За какой период проводится налоговая проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу За какой период проводится налоговая проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа, которым налогоплательщику в том числе была доначислена сумма пеней. Общество ссылалось на несвоевременное вручение инспекцией акта выездной налоговой проверки, что привело к существенному увеличению суммы пеней и лишило налогоплательщика возможности уплатить ее сразу после получения акта с целью минимизации затрат на уплату пеней. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что налоговое законодательство связывает начисление пеней не с периодом проведения налоговой проверки, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика. Несвоевременное вынесение (вручение) решения налоговым органом не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, так как начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а пени подлежат начислению по дату фактической уплаты налога. Связь между моментом получения акта проверки и моментом уплаты налогов, факты занижения которых установлены проверкой, отсутствует.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа, которым налогоплательщику в том числе была доначислена сумма пеней. Общество ссылалось на несвоевременное вручение инспекцией акта выездной налоговой проверки, что привело к существенному увеличению суммы пеней и лишило налогоплательщика возможности уплатить ее сразу после получения акта с целью минимизации затрат на уплату пеней. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что налоговое законодательство связывает начисление пеней не с периодом проведения налоговой проверки, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика. Несвоевременное вынесение (вручение) решения налоговым органом не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, так как начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а пени подлежат начислению по дату фактической уплаты налога. Связь между моментом получения акта проверки и моментом уплаты налогов, факты занижения которых установлены проверкой, отсутствует.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 53 "Органы юридического лица" ГК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о взыскании убытков с генерального директора организации-должника. Суд установил, что в отношении общества в разные периоды были проведены выездные налоговые проверки, по результатам каждой из которых налогоплательщик был привлечен к ответственности с доначислением сумм налогов, пеней и штрафов. В отношении генерального директора суд установил, что данное лицо не участвовало во взаимоотношениях со спорными контрагентами, договоры заключались руководителями обособленных подразделений общества. В материалы дела не представлено доказательств того, что руководитель общества был осведомлен об обстоятельствах, послуживших основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, а равно доказательств того, что в должностные обязанности генерального директора должника входила проверка всех его контрагентов, привлекаемых в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в обособленных подразделениях. Суд сделал вывод об отсутствии доказательств того, что директор знал или мог узнать о фиктивности правоотношений с контрагентами, послуживших основанием для доначислений. Следовательно, отсутствуют правовые основания для взыскания с генерального директора понесенных обществом убытков.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о взыскании убытков с генерального директора организации-должника. Суд установил, что в отношении общества в разные периоды были проведены выездные налоговые проверки, по результатам каждой из которых налогоплательщик был привлечен к ответственности с доначислением сумм налогов, пеней и штрафов. В отношении генерального директора суд установил, что данное лицо не участвовало во взаимоотношениях со спорными контрагентами, договоры заключались руководителями обособленных подразделений общества. В материалы дела не представлено доказательств того, что руководитель общества был осведомлен об обстоятельствах, послуживших основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, а равно доказательств того, что в должностные обязанности генерального директора должника входила проверка всех его контрагентов, привлекаемых в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в обособленных подразделениях. Суд сделал вывод об отсутствии доказательств того, что директор знал или мог узнать о фиктивности правоотношений с контрагентами, послуживших основанием для доначислений. Следовательно, отсутствуют правовые основания для взыскания с генерального директора понесенных обществом убытков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)2. За какой период могут проверить налоги при выездной налоговой проверке
(КонсультантПлюс, 2025)2. За какой период могут проверить налоги при выездной налоговой проверке
Типовая ситуация: Налоговые проверки: виды, правила, сроки, документы
(Издательство "Главная книга", 2025)Проверить могут 3 года, предшествующие году вынесения решения о проверке, и периоды текущего года (Письмо ФНС от 17.04.2019 N ЕД-4-2/7305).
(Издательство "Главная книга", 2025)Проверить могут 3 года, предшествующие году вынесения решения о проверке, и периоды текущего года (Письмо ФНС от 17.04.2019 N ЕД-4-2/7305).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья: Сколько раз в ходе одной выездной проверки налоговая может проводить осмотр?
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Компания сочла второй осмотр незаконным, так как согласно ст. 31, 82, 92 НК РФ в период проведения выездной налоговой проверки инспекция вправе проводить осмотр. А значит, налоговый орган не наделен правом на многократное проведение осмотров одних и тех же помещений в ходе одной выездной проверки.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Компания сочла второй осмотр незаконным, так как согласно ст. 31, 82, 92 НК РФ в период проведения выездной налоговой проверки инспекция вправе проводить осмотр. А значит, налоговый орган не наделен правом на многократное проведение осмотров одних и тех же помещений в ходе одной выездной проверки.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Оспариваемая норма позволяет налоговым органам произвольно истребовать у налогоплательщика документы и сведения о его хозяйственной деятельности за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок, без указания конкретных сделок и обоснования необходимости их истребования.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Оспариваемая норма позволяет налоговым органам произвольно истребовать у налогоплательщика документы и сведения о его хозяйственной деятельности за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок, без указания конкретных сделок и обоснования необходимости их истребования.
Статья: Субсидиарная ответственность - размер имеет значение
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)А вот для требований налогового органа, которые он предъявил до закрытия реестра и которые еще не подтверждены актом, обязательным для определения задолженности (как правило, речь идет о налоговой проверке, проводимой в период банкротства компании), срок включения в РТК продлевается еще на 6 месяцев со дня закрытия РТК. Получается, что у налогового органа есть дополнительное время, чтобы начать проведение мероприятий налогового контроля, выявить дополнительную задолженность должника перед бюджетом и включить ее в РТК. А должник или кредиторы уже после включения такого требования уполномоченного органа в РТК будут принимать меры к определению действительного его размера посредством обжалования доначисленной суммы налогов (пеней и штрафов).
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)А вот для требований налогового органа, которые он предъявил до закрытия реестра и которые еще не подтверждены актом, обязательным для определения задолженности (как правило, речь идет о налоговой проверке, проводимой в период банкротства компании), срок включения в РТК продлевается еще на 6 месяцев со дня закрытия РТК. Получается, что у налогового органа есть дополнительное время, чтобы начать проведение мероприятий налогового контроля, выявить дополнительную задолженность должника перед бюджетом и включить ее в РТК. А должник или кредиторы уже после включения такого требования уполномоченного органа в РТК будут принимать меры к определению действительного его размера посредством обжалования доначисленной суммы налогов (пеней и штрафов).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В акте налоговой проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 ст. 100 НК РФ, в частности дата акта налоговой проверки, наименование налогоплательщика, период, за который проведена проверка, и т.д. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В акте налоговой проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 ст. 100 НК РФ, в частности дата акта налоговой проверки, наименование налогоплательщика, период, за который проведена проверка, и т.д. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
Статья: Что нужно учесть учреждению, если в рамках проверки налоговики проводят допрос свидетелей?
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Схожую позицию занимают арбитры и в отношении правомочности протоколов допросов свидетелей, проведенных налоговиками в период приостановления налоговой проверки. Пленум ВАС в п. 26 Постановления N 57 подчеркнул: в период приостановления выездной налоговой проверки налоговый орган не лишен права осуществлять контрольные мероприятия (включая допросы свидетелей) вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кассационные суды, разумеется, используют этот тезис при рассмотрении налоговых споров (см., например, Постановления АС СЗО от 30.07.2020 N Ф07-7553/2020 по делу N А56-108101/2019 <8>, АС ДВО от 28.11.2019 N Ф03-4534/2019 по делу N А73-11713/2018).
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Схожую позицию занимают арбитры и в отношении правомочности протоколов допросов свидетелей, проведенных налоговиками в период приостановления налоговой проверки. Пленум ВАС в п. 26 Постановления N 57 подчеркнул: в период приостановления выездной налоговой проверки налоговый орган не лишен права осуществлять контрольные мероприятия (включая допросы свидетелей) вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кассационные суды, разумеется, используют этот тезис при рассмотрении налоговых споров (см., например, Постановления АС СЗО от 30.07.2020 N Ф07-7553/2020 по делу N А56-108101/2019 <8>, АС ДВО от 28.11.2019 N Ф03-4534/2019 по делу N А73-11713/2018).
Вопрос: О периодах, за которые проводится выездная налоговая проверка.
(Письмо Минфина России от 26.07.2018 N 03-02-07/1/52519)Вопрос: О периодах, за которые проводится выездная налоговая проверка.
(Письмо Минфина России от 26.07.2018 N 03-02-07/1/52519)Вопрос: О периодах, за которые проводится выездная налоговая проверка.
Статья: Процессуальные особенности уголовного преследования по делам о налоговых преступлениях
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Особенности прекращения уголовного дела. Практика прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях показывает следующую закономерность: в связи с возмещением вреда, причиненного бюджетной системе РФ, прекращаются в основном дела по ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ, т.е. по уклонениям в крупном, но не в особо крупном размере. Дела по последним тоже прекращаются по названному основанию, но тогда, когда размер ущерба не гигантский, - 50 млн руб., а не 500 млн руб. Отметим, что большие суммы налогов, доначисленные крупнейшим налогоплательщикам, тоже ими уплачиваются (это, конечно, не бумажный НДС, а значительно более интеллектуально сложные схемы), но это происходит сразу же после окончания налоговой проверки, а значит, без возбуждения уголовного дела. Не уплачивают до возбуждения уголовного дела причитающиеся суммы (даже при осознании бесперспективности судебных споров) те налогоплательщики или их руководители (учредители), для которых это финансово нецелесообразно. Если суммы налогов, пени и штрафов велики и их погашение в любом случае требует банкротства организации-налогоплательщика, то перед руководителем (или другим лицом, которое в будущем станет обвиняемым, а эта перспектива осознается им еще в период проведения налоговой проверки, т.е. примерно за год до начала уголовного преследования) встает вопрос - погасить долги за счет своего имущества или быть осужденным. Нередки случаи выбора второго варианта, позволяющего сохранить благосостояние (заблаговременно осуществив юридический перевод имущества на аффилированных лиц) и ставящего перед риском, как правило, только условного наказания. Даже этот риск не так уж велик, поскольку указанные выше длительные сроки совершения всех процессуальных действий по исследуемым уголовным делам с высокой вероятностью приводят к истечению срока давности к моменту вынесения приговора.
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Особенности прекращения уголовного дела. Практика прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях показывает следующую закономерность: в связи с возмещением вреда, причиненного бюджетной системе РФ, прекращаются в основном дела по ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ, т.е. по уклонениям в крупном, но не в особо крупном размере. Дела по последним тоже прекращаются по названному основанию, но тогда, когда размер ущерба не гигантский, - 50 млн руб., а не 500 млн руб. Отметим, что большие суммы налогов, доначисленные крупнейшим налогоплательщикам, тоже ими уплачиваются (это, конечно, не бумажный НДС, а значительно более интеллектуально сложные схемы), но это происходит сразу же после окончания налоговой проверки, а значит, без возбуждения уголовного дела. Не уплачивают до возбуждения уголовного дела причитающиеся суммы (даже при осознании бесперспективности судебных споров) те налогоплательщики или их руководители (учредители), для которых это финансово нецелесообразно. Если суммы налогов, пени и штрафов велики и их погашение в любом случае требует банкротства организации-налогоплательщика, то перед руководителем (или другим лицом, которое в будущем станет обвиняемым, а эта перспектива осознается им еще в период проведения налоговой проверки, т.е. примерно за год до начала уголовного преследования) встает вопрос - погасить долги за счет своего имущества или быть осужденным. Нередки случаи выбора второго варианта, позволяющего сохранить благосостояние (заблаговременно осуществив юридический перевод имущества на аффилированных лиц) и ставящего перед риском, как правило, только условного наказания. Даже этот риск не так уж велик, поскольку указанные выше длительные сроки совершения всех процессуальных действий по исследуемым уголовным делам с высокой вероятностью приводят к истечению срока давности к моменту вынесения приговора.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ2. ПЕРИОД, ОХВАТЫВАЕМЫЙ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКОЙ
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 5.1 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который осуществляется (осуществлен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 5.1 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который осуществляется (осуществлен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев: