Юридические лица публичного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Юридические лица публичного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учреждение здравоохранения как юридическое лицо публичного права
(Даунгли А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
(Даунгли А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
Статья: Юридические лица публичного права в арбитраже: в поисках оптимальной модели участия
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)"Журнал российского права", 2025, N 3
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)"Журнал российского права", 2025, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В случае компенсации публично-правовой компанией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, такая публично-правовая компания обладает правом, предусмотренным частью 4 статьи 66 настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В случае компенсации публично-правовой компанией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, такая публично-правовая компания обладает правом, предусмотренным частью 4 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Порядок исполнения органами и юридическими лицами, выступающими на стороне публичного партнера, отдельных прав и обязанностей публичного партнера, объем и состав этих прав и обязанностей определяются соглашением на основании решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Порядок исполнения органами и юридическими лицами, выступающими на стороне публичного партнера, отдельных прав и обязанностей публичного партнера, объем и состав этих прав и обязанностей определяются соглашением на основании решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства.
Статья: Понятие и сущность государственной корпорации по законодательству Российской Федерации
(Гайдуков Д.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)1. Гаджиев Г.А. Конституционно-правовые нормы как система координат, предопределяющая правовой статус госкорпораций в России / Г.А. Гаджиев // Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 г.: госкорпорации - юридические лица публичного права: сборник статей / ответственный редактор Г.А. Гаджиев. Москва: Юстицинформ, 2010. С. 4 - 31.
(Гайдуков Д.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)1. Гаджиев Г.А. Конституционно-правовые нормы как система координат, предопределяющая правовой статус госкорпораций в России / Г.А. Гаджиев // Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 г.: госкорпорации - юридические лица публичного права: сборник статей / ответственный редактор Г.А. Гаджиев. Москва: Юстицинформ, 2010. С. 4 - 31.
Статья: О системе публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<6> В административно-правовой науке такие организации получили название юридических лиц публичного права. См., например: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007; Чиркин В.Е. Публично-правовое образование. М.: Норма, 2011; Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права. Вопросы теории. М.: Наука, 2010.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<6> В административно-правовой науке такие организации получили название юридических лиц публичного права. См., например: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007; Чиркин В.Е. Публично-правовое образование. М.: Норма, 2011; Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права. Вопросы теории. М.: Наука, 2010.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<11> Низов В.А. Конституционно-правовые основы публичной собственности в контексте создания юридических лиц публичного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. N 5. С. 139.
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<11> Низов В.А. Конституционно-правовые основы публичной собственности в контексте создания юридических лиц публичного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. N 5. С. 139.
Статья: Правосубъектность органов публичной власти в публичном праве
(Кононов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Статья посвящена вопросам правовой природы и специфики правосубъектности органов публичной власти в публичном праве. Рассматривается соотношение разных видов правосубъектности органов публичной власти. На основе анализа правового регулирования юридического лица публичного права и его правосубъектности делается вывод о том, что она не отражает всей специфики правосубъектности органов публичной власти.
(Кононов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Статья посвящена вопросам правовой природы и специфики правосубъектности органов публичной власти в публичном праве. Рассматривается соотношение разных видов правосубъектности органов публичной власти. На основе анализа правового регулирования юридического лица публичного права и его правосубъектности делается вывод о том, что она не отражает всей специфики правосубъектности органов публичной власти.
Статья: Степень научного осмысления проблематики, связанной с процессуальным положением потерпевшего и возмещением ему вреда
(Тарнавский О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Исследования, посвященные государству как потерпевшему в уголовно-правовых отношениях. На факт возможного признания потерпевшим государства, его образований и государственных органов обращают внимание исследователи-цивилисты уже давно <8> и даже предлагают включить в гражданское законодательство самостоятельную группу субъектов - юридическое лицо публичного права <9>.
(Тарнавский О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Исследования, посвященные государству как потерпевшему в уголовно-правовых отношениях. На факт возможного признания потерпевшим государства, его образований и государственных органов обращают внимание исследователи-цивилисты уже давно <8> и даже предлагают включить в гражданское законодательство самостоятельную группу субъектов - юридическое лицо публичного права <9>.
Статья: Частное лицо как субъект административного права
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Необходимость дальнейшего совершенствования понятийно-категориального аппарата этой теории обусловлена появлением в постсоветский период новых субъектов административного права и расширением его субъектного состава, постепенным наполнением новым содержанием уже устоявшихся в науке понятий, использованием новых и возрождением старых, некогда забытых научных категорий. В теории административного права отсутствует целостное, логически завершенное учение отраслевой системы его субъектов, не решена проблема правовой личности государства и муниципальных образований как субъектов административного права, остается открытым вопрос о возможности и необходимости введения в научный оборот категории юридического лица публичного права - понятия, широко известного за рубежом и в отечественной юриспруденции досоветского периода. В рамках административно-правовой систематики актуализируется проблема теоретического обоснования используемых в административно-правовом лексиконе понятий "публичный субъект административного права", "публичное лицо", "частный субъект административного права".
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Необходимость дальнейшего совершенствования понятийно-категориального аппарата этой теории обусловлена появлением в постсоветский период новых субъектов административного права и расширением его субъектного состава, постепенным наполнением новым содержанием уже устоявшихся в науке понятий, использованием новых и возрождением старых, некогда забытых научных категорий. В теории административного права отсутствует целостное, логически завершенное учение отраслевой системы его субъектов, не решена проблема правовой личности государства и муниципальных образований как субъектов административного права, остается открытым вопрос о возможности и необходимости введения в научный оборот категории юридического лица публичного права - понятия, широко известного за рубежом и в отечественной юриспруденции досоветского периода. В рамках административно-правовой систематики актуализируется проблема теоретического обоснования используемых в административно-правовом лексиконе понятий "публичный субъект административного права", "публичное лицо", "частный субъект административного права".
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Второй критерий определения компетенции арбитража основан на субъектном составе участников дела. Допустимость передачи спора на рассмотрение третейского суда, производная от субъектного состава участников дела, известна в доктрине как субъективная арбитрабельность. Именно на ее основе разграничиваются дела как между третейскими и государственными судами, так и между внутренними и международными коммерческими арбитражами. Отечественная Морская арбитражная комиссия разрешает споры независимо от того, являются сторонами отношений субъекты российского и иностранного права либо только российского или только иностранного права. Более сложным, однако, является вопрос об участии в морском арбитраже субъектов морского права, которые соединяют в себе черты частного и публичного характера, обладают статусом юридических лиц публичного права либо иным специальным статусом. Переосмысления в современных условиях, на наш взгляд, требует проблема участия в морском арбитраже особых субъектов - морских портов (с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст. 9 КТМ РФ). Рассматриваемый критерий допустимости передачи спора на рассмотрение морского арбитража применяется только совместно с объективной арбитрабильностью.
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Второй критерий определения компетенции арбитража основан на субъектном составе участников дела. Допустимость передачи спора на рассмотрение третейского суда, производная от субъектного состава участников дела, известна в доктрине как субъективная арбитрабельность. Именно на ее основе разграничиваются дела как между третейскими и государственными судами, так и между внутренними и международными коммерческими арбитражами. Отечественная Морская арбитражная комиссия разрешает споры независимо от того, являются сторонами отношений субъекты российского и иностранного права либо только российского или только иностранного права. Более сложным, однако, является вопрос об участии в морском арбитраже субъектов морского права, которые соединяют в себе черты частного и публичного характера, обладают статусом юридических лиц публичного права либо иным специальным статусом. Переосмысления в современных условиях, на наш взгляд, требует проблема участия в морском арбитраже особых субъектов - морских портов (с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст. 9 КТМ РФ). Рассматриваемый критерий допустимости передачи спора на рассмотрение морского арбитража применяется только совместно с объективной арбитрабильностью.
Статья: Несудебные акты в законодательстве об исполнительном производстве Российской Федерации и зарубежных государств (на примере Италии и Франции)
(Тюленев А.Н.)
("Современное право", 2025, N 7)- выданные юридическими лицами публичного права документы, признаваемые таковыми в соответствии с законом, или их решения, которым закон придает силу судебных решений;
(Тюленев А.Н.)
("Современное право", 2025, N 7)- выданные юридическими лицами публичного права документы, признаваемые таковыми в соответствии с законом, или их решения, которым закон придает силу судебных решений;
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<447> В зарубежных правопорядках государство ("казна") в большинстве случаев участвует в гражданских правоотношениях не в качестве самостоятельного субъекта, а в качестве "юридического лица публичного права" - исторически сложившейся категории с весьма условным наименованием, в воссоздании которой современный отечественный правопорядок не испытывает какой-либо практической надобности (подробнее см.: Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. N 2).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<447> В зарубежных правопорядках государство ("казна") в большинстве случаев участвует в гражданских правоотношениях не в качестве самостоятельного субъекта, а в качестве "юридического лица публичного права" - исторически сложившейся категории с весьма условным наименованием, в воссоздании которой современный отечественный правопорядок не испытывает какой-либо практической надобности (подробнее см.: Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. N 2).
Статья: Местное сообщество как субъект местного самоуправления: между социальным и конституционно-правовым
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 4)Более содержательно сложным является термин "территориальный коллектив" ("территориальный публичный коллектив"). Именно его использует В.Е. Чиркин для обозначения различного рода коллективов в качестве носителей публичных прав и обязанностей (юридических лиц публичного права). В основе такого коллектива лежат территориально-общественные - публично-правовые по своей природе - связи физических и юридических лиц <8>. В отличие от социологически нейтрального "населения" "территориальный коллектив" подчеркивает факт образования устойчивой стабилизированной по территориальному критерию группы. Такие, созданные по месту жительства группы отчетливо отграничиваются от групп, основанных на частном (индивидуальном) интересе. Они признаются субъектами (носителями) муниципальной власти как власти публичной (на наш взгляд, государственной).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 4)Более содержательно сложным является термин "территориальный коллектив" ("территориальный публичный коллектив"). Именно его использует В.Е. Чиркин для обозначения различного рода коллективов в качестве носителей публичных прав и обязанностей (юридических лиц публичного права). В основе такого коллектива лежат территориально-общественные - публично-правовые по своей природе - связи физических и юридических лиц <8>. В отличие от социологически нейтрального "населения" "территориальный коллектив" подчеркивает факт образования устойчивой стабилизированной по территориальному критерию группы. Такие, созданные по месту жительства группы отчетливо отграничиваются от групп, основанных на частном (индивидуальном) интересе. Они признаются субъектами (носителями) муниципальной власти как власти публичной (на наш взгляд, государственной).