наездов на пешеходов и оставления правонарушителями места ДТП на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, в жилых зонах. Такие водители опасны для общества, и о негативных последствиях ДТП они не сожалеют.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2023, N 8)Подобные судебные акты и материалы правоприменительной практики, вынесенные несудебными органами, влекут укрепление негативной тенденции, когда лица, представляющие опасность для общества, безнаказанно избегают ответственности по попустительству публичных органов, и тем самым смысл ст. 1.2 и 24.1 КоАП РФ, определяющих задачи производства по делам об административных правонарушениях, сводится на нет. Рассмотренное дело, к сожалению, является примером ухода от ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, т.е. оправданием и одобрением их действий (бездействия). Суд тем самым создал практику безнаказанности оставления места ДТП при наличии всех доказательств вины нарушителя и признания им самим вины. В СМИ участились сообщения органов внутренних дел с просьбами к свидетелям ДТП отозваться. В подобном подходе суда к рассмотрению дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ кроется одна из причин роста числа наездов на пешеходов и оставления правонарушителями места ДТП на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, в жилых зонах. Такие водители опасны для общества, и о негативных последствиях ДТП они не сожалеют.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
(ред. от 04.11.2025)Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ судьями при рассмотрении жалоб на постановление о назначении административного наказания не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, достоверно не установлено, относится ли техническое средство к специальным техническим средствам, работающим в автоматическом режиме, и функционировало ли оно в таком режиме (без участия человека (оператора) в момент, относящийся к событию вмененного К. противоправного деяния), что не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ судьями при рассмотрении жалоб на постановление о назначении административного наказания не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, достоверно не установлено, относится ли техническое средство к специальным техническим средствам, работающим в автоматическом режиме, и функционировало ли оно в таком режиме (без участия человека (оператора) в момент, относящийся к событию вмененного К. противоправного деяния), что не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Административная ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок: к вопросу о наличии состава правонарушения при неуказании реквизитов для уплаты
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Административное наказание, в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ), является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу об административном правонарушении определено в ст. 24.1 КоАП РФ в качестве одной из задач производства по делу об административном правонарушении.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Административное наказание, в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ), является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу об административном правонарушении определено в ст. 24.1 КоАП РФ в качестве одной из задач производства по делу об административном правонарушении.
Статья: К вопросу об определении понятия "производство по делам об административных правонарушениях"
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Целями в данном определении обозначены задачи производства по делам об административных правонарушениях, перечисленные в ст. 24.1 КоАП РФ, которые необходимо решить правоприменителю для достижения цели, которая в разд. IV КоАП РФ не указана.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Целями в данном определении обозначены задачи производства по делам об административных правонарушениях, перечисленные в ст. 24.1 КоАП РФ, которые необходимо решить правоприменителю для достижения цели, которая в разд. IV КоАП РФ не указана.
Статья: К вопросу об участии переводчика при рассмотрении судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)В соответствии с задачами производства по делам об административных правонарушениях, сформулированными в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ), ключевым является в первую очередь всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)В соответствии с задачами производства по делам об административных правонарушениях, сформулированными в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ), ключевым является в первую очередь всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Порядок участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях", которым установлено, что в целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях прокурор не только выносит постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, но и обеспечивает участие при его рассмотрении в суде <18>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Порядок участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях", которым установлено, что в целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях прокурор не только выносит постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, но и обеспечивает участие при его рассмотрении в суде <18>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)заявление о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делу, производство в суде по которому не окончено, может быть принято судом только в случае, если лицо, требующее компенсации, либо иное лицо, участвующее в деле, ранее обращалось к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения этого дела в том числе дела об административном правонарушении (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "заявление об ускорении") (п. 2 ч. 5 и ч. 7 комментируемой статьи, ч. 6 ст. 6.1, абз. 2 ч. 2 ст. 222.1 АПК РФ, ч. 6 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 5 ст. 6.1 УПК РФ). В целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях по полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешению его в соответствии с законом применительно к ст. 6.1 АПК РФ и ч. 7 ст. 10 КАС РФ лицо, требующее компенсации, вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении (ст. 24.1, ст. 29.6 КоАП РФ). Если дело рассматривается мировым судьей, заявление об ускорении подается председателю районного суда (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <52>) (п. 20);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)заявление о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делу, производство в суде по которому не окончено, может быть принято судом только в случае, если лицо, требующее компенсации, либо иное лицо, участвующее в деле, ранее обращалось к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения этого дела в том числе дела об административном правонарушении (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "заявление об ускорении") (п. 2 ч. 5 и ч. 7 комментируемой статьи, ч. 6 ст. 6.1, абз. 2 ч. 2 ст. 222.1 АПК РФ, ч. 6 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 5 ст. 6.1 УПК РФ). В целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях по полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешению его в соответствии с законом применительно к ст. 6.1 АПК РФ и ч. 7 ст. 10 КАС РФ лицо, требующее компенсации, вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении (ст. 24.1, ст. 29.6 КоАП РФ). Если дело рассматривается мировым судьей, заявление об ускорении подается председателю районного суда (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <52>) (п. 20);
Статья: Требование оперативности как обязательный элемент принципа разумности сроков
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)С одной стороны, излишняя оперативность в производстве по делам об административных правонарушениях вызывает формализм или вовсе пренебрежение требованиями законодательства. С другой стороны, необоснованное затягивание сроков производства также приводит к нарушению прав его участников - в таком случае реализация принципа оперативности, напротив, служит дополнительной процессуальной гарантией достижения задач производства по делу об административном правонарушении.
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)С одной стороны, излишняя оперативность в производстве по делам об административных правонарушениях вызывает формализм или вовсе пренебрежение требованиями законодательства. С другой стороны, необоснованное затягивание сроков производства также приводит к нарушению прав его участников - в таком случае реализация принципа оперативности, напротив, служит дополнительной процессуальной гарантией достижения задач производства по делу об административном правонарушении.
Статья: Административное производство в Российской Федерации: понятие, структура, виды, порядок
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Поэтапные вопросы-задачи административного производства следует отличать от вопросов-задач, которые установлены нормами административно-процессуального законодательства, определяющими общий вектор направленности отдельных видов административного производства. В этой связи данные вопросы-задачи логично называть общими задачами административного производства (например, задачи производства по делам об административных правонарушениях, установленные ст. 24.1 КоАП РФ; задачи контрольно-надзорного производства, установленные ст. 1 Федерального закона N 248).
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Поэтапные вопросы-задачи административного производства следует отличать от вопросов-задач, которые установлены нормами административно-процессуального законодательства, определяющими общий вектор направленности отдельных видов административного производства. В этой связи данные вопросы-задачи логично называть общими задачами административного производства (например, задачи производства по делам об административных правонарушениях, установленные ст. 24.1 КоАП РФ; задачи контрольно-надзорного производства, установленные ст. 1 Федерального закона N 248).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Особое место среди вышеперечисленных функций правосудия по делам об административных правонарушениях занимает правозащитная функция, которая представляет собой одно из основных направлений судебной деятельности, имеющей своими целями воздействие на определенный сектор общественных отношений, принудительное устранение или минимизацию нарушений прав и свобод граждан. В целом все вышеперечисленные функции включают в себя правозащитные элементы, которые тем или иным образом на различных уровнях способствуют достижению задач правосудия, обусловленных задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) и задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Особое место среди вышеперечисленных функций правосудия по делам об административных правонарушениях занимает правозащитная функция, которая представляет собой одно из основных направлений судебной деятельности, имеющей своими целями воздействие на определенный сектор общественных отношений, принудительное устранение или минимизацию нарушений прав и свобод граждан. В целом все вышеперечисленные функции включают в себя правозащитные элементы, которые тем или иным образом на различных уровнях способствуют достижению задач правосудия, обусловленных задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) и задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).
Статья: Крайняя необходимость как основание освобождения от административной ответственности: проблемы юридической квалификации
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2023, N 5)Подобные судебные акты и материалы правоприменительной практики, вынесенные несудебными органами, влекут укрепление негативной практики, когда лица, представляющие опасность для общества, безнаказанно избегают ответственности по попустительству публичных органов, тем самым смысл ст. 1.2 и 24.1 КоАП РФ, определяющих задачи производства по делам об административных правонарушениях, сводится на нет. Рассмотренное дело, к сожалению, станет примером ухода от ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Тем самым была оказана помощь нарушителю, оправданы и одобрены его действия (бездействие).
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2023, N 5)Подобные судебные акты и материалы правоприменительной практики, вынесенные несудебными органами, влекут укрепление негативной практики, когда лица, представляющие опасность для общества, безнаказанно избегают ответственности по попустительству публичных органов, тем самым смысл ст. 1.2 и 24.1 КоАП РФ, определяющих задачи производства по делам об административных правонарушениях, сводится на нет. Рассмотренное дело, к сожалению, станет примером ухода от ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Тем самым была оказана помощь нарушителю, оправданы и одобрены его действия (бездействие).
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Согласно ст. 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Согласно ст. 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.