Взыскатель по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскатель по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" КоАП РФ"Обязанность кредитной организации по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, путем списания с расчетного счета должника денежных средств в пользу взыскателя или для перечисления на депозитный счет судебных приставов прямо предусмотрена статьей 8 Закона об исполнительном производстве, при этом за неисполнение кредитной организацией данной обязанности частью 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, а из системного анализа приведенных норм права следует вывод о том, что исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, поступившем в банк, является его публично-правовой обязанностью, прямо предусмотренной нормами Закона об исполнительном производстве."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Предъявление исполнительного листа к исполнению
(КонсультантПлюс, 2025)...Материалами дела подтверждено, что представитель Н. действовал на основании доверенности... которая предусматривает его полномочия на представление прав и интересов администрации, в том числе, в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в службе судебных приставов, учреждениях и иных организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными действующим законодательством, в том числе, взыскателям по исполнительному производству, представителю по делам, связанным с заявлением требований в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ. В рассматриваемом случае Н. действовал как должностное лицо администрации, а не как физическое лицо, при этом предъявленная им доверенность соответствовала требованиям статьи 185 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)...Материалами дела подтверждено, что представитель Н. действовал на основании доверенности... которая предусматривает его полномочия на представление прав и интересов администрации, в том числе, в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в службе судебных приставов, учреждениях и иных организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными действующим законодательством, в том числе, взыскателям по исполнительному производству, представителю по делам, связанным с заявлением требований в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ. В рассматриваемом случае Н. действовал как должностное лицо администрации, а не как физическое лицо, при этом предъявленная им доверенность соответствовала требованиям статьи 185 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Обеспечить такую непрерывность, а также сократить показатели по невзысканной задолженности в бюджет с физических лиц, возможно за счет: беззаявительного перехода после отмены судебного приказа к исковому производству в случае, если документы, подтверждающие погашение задолженности по обязательным платежам и санкциям, не представлены должником; возможности направления заявления о вынесении судебного приказа по подсудности в случае обращения взыскателя с нарушением правил территориальной подсудности, подобно направлению протокола об административном правонарушении по подведомственности, не предрешая результата стадии возбуждения дела; установления процессуального срока в ст. 123.8 КАС РФ для направления судебного приказа, исполнительного листа в адрес заявителя и на взыскание государственной пошлины, в том числе в электронном виде, а также при ведении единой информационной системы посредством размещения судебного акта для взыскателя и исполнительного листа для пристава-исполнителя.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Обеспечить такую непрерывность, а также сократить показатели по невзысканной задолженности в бюджет с физических лиц, возможно за счет: беззаявительного перехода после отмены судебного приказа к исковому производству в случае, если документы, подтверждающие погашение задолженности по обязательным платежам и санкциям, не представлены должником; возможности направления заявления о вынесении судебного приказа по подсудности в случае обращения взыскателя с нарушением правил территориальной подсудности, подобно направлению протокола об административном правонарушении по подведомственности, не предрешая результата стадии возбуждения дела; установления процессуального срока в ст. 123.8 КАС РФ для направления судебного приказа, исполнительного листа в адрес заявителя и на взыскание государственной пошлины, в том числе в электронном виде, а также при ведении единой информационной системы посредством размещения судебного акта для взыскателя и исполнительного листа для пристава-исполнителя.
Статья: Надзор за исполнением исполнительных документов исполнительскими агентами
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судебный пристав-исполнитель вправе провести проверку исполнения исполнительским агентом требований, содержащихся в исполнительном документе, по результатам которой, в случае нарушения им законодательства РФ об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, вправе привлечь его к административной ответственности (см. ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>).
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судебный пристав-исполнитель вправе провести проверку исполнения исполнительским агентом требований, содержащихся в исполнительном документе, по результатам которой, в случае нарушения им законодательства РФ об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, вправе привлечь его к административной ответственности (см. ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"4. Если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя и составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"4. Если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя и составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2023 N 17-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"Поскольку по истечении вновь установленного срока жилое помещение не было предоставлено взыскателю, постановлением должностного лица территориального органа ФССП России от 11 августа 2022 года администрация города Костромы была повторно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, и ей был вновь назначен административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей. Данное постановление было оставлено без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Костромы от 20 сентября 2022 года. Указанные постановление и решение по делу об административном правонарушении были обжалованы в Костромской областной суд администрацией городского округа город Кострома.
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"Поскольку по истечении вновь установленного срока жилое помещение не было предоставлено взыскателю, постановлением должностного лица территориального органа ФССП России от 11 августа 2022 года администрация города Костромы была повторно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, и ей был вновь назначен административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей. Данное постановление было оставлено без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Костромы от 20 сентября 2022 года. Указанные постановление и решение по делу об административном правонарушении были обжалованы в Костромской областной суд администрацией городского округа город Кострома.
Вопрос: Какой вид дохода указывать в платежном поручении при перечислении ООО дивидендов учредителю - физическому лицу?
(Консультация эксперта, 2025)Неправильное указание кода вида дохода или неуказание кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств может привести к нарушению надлежащего исполнительского иммунитета в отношении выплаченных сумм (если код дохода не будет указан и сумма будет взыскана без ограничений) или к нарушению прав взыскателя по долгам физлица-учредителя (если будет указан код дохода 2 или 3 и взыскание на эту сумму не будет обращено). Также не исключено, что ошибка в указании кода вида дохода будет рассматриваться как административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, хотя прямо данное деяние в указанной норме не поименовано.
(Консультация эксперта, 2025)Неправильное указание кода вида дохода или неуказание кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств может привести к нарушению надлежащего исполнительского иммунитета в отношении выплаченных сумм (если код дохода не будет указан и сумма будет взыскана без ограничений) или к нарушению прав взыскателя по долгам физлица-учредителя (если будет указан код дохода 2 или 3 и взыскание на эту сумму не будет обращено). Также не исключено, что ошибка в указании кода вида дохода будет рассматриваться как административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, хотя прямо данное деяние в указанной норме не поименовано.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)во-вторых, прямо установлено, что СПИ не только вновь производит вселение взыскателя, но и составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ. До внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ изменения указывалось, что СПИ применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 данного Кодекса. Собственно, это подразумевается и в действующей редакции ч. 4 комментируемой статьи. В зависимости от того, налагался или нет такой штраф на должника ранее в рамках исполнения содержащегося в соответствующем исполнительном документе требования, применяется ответственность, предусмотренная частью 1 или 2 указанной статьи данного Кодекса (см. комментарий к ст. 105 и 113 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)во-вторых, прямо установлено, что СПИ не только вновь производит вселение взыскателя, но и составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ. До внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ изменения указывалось, что СПИ применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 данного Кодекса. Собственно, это подразумевается и в действующей редакции ч. 4 комментируемой статьи. В зависимости от того, налагался или нет такой штраф на должника ранее в рамках исполнения содержащегося в соответствующем исполнительном документе требования, применяется ответственность, предусмотренная частью 1 или 2 указанной статьи данного Кодекса (см. комментарий к ст. 105 и 113 Закона).
Статья: К вопросам исполнения банковских требований в исполнительном производстве
(Зарубин А.В.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Одни авторы, такие как А.В. Таталина и Е.С. Михайленко, отмечают присутствующее разногласие норм статей, под которым подразумевают способность взыскателя подать исполнительный документ в сам банк, где имеются счета у должника, а также неосуществимость подачи в банк и безусловной подачи в УФССП <2>. Направление исполнительного документа для исполнения взыскания денежных средств с должника непосредственно в банк в обход УФССП может повлечь иногда для взыскателя неблагоприятные последствия в виде наличия возбужденных исполнительных производств в отношении должника, по которым уже направлено постановление о взыскании денежных средств на счета в том банке, в котором на исполнение был подан взыскателем исполнительный документ, что вызовет затруднение у взыскателя, когда его требование будет исполняться в порядке очередности. Может оказаться и так, что поданный взыскателем исполнительный документ невозможно исполнить по причине вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о наложении ареста на денежные средства, поступающие на счета должника в банке. В связи с чем подача исполнительного документа взыскателем в обход УФССП не является целесообразным способом получения денежных средств по исполнительному документу. В ином случае, когда исполнительный документ подается для исполнения в УФССП, тогда пристав, вынося постановление об обращении взыскания на денежные средства, имеет возможность не только исполнить банковское требование по исполнительному документу, но и в ситуации неисполнения банком данного требования привлечь банк и (или) его сотрудников по ч. 2 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и принудить к исполнению банковского требования.
(Зарубин А.В.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Одни авторы, такие как А.В. Таталина и Е.С. Михайленко, отмечают присутствующее разногласие норм статей, под которым подразумевают способность взыскателя подать исполнительный документ в сам банк, где имеются счета у должника, а также неосуществимость подачи в банк и безусловной подачи в УФССП <2>. Направление исполнительного документа для исполнения взыскания денежных средств с должника непосредственно в банк в обход УФССП может повлечь иногда для взыскателя неблагоприятные последствия в виде наличия возбужденных исполнительных производств в отношении должника, по которым уже направлено постановление о взыскании денежных средств на счета в том банке, в котором на исполнение был подан взыскателем исполнительный документ, что вызовет затруднение у взыскателя, когда его требование будет исполняться в порядке очередности. Может оказаться и так, что поданный взыскателем исполнительный документ невозможно исполнить по причине вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о наложении ареста на денежные средства, поступающие на счета должника в банке. В связи с чем подача исполнительного документа взыскателем в обход УФССП не является целесообразным способом получения денежных средств по исполнительному документу. В ином случае, когда исполнительный документ подается для исполнения в УФССП, тогда пристав, вынося постановление об обращении взыскания на денежные средства, имеет возможность не только исполнить банковское требование по исполнительному документу, но и в ситуации неисполнения банком данного требования привлечь банк и (или) его сотрудников по ч. 2 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и принудить к исполнению банковского требования.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками;
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)О.В. Исаенкова полагает, что во всех процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда участвует судебный пристав-исполнитель <1>. Однако в отношениях при реализации взыскателем права на исполнение исполнительного документа без обращения к Федеральной службе судебных приставов, к коллекторам по общему правилу судебный пристав-исполнитель не участвует. Исключение составляют случаи, когда банк или иная кредитная организация, к которым обратился взыскатель, не исполняют требования исполнительного документа и судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 114 Закона об исполнительном производстве составляет протокол об административном правонарушении и обращается в суд. Следует отметить, что деятельность субъекта, в частности банка, уполномоченного законом исполнять требования исполнительного документа, охватывается сферой действия Закона об исполнительном производстве.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)О.В. Исаенкова полагает, что во всех процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда участвует судебный пристав-исполнитель <1>. Однако в отношениях при реализации взыскателем права на исполнение исполнительного документа без обращения к Федеральной службе судебных приставов, к коллекторам по общему правилу судебный пристав-исполнитель не участвует. Исключение составляют случаи, когда банк или иная кредитная организация, к которым обратился взыскатель, не исполняют требования исполнительного документа и судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 114 Закона об исполнительном производстве составляет протокол об административном правонарушении и обращается в суд. Следует отметить, что деятельность субъекта, в частности банка, уполномоченного законом исполнять требования исполнительного документа, охватывается сферой действия Закона об исполнительном производстве.
Готовое решение: Когда и как прекращается исполнительное производство
(КонсультантПлюс, 2025)исполняются документы, указанные в ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве, например, акт по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)исполняются документы, указанные в ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве, например, акт по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Вопрос: Обязан ли работодатель отслеживать работников в цифровом реестре должников по алиментам? Какие действия предпринять, если работник числится в реестре, но исполнительный документ на удержание не поступал?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Нарушение работодателем законодательства об исполнительном производстве (невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, представление недостоверных сведений о должнике и т.д.) влечет наложение штрафа (ч. 3 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Нарушение работодателем законодательства об исполнительном производстве (невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, представление недостоверных сведений о должнике и т.д.) влечет наложение штрафа (ч. 3 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Вопрос: Может ли взыскатель, предъявивший исполнительный лист в банк, подать заявление о частичном исполнении требований исполнительного документа? Обязан ли банк при достаточности денежных средств на счету должника исполнить такое заявление взыскателя об исполнении лишь части требования?
(Консультация эксперта, 2025)Банк обязан незамедлительно исполнить поступивший к нему исполнительный лист (и в течение трех дней со дня исполнения проинформировать взыскателя или судебного пристава-исполнителя), в противном случае он сам может быть привлечен к ответственности. Штраф в этом случае составит 50% от указанной в нем денежной суммы, но не более 1 000 000 руб. Исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств или об их аресте производится с учетом требований, предусмотренных ст. ст. 99 и 101 Закона N 229-ФЗ (ч. 5 ст. 70, ч. 1 ст. 114 Закона N 229-ФЗ, ч. 2 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Консультация эксперта, 2025)Банк обязан незамедлительно исполнить поступивший к нему исполнительный лист (и в течение трех дней со дня исполнения проинформировать взыскателя или судебного пристава-исполнителя), в противном случае он сам может быть привлечен к ответственности. Штраф в этом случае составит 50% от указанной в нем денежной суммы, но не более 1 000 000 руб. Исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств или об их аресте производится с учетом требований, предусмотренных ст. ст. 99 и 101 Закона N 229-ФЗ (ч. 5 ст. 70, ч. 1 ст. 114 Закона N 229-ФЗ, ч. 2 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Возмещение имущественного ущерба и компенсации морального вреда по делам об административных правонарушениях
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Кроме того, для выдачи исполнительного листа или возможности предъявления в таком качестве постановления о назначении административного наказания необходимо указать определенные данные о взыскателе и должнике (Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства, сведения об идентифицирующих личность документах), что требует более тщательного заполнения протоколов об административном правонарушении должностными лицами либо введения в гл. 25 КоАП РФ дополнений, согласно которым вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, может быть рассмотрен судом только при обязательном участии потерпевшего и правонарушителя.
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Кроме того, для выдачи исполнительного листа или возможности предъявления в таком качестве постановления о назначении административного наказания необходимо указать определенные данные о взыскателе и должнике (Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства, сведения об идентифицирующих личность документах), что требует более тщательного заполнения протоколов об административном правонарушении должностными лицами либо введения в гл. 25 КоАП РФ дополнений, согласно которым вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, может быть рассмотрен судом только при обязательном участии потерпевшего и правонарушителя.
Статья: Окончание исполнительного производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 данного Закона) независимо от фактического исполнения этого акта;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 данного Закона) независимо от фактического исполнения этого акта;