Являются ли институты гражданского общества участниками мероприятий по противодействию коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Являются ли институты гражданского общества участниками мероприятий по противодействию коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие"
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров)
("ИЗиСП", "ПОЛИГРАФ-ПЛЮС", 2013)Несмотря на имеющиеся методологические сложности, можно выделить основных участников механизма взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Прежде всего назовем общественные организации (ассоциации, объединения, фонды, союзы). Данные структуры во взаимодействии с органами власти могут осуществлять разработку и реализацию антикоррупционных программ; обеспечивать общественный контроль над разработкой законопроектов; проводить совместные мероприятия, направленные на выработку рекомендаций по борьбе с коррупцией; заниматься пропагандой, направленной на борьбу с коррупцией; проводить антикоррупционные исследования (правовые, социологические, экономические и др.).
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров)
("ИЗиСП", "ПОЛИГРАФ-ПЛЮС", 2013)Несмотря на имеющиеся методологические сложности, можно выделить основных участников механизма взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Прежде всего назовем общественные организации (ассоциации, объединения, фонды, союзы). Данные структуры во взаимодействии с органами власти могут осуществлять разработку и реализацию антикоррупционных программ; обеспечивать общественный контроль над разработкой законопроектов; проводить совместные мероприятия, направленные на выработку рекомендаций по борьбе с коррупцией; заниматься пропагандой, направленной на борьбу с коррупцией; проводить антикоррупционные исследования (правовые, социологические, экономические и др.).
Статья: Антикоррупционное законодательство в системе органов местного самоуправления
(Окороков В.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 1)Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации <1>. Критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН, 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан <2>.
(Окороков В.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 1)Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации <1>. Критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН, 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан <2>.
Статья: Криминологический мониторинг и индекс коррупционной преступности
(Никонов П.В.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 3)<6> Кабанов П.А. Криминологический мониторинг взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции // Мониторинг правоприменения. 2012. N 4. С. 25 - 31; Сидоренко Э.Л. К вопросу о новых направлениях криминологического мониторинга коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. N 1. С. 17 - 25; Булыгин М. Криминологический мониторинг преступности: понятие, предмет и методология // Законность и правопорядок. 2016. N 2 (38). С. 39 - 44; Клишков В.Б., Пасынков В.В., Стебенева Е.В. Криминологический мониторинг: значение, этапы, методика // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. N 4. С. 112 - 127.
(Никонов П.В.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 3)<6> Кабанов П.А. Криминологический мониторинг взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции // Мониторинг правоприменения. 2012. N 4. С. 25 - 31; Сидоренко Э.Л. К вопросу о новых направлениях криминологического мониторинга коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. N 1. С. 17 - 25; Булыгин М. Криминологический мониторинг преступности: понятие, предмет и методология // Законность и правопорядок. 2016. N 2 (38). С. 39 - 44; Клишков В.Б., Пасынков В.В., Стебенева Е.В. Криминологический мониторинг: значение, этапы, методика // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. N 4. С. 112 - 127.
Статья: Антикоррупционный комплаенс: понятие, виды
(Арзамасов Ю.Г.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Данную тенденцию можно охарактеризовать с точки зрения теории права и государства как непосредственную активизацию институтов гражданского общества в противодействии коррупции, выработке различных антикоррупционных мер в целях построения правового государства, в котором нормы права соблюдаются всеми участниками правовых отношений независимо от должности и имущественного положения.
(Арзамасов Ю.Г.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Данную тенденцию можно охарактеризовать с точки зрения теории права и государства как непосредственную активизацию институтов гражданского общества в противодействии коррупции, выработке различных антикоррупционных мер в целях построения правового государства, в котором нормы права соблюдаются всеми участниками правовых отношений независимо от должности и имущественного положения.
Статья: Синергетический подход в уголовном процессе: минимизация рисковых ситуаций в условиях цифрового моделирования правовой системы
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Относительно новым является принятие информационно-технических подходов и их использование в работе правоприменителей <1>. Д.М. Фарахиев доказывает, что в список субъектов противодействия коррупции необходимо внести институты гражданского общества [8, с. 250 - 254], поскольку одним из направлений, закрепленным в Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, является "применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции" <2>.
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Относительно новым является принятие информационно-технических подходов и их использование в работе правоприменителей <1>. Д.М. Фарахиев доказывает, что в список субъектов противодействия коррупции необходимо внести институты гражданского общества [8, с. 250 - 254], поскольку одним из направлений, закрепленным в Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, является "применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции" <2>.
Тематический выпуск: Коммерческие аспекты дарения
(Бычков А.И.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2017, N 8)Благотворительность является публично значимой деятельностью и должна поощряться государством для стимулирования развития в стране различных институтов гражданского общества. Однако на практике участники гражданского оборота сталкиваются с различными административными барьерами, препятствующими их общественной активности.
(Бычков А.И.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2017, N 8)Благотворительность является публично значимой деятельностью и должна поощряться государством для стимулирования развития в стране различных институтов гражданского общества. Однако на практике участники гражданского оборота сталкиваются с различными административными барьерами, препятствующими их общественной активности.
Статья: Общественная и (или) публичная власть: проблема соотношения в контексте конституционной реформы 2020 г.
(Маркова Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<15> В литературе встречается также и выделение пяти форм публичной власти: 1) прямая публичная власть; 2) публичная государственная власть; 3) публичная муниципальная власть; 4) публичная корпоративная власть, где участниками выступают институты гражданского общества и их постоянно действующие органы; 5) члены разнообразных общественных объединений; 6) надгосударственная (международно-правовая) публичная власть. См. подробнее: Югов А.А. Конституционные начала публичной власти: российское измерение // Российский юридический журнал. 2005. N 1 (45). С. 43 - 53.
(Маркова Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<15> В литературе встречается также и выделение пяти форм публичной власти: 1) прямая публичная власть; 2) публичная государственная власть; 3) публичная муниципальная власть; 4) публичная корпоративная власть, где участниками выступают институты гражданского общества и их постоянно действующие органы; 5) члены разнообразных общественных объединений; 6) надгосударственная (международно-правовая) публичная власть. См. подробнее: Югов А.А. Конституционные начала публичной власти: российское измерение // Российский юридический журнал. 2005. N 1 (45). С. 43 - 53.
Статья: Об эффективности формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению как меры профилактики мелкого взяточничества
(Зырянова Ж.Е.)
("Российский следователь", 2020, N 9)Нам видится, что даже незначительный рост количества коррупционных преступлений, в частности преступлений, связанных со взяточничеством, привел к падению Российской Федерации в 2018 г. на три места в Индексе восприятия коррупции, что показало несовершенство принимаемых мер в рассматриваемой нами области. Заместитель генерального директора Transparency International Юлий Нисневич отметил, "что власть не может справляться с ростом коррупции, если в этом процессе не будет участвовать гражданское общество" <7>. Автор приходит к выводу о необходимости воплощения данной идеи в процессе включения институтов гражданского общества в процесс борьбы с коррупцией.
(Зырянова Ж.Е.)
("Российский следователь", 2020, N 9)Нам видится, что даже незначительный рост количества коррупционных преступлений, в частности преступлений, связанных со взяточничеством, привел к падению Российской Федерации в 2018 г. на три места в Индексе восприятия коррупции, что показало несовершенство принимаемых мер в рассматриваемой нами области. Заместитель генерального директора Transparency International Юлий Нисневич отметил, "что власть не может справляться с ростом коррупции, если в этом процессе не будет участвовать гражданское общество" <7>. Автор приходит к выводу о необходимости воплощения данной идеи в процессе включения институтов гражданского общества в процесс борьбы с коррупцией.
Статья: К вопросу о повышении эффективности функционирования института судебного приказа
(Ильин А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В силу необходимости соблюдения баланса интересов участников экономических правоотношений в гражданском обществе был восстановлен институт судебного приказа. Особую значимость судебному приказу придает его доминирующая роль в судебном разрешении финансовых обязательств. При этом происходит непрерывная модернизация сферы применения в условиях постоянно растущей идентификации объектов. В процессе применения норм права возникает необходимость использования элементов цифровизации и искусственного интеллекта. В статье была исследована диалектика диспозиции судебного приказа с динамикой финансовой нагрузки общества. Также следует учитывать достаточность кадрового обеспечения эффективного применения судебного приказа.
(Ильин А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В силу необходимости соблюдения баланса интересов участников экономических правоотношений в гражданском обществе был восстановлен институт судебного приказа. Особую значимость судебному приказу придает его доминирующая роль в судебном разрешении финансовых обязательств. При этом происходит непрерывная модернизация сферы применения в условиях постоянно растущей идентификации объектов. В процессе применения норм права возникает необходимость использования элементов цифровизации и искусственного интеллекта. В статье была исследована диалектика диспозиции судебного приказа с динамикой финансовой нагрузки общества. Также следует учитывать достаточность кадрового обеспечения эффективного применения судебного приказа.
Статья: Противодействие коррупции в Республике Индия: опыт и основные тенденции
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 1)Совершенно очевидно, что новые антикоррупционные инициативы, предпринятые индийскими властями в условиях начала XXI тысячелетия, не смогут в течение коротких временных рамок в корне изменить ситуацию, связанную с коррупционными проявлениями в стране, которая формировалась на протяжении нескольких десятилетий. Однако при этом необходимо отметить, что ряд успешных законодательных инициатив, реформирование правоохранительных органов, удачные решения по применению всего потенциала гражданского общества в противодействии коррупции представляют на сегодняшний день ценнейший опыт, требующий изучения и по возможности использования в нашей стране.
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 1)Совершенно очевидно, что новые антикоррупционные инициативы, предпринятые индийскими властями в условиях начала XXI тысячелетия, не смогут в течение коротких временных рамок в корне изменить ситуацию, связанную с коррупционными проявлениями в стране, которая формировалась на протяжении нескольких десятилетий. Однако при этом необходимо отметить, что ряд успешных законодательных инициатив, реформирование правоохранительных органов, удачные решения по применению всего потенциала гражданского общества в противодействии коррупции представляют на сегодняшний день ценнейший опыт, требующий изучения и по возможности использования в нашей стране.
Статья: Взаимодействие Российской Федерации с международными институтами в сфере прав человека: современное состояние и тенденции развития
(Гончаров И.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Создание соответствующих механизмов для современной России - задача чрезвычайно трудная, учитывая ее исторически сложившиеся традиции, менталитет, уровень политической и правовой культуры народа и сложную ситуацию, в которой оказалась современная Россия, но необходимая. Решение этой задачи требует значительных усилий как от государства, так и от каждого его гражданина. В связи с этим уже сформированные в мире и отработанные практикой общечеловеческие демократические ценности, реально действующие институты гражданского общества, принятые всеми участниками правила взаимоотношений между членами общества и государством, должны быть тем ориентиром на пути построения в России подлинно демократического государства. А это абсолютно невозможно в условиях самоизоляции государства. Исторический опыт России служит ярким подтверждением этого <22>.
(Гончаров И.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Создание соответствующих механизмов для современной России - задача чрезвычайно трудная, учитывая ее исторически сложившиеся традиции, менталитет, уровень политической и правовой культуры народа и сложную ситуацию, в которой оказалась современная Россия, но необходимая. Решение этой задачи требует значительных усилий как от государства, так и от каждого его гражданина. В связи с этим уже сформированные в мире и отработанные практикой общечеловеческие демократические ценности, реально действующие институты гражданского общества, принятые всеми участниками правила взаимоотношений между членами общества и государством, должны быть тем ориентиром на пути построения в России подлинно демократического государства. А это абсолютно невозможно в условиях самоизоляции государства. Исторический опыт России служит ярким подтверждением этого <22>.
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)В Стратегии на 2010 - 2011 гг. предусматривали 21 направление ее реализации, в том числе активное участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции, расширение мероприятий правового просвещения населения, распространение институтов ограничений и запретов на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, и другие. Но не было конкретизации задач в рамках обозначенных направлений, что мы видим уже в планах более поздних периодов.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)В Стратегии на 2010 - 2011 гг. предусматривали 21 направление ее реализации, в том числе активное участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции, расширение мероприятий правового просвещения населения, распространение институтов ограничений и запретов на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, и другие. Но не было конкретизации задач в рамках обозначенных направлений, что мы видим уже в планах более поздних периодов.