За каждое правонарушение составляется протокол
Подборка наиболее важных документов по запросу За каждое правонарушение составляется протокол (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
(КонсультантПлюс, 2025)Данное правонарушение является длящимся и считается оконченным в день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составить протокол об этом правонарушении (ч. 2 ст. 4.5 КоАП). Следовательно, каждое последующее обнаружение указанным должностным лицом факта непроведения мероприятий по удалению с земельного участка, на котором расположены зеленые насаждения, борщевика Сосновского образует состав нового административного правонарушения..."
(КонсультантПлюс, 2025)Данное правонарушение является длящимся и считается оконченным в день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составить протокол об этом правонарушении (ч. 2 ст. 4.5 КоАП). Следовательно, каждое последующее обнаружение указанным должностным лицом факта непроведения мероприятий по удалению с земельного участка, на котором расположены зеленые насаждения, борщевика Сосновского образует состав нового административного правонарушения..."
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2025 N 05АП-4065/2025 по делу N А51-7757/2025
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.При этом составление таможенным органом отдельных протоколов об административном правонарушении по каждому из допущенных нарушений не свидетельствует о совершении предприятием нескольких самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных статьей 16.14 КоАП РФ, поскольку каждое из таких нарушений квалифицируется как несоблюдение установленных законодательством требований и условий по помещению товаров на хранение и образует признаки объективной стороны одного административного правонарушения.
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.При этом составление таможенным органом отдельных протоколов об административном правонарушении по каждому из допущенных нарушений не свидетельствует о совершении предприятием нескольких самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных статьей 16.14 КоАП РФ, поскольку каждое из таких нарушений квалифицируется как несоблюдение установленных законодательством требований и условий по помещению товаров на хранение и образует признаки объективной стороны одного административного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение цифровых технологий в процессе доказывания по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в Российской Федерации и других странах - участниках Содружества Независимых Государств
(Головко В.В., Бекмурзинова К.К.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Протокол об административном правонарушении составляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме, удостоверенной электронной подписью должностного лица. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к ответственности за совершение правонарушения. Каждый случай составления протокола уполномоченный орган заносит в автоматизированную информационную систему Единого реестра правонарушений.
(Головко В.В., Бекмурзинова К.К.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Протокол об административном правонарушении составляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме, удостоверенной электронной подписью должностного лица. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к ответственности за совершение правонарушения. Каждый случай составления протокола уполномоченный орган заносит в автоматизированную информационную систему Единого реестра правонарушений.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииИз материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 28.05.2012 по 26.07.2012 на основании приказа от 17.05.2012 N 72-12-146/пз в отношении ОАО "Техприбор" контролирующим органом установлены четыре факта правонарушения и по каждому из этих четырех фактов 19.02.2013 составлены четыре протокола и вынесено четыре постановления:
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Таким образом, в случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления транспортным средством, присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Следовательно, действия такого лица следует квалифицировать по вышеуказанным статьям. При этом протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 КоАП РФ, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ - к компетенции должностного лица органов внутренних дел (милиции).
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Таким образом, в случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления транспортным средством, присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Следовательно, действия такого лица следует квалифицировать по вышеуказанным статьям. При этом протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 КоАП РФ, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ - к компетенции должностного лица органов внутренних дел (милиции).
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, само по себе не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, само по себе не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Так, помимо того, что административное расследование может быть затянуто вследствие невозможности составления протокола об административном правонарушении в отношении лица, имеющего какие-либо медицинские противопоказания (даже не влияющие на его способности общаться с должностным лицом и подписать с его слов составленный протокол об административном правонарушении), рассмотрение дела судьей может быть неоднократно отложено. Так, в судебной практике неоднократно откладывалось рассмотрение такого дела сроками на три недели каждое. В протоколе судебного заседания обоснования причин отложения в силу произвольности и необязательности такого протокола не отражались. В частности, сначала дело было отложено мировым судьей для истребования видеозаписи из ГИБДД (несмотря на признание вины нарушителем в протоколе об административном правонарушении и в судебном заседании, и запрошенная видеозапись не подтверждала и не опровергала бы ни один довод, причем по практике взаимодействия ГИБДД и мировых судей она могла быть доставлена мировому судье в этот же либо на следующий день), далее при предоставлении лицом, совершившим административное правонарушение, положительного ПЦР-теста о наличии у него коронавирусной инфекции в день судебного заседания (в тот момент Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2022 г. N 4 срок лечения был определен до 7 суток).
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Так, помимо того, что административное расследование может быть затянуто вследствие невозможности составления протокола об административном правонарушении в отношении лица, имеющего какие-либо медицинские противопоказания (даже не влияющие на его способности общаться с должностным лицом и подписать с его слов составленный протокол об административном правонарушении), рассмотрение дела судьей может быть неоднократно отложено. Так, в судебной практике неоднократно откладывалось рассмотрение такого дела сроками на три недели каждое. В протоколе судебного заседания обоснования причин отложения в силу произвольности и необязательности такого протокола не отражались. В частности, сначала дело было отложено мировым судьей для истребования видеозаписи из ГИБДД (несмотря на признание вины нарушителем в протоколе об административном правонарушении и в судебном заседании, и запрошенная видеозапись не подтверждала и не опровергала бы ни один довод, причем по практике взаимодействия ГИБДД и мировых судей она могла быть доставлена мировому судье в этот же либо на следующий день), далее при предоставлении лицом, совершившим административное правонарушение, положительного ПЦР-теста о наличии у него коронавирусной инфекции в день судебного заседания (в тот момент Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2022 г. N 4 срок лечения был определен до 7 суток).
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Именно поэтому при составлении протокола об административном правонарушении должностному лицу необходимо уделять внимание каждой детали, которая может оказать влияние на исход дела. Если нет прямого процессуального правила, следует руководствоваться правовыми позициями Верховного Суда РФ.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Именно поэтому при составлении протокола об административном правонарушении должностному лицу необходимо уделять внимание каждой детали, которая может оказать влияние на исход дела. Если нет прямого процессуального правила, следует руководствоваться правовыми позициями Верховного Суда РФ.
Статья: К вопросу о закреплении приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Должностные лица федерального органа исполнительной власти при осуществлении ими административно-юрисдикционной деятельности в рамках производства по делам об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В случае нарушения прав гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в суд незаконных решений и действий (или бездействия) должностных лиц властного органа. Осуществляя производство по делам об административных правонарушениях, суды не должны допускать использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 51).
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Должностные лица федерального органа исполнительной власти при осуществлении ими административно-юрисдикционной деятельности в рамках производства по делам об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В случае нарушения прав гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в суд незаконных решений и действий (или бездействия) должностных лиц властного органа. Осуществляя производство по делам об административных правонарушениях, суды не должны допускать использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 51).
Статья: К вопросу об актуальности ведения протокола судебного заседания при рассмотрении судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)<14> Статья 8.31 проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099061, предполагает составление протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении в суде в ходе каждого дела // СПС "КонсультантПлюс".
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)<14> Статья 8.31 проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099061, предполагает составление протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении в суде в ходе каждого дела // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Актуальные проблемы практики назначения наказаний при множественности административных правонарушений
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В совокупности данные нормы не могут быть истолкованы иначе как прямо обязывающие составлять отдельный протокол и выносить отдельное постановление по факту каждого выявленного правонарушения. Не противоречит этому выводу и ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ <1>, ведь в ней речь идет об одном деянии, пусть и содержащем составы различных правонарушений.
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В совокупности данные нормы не могут быть истолкованы иначе как прямо обязывающие составлять отдельный протокол и выносить отдельное постановление по факту каждого выявленного правонарушения. Не противоречит этому выводу и ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ <1>, ведь в ней речь идет об одном деянии, пусть и содержащем составы различных правонарушений.
Статья: Институт давности привлечения к административной ответственности: законодательная основа и правоприменительная практика
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)фиксируя сроки давности привлечения к административной ответственности, федеральный законодатель в целях создания нормативных предпосылок для своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и его разрешения в точном соответствии с законом обязан обеспечивать их надлежащее сопряжение со сроками административно-деликтного производства (составления протокола об административном правонарушении, административного расследования, рассмотрения дела об административном правонарушении и др.) с тем, чтобы совокупность последних во всяком случае не превышала продолжительности времени, отведенного КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)фиксируя сроки давности привлечения к административной ответственности, федеральный законодатель в целях создания нормативных предпосылок для своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и его разрешения в точном соответствии с законом обязан обеспечивать их надлежащее сопряжение со сроками административно-деликтного производства (составления протокола об административном правонарушении, административного расследования, рассмотрения дела об административном правонарушении и др.) с тем, чтобы совокупность последних во всяком случае не превышала продолжительности времени, отведенного КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Готовое решение: Что работодателю нужно знать о проверках (контрольных (надзорных) мероприятиях) ГИТ
(КонсультантПлюс, 2025)составить протокол и привлечь вас к ответственности за административные правонарушения в пределах своих полномочий, например оштрафовать. При этом штраф для организации за каждое совершенное впервые нарушение трудового законодательства различается в зависимости от вида нарушения. Например, если задержали зарплату - от 30 до 50 тыс. руб., а если неверно оформили трудовой договор - от 50 до 100 тыс. руб. А за совершенное впервые нарушение требований охраны труда возможен штраф от 50 тыс. руб. до 150 тыс. руб. в зависимости от вида нарушения. Причем штрафы могут суммировать, в случае если нарушены разные требования закона, а также если нарушено одно и то же требование закона, но в отношении нескольких работников (есть практика) (ч. 4, 6 ст. 5.27, ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, абз. 13 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)составить протокол и привлечь вас к ответственности за административные правонарушения в пределах своих полномочий, например оштрафовать. При этом штраф для организации за каждое совершенное впервые нарушение трудового законодательства различается в зависимости от вида нарушения. Например, если задержали зарплату - от 30 до 50 тыс. руб., а если неверно оформили трудовой договор - от 50 до 100 тыс. руб. А за совершенное впервые нарушение требований охраны труда возможен штраф от 50 тыс. руб. до 150 тыс. руб. в зависимости от вида нарушения. Причем штрафы могут суммировать, в случае если нарушены разные требования закона, а также если нарушено одно и то же требование закона, но в отношении нескольких работников (есть практика) (ч. 4, 6 ст. 5.27, ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, абз. 13 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)К схожим выводам при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ пришел и Арбитражный суд Дальневосточного округа, который в Постановлении от 14.12.2021 по делу N А51-6892/2021 принял во внимание, что нарушения лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности были выявлены административным органом по заявлению одного и того же лица в ходе проведения одной проверки, при этом охранные услуги оказывались в рамках одного договора. В этой связи суд округа посчитал, что составление административным органом отдельных протоколов по делу об административном правонарушении по каждому из допущенных нарушений не свидетельствует о совершении обществом нескольких самостоятельных административных правонарушений, поскольку каждое из таких нарушений в отношении различных объектов охраны квалифицируется как нарушение лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности и образует единый состав правонарушения.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)К схожим выводам при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ пришел и Арбитражный суд Дальневосточного округа, который в Постановлении от 14.12.2021 по делу N А51-6892/2021 принял во внимание, что нарушения лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности были выявлены административным органом по заявлению одного и того же лица в ходе проведения одной проверки, при этом охранные услуги оказывались в рамках одного договора. В этой связи суд округа посчитал, что составление административным органом отдельных протоколов по делу об административном правонарушении по каждому из допущенных нарушений не свидетельствует о совершении обществом нескольких самостоятельных административных правонарушений, поскольку каждое из таких нарушений в отношении различных объектов охраны квалифицируется как нарушение лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности и образует единый состав правонарушения.
Статья: Контроль и надзор как границы воздействия уполномоченного органа на субъект предпринимательской деятельности в условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности
(Минина А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Далее сопоставим сведения о количестве выявленных правонарушений и количестве плановых и внеплановых проверок. Такое сопоставление показало, что каждая проверка в стране заканчивается составлением протокола об административном правонарушении. Таким образом, представляется, что пока бизнес не готов к снижению уровня вмешательства в их деятельность со стороны контрольно-надзорных органов.
(Минина А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Далее сопоставим сведения о количестве выявленных правонарушений и количестве плановых и внеплановых проверок. Такое сопоставление показало, что каждая проверка в стране заканчивается составлением протокола об административном правонарушении. Таким образом, представляется, что пока бизнес не готов к снижению уровня вмешательства в их деятельность со стороны контрольно-надзорных органов.
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Соответственно, приходим к выводу, что законодателю нерационально возлагать на какой-либо административный орган функцию государственного обвинения при каждом рассмотрении дела об административном правонарушении, однако необходимо обеспечить включение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в число участников производства по делам об административных правонарушениях, перечисленных в гл. 25 КоАП РФ, с предоставлением ему всех процессуальных прав. В частности, чтобы должностные лица имели гарантированную возможность ознакомиться с материалами дела, заявлять соответствующие ходатайства и отводы, задавать вопросы иным участникам производства, т.е. придать им статус стороны по делу со всеми вытекающими последствиями.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Соответственно, приходим к выводу, что законодателю нерационально возлагать на какой-либо административный орган функцию государственного обвинения при каждом рассмотрении дела об административном правонарушении, однако необходимо обеспечить включение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в число участников производства по делам об административных правонарушениях, перечисленных в гл. 25 КоАП РФ, с предоставлением ему всех процессуальных прав. В частности, чтобы должностные лица имели гарантированную возможность ознакомиться с материалами дела, заявлять соответствующие ходатайства и отводы, задавать вопросы иным участникам производства, т.е. придать им статус стороны по делу со всеми вытекающими последствиями.