Зачисление административных штрафов
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачисление административных штрафов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Исполнительский сбор в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2024 N 88-1474/2024 (УИД 26RS0012-01-2023-000610-05)
Категория спора: Неосновательное обогащение.
Требования: О взыскании неосновательного обогащения в виде ошибочно перечисленных денежных средств.
Обстоятельства: Истец утверждает, что с его счета им ошибочно были переведены денежные средства на счет ответчика.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО4, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1103, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что спорные денежные средства были переведены ФИО1 двумя платежами 100 000 рублей и 40 000 рублей с указанием назначения платежа. ФИО1 действовал от имени ООО "Дагэкосити", в соответствии с выданной доверенностью. Предварительно денежные средства в сумме 150 000 рублей были зачислены на счет ФИО1 для уплаты двух административных штрафов, а также с учетом его вознаграждения в сумме 10 000 рублей. С учетом изложенного суд пришел к выводу о недоказанности факта возникновения у ответчика за счет ФИО1 неосновательного обогащения, подлежащего возврату.
Категория спора: Неосновательное обогащение.
Требования: О взыскании неосновательного обогащения в виде ошибочно перечисленных денежных средств.
Обстоятельства: Истец утверждает, что с его счета им ошибочно были переведены денежные средства на счет ответчика.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО4, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1103, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что спорные денежные средства были переведены ФИО1 двумя платежами 100 000 рублей и 40 000 рублей с указанием назначения платежа. ФИО1 действовал от имени ООО "Дагэкосити", в соответствии с выданной доверенностью. Предварительно денежные средства в сумме 150 000 рублей были зачислены на счет ФИО1 для уплаты двух административных штрафов, а также с учетом его вознаграждения в сумме 10 000 рублей. С учетом изложенного суд пришел к выводу о недоказанности факта возникновения у ответчика за счет ФИО1 неосновательного обогащения, подлежащего возврату.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Вопрос: Вправе ли организация учесть в расходах по налогу на прибыль сумму штрафа за административное нарушение в области безопасности дорожного движения, если она не стала взыскивать этот штраф со своего работника?
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Справочная информация: "Таблица кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации по группе "Налоговые и неналоговые доходы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- письмо Минфина России от 09.07.2024 N 23-02-13/63868 "По вопросу зачисления в бюджеты бюджетной системы РФ административных штрафов, налагаемых по решениям судов, а также сумм от реализации конфискованной алкогольной продукции";
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- письмо Минфина России от 09.07.2024 N 23-02-13/63868 "По вопросу зачисления в бюджеты бюджетной системы РФ административных штрафов, налагаемых по решениям судов, а также сумм от реализации конфискованной алкогольной продукции";
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов. В частности, административные штрафы за нарушения ПДД в 2025 г. в общем случае зачисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41 БК РФ; ч. 21 ст. 15 Закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов. В частности, административные штрафы за нарушения ПДД в 2025 г. в общем случае зачисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41 БК РФ; ч. 21 ст. 15 Закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ).
Статья: Арендатор компенсирует арендодателю штраф ГИБДД: что с налогами
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2022, N 24)Налог на прибыль. Уплаченную сумму штрафа арендодатель не сможет учесть в "прибыльных" расходах. Поскольку в НК РФ прямо установлено, что расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, в целях налогообложения не учитываются <11>. А административный штраф за нарушение Правил дорожного движения как раз таки подлежит зачислению в бюджет в полном объеме <12>.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2022, N 24)Налог на прибыль. Уплаченную сумму штрафа арендодатель не сможет учесть в "прибыльных" расходах. Поскольку в НК РФ прямо установлено, что расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, в целях налогообложения не учитываются <11>. А административный штраф за нарушение Правил дорожного движения как раз таки подлежит зачислению в бюджет в полном объеме <12>.
Статья: Характеристика элементов структуры санкций норм права об административной ответственности
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В частности, последствия материального (имущественного) характера направлены на оказание воздействия на правовое положение лица в части умаления его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться имеющимися у него денежными средствами или имуществом. Например, административный штраф, являющийся на сегодня самым распространенным видом административного наказания, является "денежным взысканием", сумма которого подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1 и 5 ст. 3.5 КоАП РФ). Административный штраф как материальную санкцию рассматривает Г.В. Лукьянова, а И.Ф. Сафарянов - как административно-властное взыскание <3>.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В частности, последствия материального (имущественного) характера направлены на оказание воздействия на правовое положение лица в части умаления его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться имеющимися у него денежными средствами или имуществом. Например, административный штраф, являющийся на сегодня самым распространенным видом административного наказания, является "денежным взысканием", сумма которого подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1 и 5 ст. 3.5 КоАП РФ). Административный штраф как материальную санкцию рассматривает Г.В. Лукьянова, а И.Ф. Сафарянов - как административно-властное взыскание <3>.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете штраф за повторное нарушение Правил дорожного движения, уплаченный водителем и возмещенный организацией?..
(Консультация эксперта, 2025)Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Статья: Влияние систем автоматической фотовидеофиксации правонарушений в области дорожного движения на снижение аварийности
(Жбанова С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)В настоящее время мероприятия по финансированию системы фотовидеофиксации, в том числе по отправке почтовых отправлений, уже осуществляются в основном по региональному признаку. Исключением являются федеральные программы. Денежные средства, полученные от уплаты административных штрафов, наложенных по постановлениям, вынесенным на основании зафиксированного в регионе правонарушения, зачисляются в дорожный фонд соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Жбанова С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)В настоящее время мероприятия по финансированию системы фотовидеофиксации, в том числе по отправке почтовых отправлений, уже осуществляются в основном по региональному признаку. Исключением являются федеральные программы. Денежные средства, полученные от уплаты административных штрафов, наложенных по постановлениям, вынесенным на основании зафиксированного в регионе правонарушения, зачисляются в дорожный фонд соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья: К вопросу о полномочиях должностных лиц полиции при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В результате можно определить наиболее существенные аргументы необоснованности реализации ОВД (полиции) исследуемого полномочия по процессуальному документированию административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ и ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ. Во-первых, это несопоставимое число должностных лиц ОВД (полиции), уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, по сравнению с фактической результативностью такой административной практики, а также с числом должностных лиц иных субъектов правоприменительной деятельности, наделенных аналогичной компетенцией. Во-вторых, несоразмерность бюджетных затрат на осуществление реализуемого полномочия по сравнению с доходами, зачисляемыми в бюджетную систему Российской Федерации от взыскиваемых административных штрафов.
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В результате можно определить наиболее существенные аргументы необоснованности реализации ОВД (полиции) исследуемого полномочия по процессуальному документированию административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ и ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ. Во-первых, это несопоставимое число должностных лиц ОВД (полиции), уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, по сравнению с фактической результативностью такой административной практики, а также с числом должностных лиц иных субъектов правоприменительной деятельности, наделенных аналогичной компетенцией. Во-вторых, несоразмерность бюджетных затрат на осуществление реализуемого полномочия по сравнению с доходами, зачисляемыми в бюджетную систему Российской Федерации от взыскиваемых административных штрафов.
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Более того, в местный бюджет зачисляется 100% земельного налога (ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ), и суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100% (ч. 5 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Более того, в местный бюджет зачисляется 100% земельного налога (ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ), и суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100% (ч. 5 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2011 г. N 162-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона ст. 15.1 КоАП РФ дополнена ч. 2, предусматривающей, что нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом о приеме платежей физических лиц, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с комментируемым Законом, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2011 г. N 162-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона ст. 15.1 КоАП РФ дополнена ч. 2, предусматривающей, что нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом о приеме платежей физических лиц, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с комментируемым Законом, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации административный штраф за неиндексацию заработной платы работников?..
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Вопрос: Принимаются ли в целях налогообложения прибыли понесенные организацией расходы в связи с уплатой штрафа за правонарушение, предусмотренное КоАП г. Москвы?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Суммы административных штрафов за правонарушения, предусмотренные Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, зачисляются в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст. 1.3 КоАП г. Москвы).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Суммы административных штрафов за правонарушения, предусмотренные Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, зачисляются в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст. 1.3 КоАП г. Москвы).