Является ли такая деятельность оказанием услуг связи, требующим получения лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Является ли такая деятельность оказанием услуг связи, требующим получения лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка работ (услуг) по монтажу пожарной сигнализации
(КонсультантПлюс, 2025)...В связи с этим... последующее переоформление лицензии не требовалось и лицо, получившее лицензию, вправе было осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)...В связи с этим... последующее переоформление лицензии не требовалось и лицо, получившее лицензию, вправе было осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на оказание услуг связиСитуация из практики - является ли деятельность интернет-кафе и интернет-клубов по предоставлению доступа в Интернет оказанием телематических услуг связи, требующим получения лицензии?
Готовое решение: Как закупать услуги по предоставлению доступа к сети Интернет по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Деятельность по оказанию услуг специальной почтовой связи, осуществляемая организацией специальной почтовой связи, не требует получения лицензии в соответствии с Федеральным законом "О связи".
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Деятельность по оказанию услуг специальной почтовой связи, осуществляемая организацией специальной почтовой связи, не требует получения лицензии в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 N 1898
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"1. Установить, что в 2022 - 2024 годах для получения лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, продления срока действия указанной лицензии представление описания услуг связи, плана и экономического обоснования развития сети связи не требуется.
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"1. Установить, что в 2022 - 2024 годах для получения лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, продления срока действия указанной лицензии представление описания услуг связи, плана и экономического обоснования развития сети связи не требуется.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Как следует из приведенной выше нормы, предоставлять услуги связи на территории РФ могут только операторы связи, в качестве которых вправе выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие указанные услуги на основании соответствующей лицензии. Наряду с операторами связи в сфере связи функционируют организации связи - юридические лица, осуществляющие деятельность в указанной сфере в качестве основного вида деятельности, а равно приравненные к ним индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых является деятельность в области связи. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе оказывать услуги связи только после получения соответствующей лицензии. Однако они могут оказывать иные услуги, технологически связанные с услугами связи и направленные на повышение потребительской ценности последних, если для этого не требуется отдельной лицензии.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Как следует из приведенной выше нормы, предоставлять услуги связи на территории РФ могут только операторы связи, в качестве которых вправе выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие указанные услуги на основании соответствующей лицензии. Наряду с операторами связи в сфере связи функционируют организации связи - юридические лица, осуществляющие деятельность в указанной сфере в качестве основного вида деятельности, а равно приравненные к ним индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых является деятельность в области связи. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе оказывать услуги связи только после получения соответствующей лицензии. Однако они могут оказывать иные услуги, технологически связанные с услугами связи и направленные на повышение потребительской ценности последних, если для этого не требуется отдельной лицензии.
Статья: Государственный контроль за деятельностью должностных лиц лицензирующих органов: содержание и перспективы развития
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Одним из значимых субъектов общего надведомственного контроля со стороны исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. В соответствии с законодательством России <13> оно осуществляет контроль за органами исполнительной власти, в том числе лицензирующими. Особенно хотелось бы отметить такую функцию Правительства Российской Федерации, как принятие постановлений и распоряжений по различным вопросам лицензирования и организация последующего контроля за их выполнением. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 г." <14>, установлены некоторые новые правила. В отношении большинства видов деятельности не требуется до 31 декабря 2022 г. оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление, продление срока действия лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15>. В связи с этим за правильностью исполнения данного положения в отношении должностных лиц лицензирующих органов осуществляется государственный контроль <16> - отраслевой (или межотраслевой) надведомственный контроль. Хотелось бы в качестве примера привести контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий. Он реализуется посредством ежемесячного контроля ведения единого реестра лицензий, предоставленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, мониторинга отчетов <17>, контроля за предоставлением сведений <18>, проведения плановых и внеплановых проверок и пр. В качестве иллюстрации приведем проведение 28 контрольных мероприятий по вопросам полноты и качества исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию в 2020 г. <19>. Проведено 13 плановых проверок <20> и 15 внеплановых проверок в различных субъектах РФ <21>. Основанием для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основным нарушением в сфере лицензирования явилось нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования. Основаниями для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основными нарушениями в сфере лицензирования явились: нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования <22>; нарушение прав инвалидов <23>; в лицензионных делах имеются документы, не предусмотренные действующим законодательством в области лицензирования медицинской деятельности. В Республике Крым, например, больше всего нарушений соблюдения электронного формата взаимодействия <24>, не обеспечено хранение лицензионных дел. В Курской области, например, не проводится работа по переоформлению лицензий медицинским организациям <25>. В Республике Саха не была проведена актуализация единого реестра лицензий в отношении организаций, прекративших деятельность. В Республике Коми нарушаются сроки переоформления лицензий <26>. В Томской области выявлены факты отсутствия межведомственного электронного взаимодействия с органами исполнительной власти. В Орловской, Волгоградской областях обнаружены случаи принятия решения об отказе в выдаче лицензии при отсутствии оснований для отказа и пр. Поэтому можно сделать вывод о том, что в деятельности лицензирующих органов на всей территории Российской Федерации встречаются нарушения, что не способствует обеспечению законности в сфере лицензионно-разрешительной системы. В связи с этим необходимо выработать комплекс эффективных мероприятий по противодействию и пресечению нарушений в данной сфере общественных отношений.
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Одним из значимых субъектов общего надведомственного контроля со стороны исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. В соответствии с законодательством России <13> оно осуществляет контроль за органами исполнительной власти, в том числе лицензирующими. Особенно хотелось бы отметить такую функцию Правительства Российской Федерации, как принятие постановлений и распоряжений по различным вопросам лицензирования и организация последующего контроля за их выполнением. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 г." <14>, установлены некоторые новые правила. В отношении большинства видов деятельности не требуется до 31 декабря 2022 г. оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление, продление срока действия лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15>. В связи с этим за правильностью исполнения данного положения в отношении должностных лиц лицензирующих органов осуществляется государственный контроль <16> - отраслевой (или межотраслевой) надведомственный контроль. Хотелось бы в качестве примера привести контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий. Он реализуется посредством ежемесячного контроля ведения единого реестра лицензий, предоставленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, мониторинга отчетов <17>, контроля за предоставлением сведений <18>, проведения плановых и внеплановых проверок и пр. В качестве иллюстрации приведем проведение 28 контрольных мероприятий по вопросам полноты и качества исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию в 2020 г. <19>. Проведено 13 плановых проверок <20> и 15 внеплановых проверок в различных субъектах РФ <21>. Основанием для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основным нарушением в сфере лицензирования явилось нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования. Основаниями для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основными нарушениями в сфере лицензирования явились: нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования <22>; нарушение прав инвалидов <23>; в лицензионных делах имеются документы, не предусмотренные действующим законодательством в области лицензирования медицинской деятельности. В Республике Крым, например, больше всего нарушений соблюдения электронного формата взаимодействия <24>, не обеспечено хранение лицензионных дел. В Курской области, например, не проводится работа по переоформлению лицензий медицинским организациям <25>. В Республике Саха не была проведена актуализация единого реестра лицензий в отношении организаций, прекративших деятельность. В Республике Коми нарушаются сроки переоформления лицензий <26>. В Томской области выявлены факты отсутствия межведомственного электронного взаимодействия с органами исполнительной власти. В Орловской, Волгоградской областях обнаружены случаи принятия решения об отказе в выдаче лицензии при отсутствии оснований для отказа и пр. Поэтому можно сделать вывод о том, что в деятельности лицензирующих органов на всей территории Российской Федерации встречаются нарушения, что не способствует обеспечению законности в сфере лицензионно-разрешительной системы. В связи с этим необходимо выработать комплекс эффективных мероприятий по противодействию и пресечению нарушений в данной сфере общественных отношений.
Вопрос: Медицинское учреждение готовит документацию об электронном аукционе на техническое обслуживание рентгеновской техники. Какие требования следует предъявить к участникам закупки?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)<2> Обратите внимание, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" целесообразно требовать в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе предоставления копии соответствующей лицензии либо выписки из реестра лицензий.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)<2> Обратите внимание, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" целесообразно требовать в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе предоставления копии соответствующей лицензии либо выписки из реестра лицензий.
Готовое решение: В чем отличия договора поставки от договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)наличие лицензии. Например, лицензия требуется для оказания образовательных и медицинских услуг (за некоторыми исключениями), услуг связи (п. п. 36, 40, 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании);
(КонсультантПлюс, 2025)наличие лицензии. Например, лицензия требуется для оказания образовательных и медицинских услуг (за некоторыми исключениями), услуг связи (п. п. 36, 40, 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании);
Статья: Онлайн-казино как явление объективной реальности: попытки законодательного регулирования в России и зарубежных странах
(Айтемиров А.И.)
("Юстиция", 2023, N 3)2) введение российских лицензий на организацию азартных игр в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, а также посредством средств связи, в том числе подвижной связи. Лицензирование требуется только для организаций, имеющих серверы в России;
(Айтемиров А.И.)
("Юстиция", 2023, N 3)2) введение российских лицензий на организацию азартных игр в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, а также посредством средств связи, в том числе подвижной связи. Лицензирование требуется только для организаций, имеющих серверы в России;
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Основные виды коммерческой деятельности, требующие разрешения, определяются Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ. Среди них фармацевтическая деятельность, пассажирские перевозки, охранная и детективная деятельность, хранение и реализация лома черных и цветных металлов, оказание услуг связи, оказание медицинских услуг.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Основные виды коммерческой деятельности, требующие разрешения, определяются Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ. Среди них фармацевтическая деятельность, пассажирские перевозки, охранная и детективная деятельность, хранение и реализация лома черных и цветных металлов, оказание услуг связи, оказание медицинских услуг.
Вопрос: Подлежит ли лицензированию деятельность организаций или бухгалтеров-ИП по подготовке за своих клиентов и передаче отчетности в ФНС по телекоммуникационным каналам связи, если они подписывают отчетность своей электронной подписью?
(Консультация эксперта, 2024)Как указывается в Письме ФСБ России от 23.06.2022 N С-2133, представление налоговой отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в интересах третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств, не относящихся к исключениям, перечисленным в п. 3 Положения N 313, является предоставлением услуг в области шифрования информации и требует наличия соответствующей лицензии ФСБ России.
(Консультация эксперта, 2024)Как указывается в Письме ФСБ России от 23.06.2022 N С-2133, представление налоговой отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в интересах третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств, не относящихся к исключениям, перечисленным в п. 3 Положения N 313, является предоставлением услуг в области шифрования информации и требует наличия соответствующей лицензии ФСБ России.
Статья: Виды цифровых следов преступлений в сфере экономической деятельности и особенности их исследования экспертом
(Буйнов Д.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Так, например, согласно приговору N 1-208/2019 от 28.06.2019 по делу N 1-208/2019 в рамках расследования дела о незаконном предпринимательстве была назначена судебная бухгалтерская экспертиза для определения суммы дохода, полученного в результате оказания услуг по теплоснабжению без получения лицензии на данную деятельность. Эксперту на исследование были представлены оптические диски CD-R, содержащие файлы формата ".xls" и другие с банковскими выписками по операциям и счетам общества с ограниченной ответственностью, отражающие получение денежных средств на счета общества в крупном размере. Эти бухгалтерские документы были представлены банком по запросу следствия <9>.
(Буйнов Д.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Так, например, согласно приговору N 1-208/2019 от 28.06.2019 по делу N 1-208/2019 в рамках расследования дела о незаконном предпринимательстве была назначена судебная бухгалтерская экспертиза для определения суммы дохода, полученного в результате оказания услуг по теплоснабжению без получения лицензии на данную деятельность. Эксперту на исследование были представлены оптические диски CD-R, содержащие файлы формата ".xls" и другие с банковскими выписками по операциям и счетам общества с ограниченной ответственностью, отражающие получение денежных средств на счета общества в крупном размере. Эти бухгалтерские документы были представлены банком по запросу следствия <9>.
Вопрос: Готовим закупку услуг по обучению государственных гражданских служащих по вопросам охраны труда. Как правильно установить требование о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления образовательной деятельности?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об образовании ИП вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, а также программам профессионального обучения. Если ИП осуществляет такую деятельность непосредственно (т.е. лично, без привлечения иных педагогических работников), оформлять лицензию ему не требуется (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании).
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об образовании ИП вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, а также программам профессионального обучения. Если ИП осуществляет такую деятельность непосредственно (т.е. лично, без привлечения иных педагогических работников), оформлять лицензию ему не требуется (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании).
Статья: Обзор административной и судебной практики применения Закона N 223-ФЗ в 2024 году
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)В следующем примере суды напомнили антимонопольному органу, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию. История заключается в том, что заказчик правомерно отклонил заявку коллективного участника за то, что один из членов коллективного участника на основании соглашения о распределении прав и обязанностей планировал оказать те виды услуг, на оказание которых требуется лицензия.
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)В следующем примере суды напомнили антимонопольному органу, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию. История заключается в том, что заказчик правомерно отклонил заявку коллективного участника за то, что один из членов коллективного участника на основании соглашения о распределении прав и обязанностей планировал оказать те виды услуг, на оказание которых требуется лицензия.