Является ли кредит доходом по есхн
Подборка наиболее важных документов по запросу Является ли кредит доходом по есхн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок признания доходов в целях исчисления ЕСХН?
(Консультация эксперта, 2025)Внереализационные доходы при ЕСХН
(Консультация эксперта, 2025)Внереализационные доходы при ЕСХН
Вопрос: Как учитываются полученные проценты по договору займа у ИП на ЕСХН?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Таким образом, доходы в виде процентов, полученных индивидуальным предпринимателем в отношении предпринимательской деятельности в связи с заключением договоров займа, признаются доходами в целях налогообложения ЕСХН.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Таким образом, доходы в виде процентов, полученных индивидуальным предпринимателем в отношении предпринимательской деятельности в связи с заключением договоров займа, признаются доходами в целях налогообложения ЕСХН.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Из материалов дела следовало, что предприниматель занимается выращиванием зерновых культур, между ним и банком в период 2010 - 2013 годов заключен ряд кредитных договоров. За счет средств, полученных в кредит, предприниматель приобрел сельскохозяйственную технику.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Из материалов дела следовало, что предприниматель занимается выращиванием зерновых культур, между ним и банком в период 2010 - 2013 годов заключен ряд кредитных договоров. За счет средств, полученных в кредит, предприниматель приобрел сельскохозяйственную технику.
Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 81
"Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667)92. Проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов, сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета (журналы-ордера, главная книга, кассовые документы, книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книга учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и др.) и данными отчетов по страховым взносам, а также сверки сумм, указанных в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы.
"Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667)92. Проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов, сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета (журналы-ордера, главная книга, кассовые документы, книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книга учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и др.) и данными отчетов по страховым взносам, а также сверки сумм, указанных в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации - сельскохозяйственного производителя, уплачивающей ЕСХН и освобожденной от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ, получение субсидии из федерального бюджета на возмещение части понесенных затрат на приобретение элитных семян?..
(Консультация эксперта, 2025)Заметим, что перечень неучитываемых доходов, поименованных в ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческой организацией на финансирование расходов, связанных с приобретением семян, в данном перечне не поименованы. В связи с этим полученные субсидии учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (дополнительно по данному вопросу см. Письмо Минфина России от 15.03.2016 N 03-11-11/14239). Поскольку в данном случае субсидия получена не в соответствии с Законом N 209-ФЗ, доходы для целей налогообложения признаются в общем порядке на дату получения денежных средств (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Заметим, что перечень неучитываемых доходов, поименованных в ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческой организацией на финансирование расходов, связанных с приобретением семян, в данном перечне не поименованы. В связи с этим полученные субсидии учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (дополнительно по данному вопросу см. Письмо Минфина России от 15.03.2016 N 03-11-11/14239). Поскольку в данном случае субсидия получена не в соответствии с Законом N 209-ФЗ, доходы для целей налогообложения признаются в общем порядке на дату получения денежных средств (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- суммы списанных налоговых обязательств при выбытии объекта учета, по которому эти обязательства были начислены, записью по Д 77 "Отложенные налоговые обязательства" и кредиту субсчета 99-5 "Списанные отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства";
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- суммы списанных налоговых обязательств при выбытии объекта учета, по которому эти обязательства были начислены, записью по Д 77 "Отложенные налоговые обязательства" и кредиту субсчета 99-5 "Списанные отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства";
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)<20> Давлетшин Т.Г. Единый сельскохозяйственный налог с НДС. Проблемы гармонизации // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. N 9. С. 2109 - 2124.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)<20> Давлетшин Т.Г. Единый сельскохозяйственный налог с НДС. Проблемы гармонизации // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. N 9. С. 2109 - 2124.
Готовое решение: Как учитывать штрафы за несвоевременную или неполную уплату налогов (взносов) и штрафы в связи с нарушениями при сдаче отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)Если сумма оценочного обязательства избыточна, то включите ее превышение над величиной штрафа, подлежащего уплате по результатам обжалования, в прочие доходы (а если это штраф по налогу на прибыль или аналогичным налогам - на счет 99) (п. 22 ПБУ 8/2010).
(КонсультантПлюс, 2025)Если сумма оценочного обязательства избыточна, то включите ее превышение над величиной штрафа, подлежащего уплате по результатам обжалования, в прочие доходы (а если это штраф по налогу на прибыль или аналогичным налогам - на счет 99) (п. 22 ПБУ 8/2010).
Статья: Расчет показателя долговой нагрузки заемщика (Указание Банка России от 16.10.2023 N 6579-У)
("Официальный сайт Банка России", 2025)- книгу учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
("Официальный сайт Банка России", 2025)- книгу учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Статья: Повышение конкурентоспособности малых сельскохозяйственных предприятий посредством налогового регулирования
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Описанная ситуация приводит к увеличению закредитованности отрасли. При общей тенденции к сокращению числа сельскохозяйственных организаций и в особенности малых хозяйств, задолженность субъектов, осуществляющих деятельность в растениеводстве, животноводстве, охоте и предоставлении соответствующих услуг в этих областях, по кредитам банков и займам выросла со значения 1 420,9 млрд руб. на конец 2015 г. до значения 2 621,8 млрд руб. на конец 2022 г. И без того непростое положение малого предпринимательства в АПК усугубляет факт существенного повышения за последние годы возложенной на сельскохозяйственный бизнес налоговой нагрузки, что обусловлено введением для плательщиков ЕСХН обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), существенным поэтапным снижением порогового значения доходов для освобождения от его уплаты (со 100 до 60 млн руб.) и корректировкой положения, касающегося вопросов уплаты налога на имущество, согласно которому с 2018 г. от налогообложения освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении сельскохозяйственной деятельности. При этом уплата НДС приводит и к росту затрат на соблюдение требований налогового законодательства, в то время как одной из главных целей специальных налоговых режимов для малого бизнеса, по мнению исследователей, является как раз таки их снижение, обеспечивающее дополнительное конкурентное преимущество [6].
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Описанная ситуация приводит к увеличению закредитованности отрасли. При общей тенденции к сокращению числа сельскохозяйственных организаций и в особенности малых хозяйств, задолженность субъектов, осуществляющих деятельность в растениеводстве, животноводстве, охоте и предоставлении соответствующих услуг в этих областях, по кредитам банков и займам выросла со значения 1 420,9 млрд руб. на конец 2015 г. до значения 2 621,8 млрд руб. на конец 2022 г. И без того непростое положение малого предпринимательства в АПК усугубляет факт существенного повышения за последние годы возложенной на сельскохозяйственный бизнес налоговой нагрузки, что обусловлено введением для плательщиков ЕСХН обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), существенным поэтапным снижением порогового значения доходов для освобождения от его уплаты (со 100 до 60 млн руб.) и корректировкой положения, касающегося вопросов уплаты налога на имущество, согласно которому с 2018 г. от налогообложения освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении сельскохозяйственной деятельности. При этом уплата НДС приводит и к росту затрат на соблюдение требований налогового законодательства, в то время как одной из главных целей специальных налоговых режимов для малого бизнеса, по мнению исследователей, является как раз таки их снижение, обеспечивающее дополнительное конкурентное преимущество [6].
Статья: Реформирование системы налогов: от специальных налоговых режимов к общей системе налогообложения
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Так, В.Г. Пансков [1], М.Р. Пинская [2], Т.Г. Давлетшин <1>, В.И. Насырова <2>, Н.С. Милоголов [3], Е.В. Соколовская [4] приходят к выводу о том, что СНР в том виде, в котором они функционируют в настоящее время, не способствуют развитию малого предпринимательства, требуются меры, направленные на кардинальную перестройку действующих специальных налоговых режимов. Если в [1 - 4] предложения касаются признания налогоплательщиков, применяющих СНР, плательщиками НДС и некоторых небольших усовершенствований, В.И. Насырова <3> приходит к выводу о том, что целевая направленность упрощенной системы налогообложения на стимулирование малого бизнеса, особенно в сфере промышленного производства, прослеживается недостаточно четко, указывает на необходимость полного отказа от СНР, замену их системой льгот для малого бизнеса, однако детали предложенных мер в статье не рассматриваются. Автором <4> обосновывается, что простое включение налогоплательщиков, применяющих СНР, в оборот НДС не решает проблемы налогообложения малого бизнеса, необходимы кардинальные меры: реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы. Ставится вопрос о введении в НК РФ упрощенного порядка налогообложения НДС микробизнеса, вплоть до реального освобождения для самых малых. Концепция вовлечения в оборот НДС малого бизнеса, предложенная автором, предусматривает введение упрощенного порядка обложения НДС путем установления эффективной (расчетной) ставки НДС, при этом налоговая база - доход предпринимателя, ставка налога расчетная, в зависимости от вида деятельности. Нововведение приводит к стиранию барьера между ОСНО и УСН (и ЕСХН), обусловленного п. 5 ст. 173 НК РФ, вводящего де-факто налог с оборота вместо НДС, способствует широкому применению ОСНО малыми предпринимателями в производственной сфере.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Так, В.Г. Пансков [1], М.Р. Пинская [2], Т.Г. Давлетшин <1>, В.И. Насырова <2>, Н.С. Милоголов [3], Е.В. Соколовская [4] приходят к выводу о том, что СНР в том виде, в котором они функционируют в настоящее время, не способствуют развитию малого предпринимательства, требуются меры, направленные на кардинальную перестройку действующих специальных налоговых режимов. Если в [1 - 4] предложения касаются признания налогоплательщиков, применяющих СНР, плательщиками НДС и некоторых небольших усовершенствований, В.И. Насырова <3> приходит к выводу о том, что целевая направленность упрощенной системы налогообложения на стимулирование малого бизнеса, особенно в сфере промышленного производства, прослеживается недостаточно четко, указывает на необходимость полного отказа от СНР, замену их системой льгот для малого бизнеса, однако детали предложенных мер в статье не рассматриваются. Автором <4> обосновывается, что простое включение налогоплательщиков, применяющих СНР, в оборот НДС не решает проблемы налогообложения малого бизнеса, необходимы кардинальные меры: реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы. Ставится вопрос о введении в НК РФ упрощенного порядка налогообложения НДС микробизнеса, вплоть до реального освобождения для самых малых. Концепция вовлечения в оборот НДС малого бизнеса, предложенная автором, предусматривает введение упрощенного порядка обложения НДС путем установления эффективной (расчетной) ставки НДС, при этом налоговая база - доход предпринимателя, ставка налога расчетная, в зависимости от вида деятельности. Нововведение приводит к стиранию барьера между ОСНО и УСН (и ЕСХН), обусловленного п. 5 ст. 173 НК РФ, вводящего де-факто налог с оборота вместо НДС, способствует широкому применению ОСНО малыми предпринимателями в производственной сфере.