Взыскание штрафа с водителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание штрафа с водителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Материальная ответственность водителя
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают во взыскании с водителя штрафа, который работодатель уплатил как собственник тяжеловесного транспортного средства за его движение с превышением предельно допустимой осевой нагрузки
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают во взыскании с водителя штрафа, который работодатель уплатил как собственник тяжеловесного транспортного средства за его движение с превышением предельно допустимой осевой нагрузки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание увольнения незаконным: что думают судьи
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)- наличие/отсутствие дисциплинарных взысканий, административных штрафов, к примеру, если речь о водителях.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)- наличие/отсутствие дисциплинарных взысканий, административных штрафов, к примеру, если речь о водителях.
Ситуация: Каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если после возбуждения исполнительного производства водитель добровольно не уплатит штраф, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы взыскиваемого штрафа, но не менее 1 000 руб. (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если после возбуждения исполнительного производства водитель добровольно не уплатит штраф, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы взыскиваемого штрафа, но не менее 1 000 руб. (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
(ред. от 26.04.2017)Пример. Т. обратился в суд с иском к страховой компании "Ж" о взыскании суммы страхового возмещения, неустойки, штрафа. Иск обоснован тем, что 9 октября 2014 г. по вине водителя Г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого повреждено принадлежащее истцу транспортное средство. Риск гражданской ответственности Г. застрахован страховой компанией "Ж". Истец направил в адрес ответчика заявление о выплате страхового возмещения с приобщением необходимых документов, включая экспертное заключение об определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, однако в предусмотренный законом срок ответ Т. не дан, страховое возмещение не выплачено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
(ред. от 26.04.2017)Пример. Т. обратился в суд с иском к страховой компании "Ж" о взыскании суммы страхового возмещения, неустойки, штрафа. Иск обоснован тем, что 9 октября 2014 г. по вине водителя Г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого повреждено принадлежащее истцу транспортное средство. Риск гражданской ответственности Г. застрахован страховой компанией "Ж". Истец направил в адрес ответчика заявление о выплате страхового возмещения с приобщением необходимых документов, включая экспертное заключение об определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, однако в предусмотренный законом срок ответ Т. не дан, страховое возмещение не выплачено.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)10. При заключении договора добровольного страхования транспортного средства стороны вправе согласовать условие о страховании только на случай повреждения транспортного средства при управлении им определенным водителем или определенными водителями.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)10. При заключении договора добровольного страхования транспортного средства стороны вправе согласовать условие о страховании только на случай повреждения транспортного средства при управлении им определенным водителем или определенными водителями.
Статья: Обеспечение безопасности дорожного движения в России в контексте интеграционного влияния Евразийского экономического союза
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 1)Последний пункт стал ключевым отличием от прежнего механизма привлечения к ответственности водителей-иностранцев по Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, в рамках которого тоже было возможно взаимодействие правоохранительных органов стран-участниц, однако штрафы взыскивались в бюджет государства, на территории которого было совершено нарушение правил дорожного движения.
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 1)Последний пункт стал ключевым отличием от прежнего механизма привлечения к ответственности водителей-иностранцев по Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, в рамках которого тоже было возможно взаимодействие правоохранительных органов стран-участниц, однако штрафы взыскивались в бюджет государства, на территории которого было совершено нарушение правил дорожного движения.
Статья: Творческий характер судебной деятельности
(Комиссаров К.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Советская законодательная практика имеет в этом плане определенный опыт. Можно указать на ряд норм, в которых значительный ресурс перспективности обеспечивается за счет сочетания конкретного и абстрактного в выражении основной идеи правотворческого органа. Норма формулируется так, что в ее рамках заведомо резервируется место для определенных, пока еще не существующих, но предвидимых явлений, которые, возникнув, сразу же "вписываются" в уже действующее правило. Пример - ст. 236 ГПК РСФСР. В момент утверждения Кодекса имелось в виду обжалование в суд постановлений лишь о взыскании административных штрафов. Но законодатель вместе с тем предполагал возможность появления новых видов административного воздействия в данной области, определенного расширения судебного контроля за деятельностью административных органов. Поэтому в названной статье он закрепил право обжалования "действий административных органов". В 1968 г. под эту норму было подведено обжалование постановлений о лишении водителей права управлять средствами автотранспорта. В современных условиях назрела необходимость изменить процедуру взыскания недоимок по налогам и неналоговым платежам, предоставив административным органам право делать это в бесспорном порядке, с тем, однако, чтобы недоимщики могли обжаловать действия указанных органов в соответствии со ст. 236 ГПК РСФСР. Вполне возможно, что в будущем произойдет дальнейшее расширение предмета регулирования ст. 236 ГПК РСФСР. Но сама эта норма остается стабильной, поскольку заранее была приспособлена к подобного рода общественным изменениям.
(Комиссаров К.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Советская законодательная практика имеет в этом плане определенный опыт. Можно указать на ряд норм, в которых значительный ресурс перспективности обеспечивается за счет сочетания конкретного и абстрактного в выражении основной идеи правотворческого органа. Норма формулируется так, что в ее рамках заведомо резервируется место для определенных, пока еще не существующих, но предвидимых явлений, которые, возникнув, сразу же "вписываются" в уже действующее правило. Пример - ст. 236 ГПК РСФСР. В момент утверждения Кодекса имелось в виду обжалование в суд постановлений лишь о взыскании административных штрафов. Но законодатель вместе с тем предполагал возможность появления новых видов административного воздействия в данной области, определенного расширения судебного контроля за деятельностью административных органов. Поэтому в названной статье он закрепил право обжалования "действий административных органов". В 1968 г. под эту норму было подведено обжалование постановлений о лишении водителей права управлять средствами автотранспорта. В современных условиях назрела необходимость изменить процедуру взыскания недоимок по налогам и неналоговым платежам, предоставив административным органам право делать это в бесспорном порядке, с тем, однако, чтобы недоимщики могли обжаловать действия указанных органов в соответствии со ст. 236 ГПК РСФСР. Вполне возможно, что в будущем произойдет дальнейшее расширение предмета регулирования ст. 236 ГПК РСФСР. Но сама эта норма остается стабильной, поскольку заранее была приспособлена к подобного рода общественным изменениям.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете штраф за повторное нарушение Правил дорожного движения, уплаченный водителем и возмещенный организацией?..
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ), а таким лицом в данном случае является именно водитель организации, обязанность по уплате штрафа возникла у водителя.
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ), а таким лицом в данном случае является именно водитель организации, обязанность по уплате штрафа возникла у водителя.
Статья: Стратегическое планирование и правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии
(Гордеева А.Д., Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Так, в 2025 году планируется совершенствование уголовного и административного законодательства в части пересмотра санкций за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за совершение ДТП с пострадавшими. Планируется ужесточение штрафных санкций за превышение разрешенного веса транспортного средства.
(Гордеева А.Д., Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Так, в 2025 году планируется совершенствование уголовного и административного законодательства в части пересмотра санкций за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за совершение ДТП с пострадавшими. Планируется ужесточение штрафных санкций за превышение разрешенного веса транспортного средства.
Готовое решение: Как организации составить претензию в страховую компанию о выплате по ОСАГО
(КонсультантПлюс, 2025)сведения, позволяющие соотнести претензию с предыдущими обращениями (например, номер выплатного дела). Об этом не сказано в п. 11.1 Правил ОСАГО, однако досудебный порядок урегулирования спора будет считаться соблюденным, если вы в том числе укажете такие сведения. Если из-за их отсутствия страховщик не сможет выполнить ваши требования, суд не взыщет с него неустойку, штраф, финансовую санкцию (п. п. 21, 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31);
(КонсультантПлюс, 2025)сведения, позволяющие соотнести претензию с предыдущими обращениями (например, номер выплатного дела). Об этом не сказано в п. 11.1 Правил ОСАГО, однако досудебный порядок урегулирования спора будет считаться соблюденным, если вы в том числе укажете такие сведения. Если из-за их отсутствия страховщик не сможет выполнить ваши требования, суд не взыщет с него неустойку, штраф, финансовую санкцию (п. п. 21, 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31);
Статья: О материальной ответственности в случае, когда работник-водитель попал в ДТП
(Волкова М.Н.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Так, в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении ПАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.25 КоАП г. Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. в связи с тем, что водитель разместил на газоне, занятом зелеными насаждениями, транспортное средство, собственником которого является ПАО.
(Волкова М.Н.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Так, в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении ПАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.25 КоАП г. Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. в связи с тем, что водитель разместил на газоне, занятом зелеными насаждениями, транспортное средство, собственником которого является ПАО.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На обременительность административной ответственности указывает несколько факторов. Во-первых, значительная часть составов административных правонарушений образуется неисполнением обязанностей, установленных для облегчения функционирования регулирующих органов либо для решения иных задач, а не для устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям <1>. К таким правонарушениям можно отнести многочисленные статьи, предусматривающие наложение административных штрафов за непредставление, несвоевременное представление, неполное представление каких-то сведений либо представление неточных сведений о деятельности регулируемого лица. Во-вторых, несмотря на декларируемые изменения в системах оценки эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти, валовые показатели количества составленных протоколов, рассмотренных дел, сумм назначенных и взысканных штрафов остаются основными по меньшей мере в служебных отношениях между руководителями и инспекторами. В-третьих, административные наказания по тяжести для правонарушителя либо малозначительны (как часть штрафных санкций), либо разрушительны (как административное приостановление деятельности на шесть месяцев или оборотные штрафы, исчисляемые в долях от определенных экономических показателей). В-четвертых, обременение не ограничивается тяжестью наказания, поскольку признание лица виновным в совершении правонарушения может закрыть для него доступ к другим благам. В-пятых, производство по делам об административных правонарушениях сопряжено со значительными временными и материальными затратами как для правоприменителя, так и для регулируемых лиц. Совокупные затраты могут многократно превышать размеры административных штрафов. Эта проблема усугубляется низким уровнем исполнения административных наказаний <2>. Наконец административные наказания составляют ощутимую долю доходов бюджетов российской бюджетной системы, планируются в законах о бюджете на очередной год и должны взыскиваться, поскольку закон о бюджете должен быть исполнен. Поэтому, если регулируемые лица не совершают правонарушений, регулятор исподволь меняет условия осуществления регулируемой деятельности, провоцируя нарушения или создавая обстоятельства, способствующие или вынуждающие нарушать правила поведения, - каждый водитель по собственному опыту знает, как это происходит в дорожном движении. Сходные явления отмечаются и в иных сферах регулирования предпринимательской деятельности <3>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На обременительность административной ответственности указывает несколько факторов. Во-первых, значительная часть составов административных правонарушений образуется неисполнением обязанностей, установленных для облегчения функционирования регулирующих органов либо для решения иных задач, а не для устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям <1>. К таким правонарушениям можно отнести многочисленные статьи, предусматривающие наложение административных штрафов за непредставление, несвоевременное представление, неполное представление каких-то сведений либо представление неточных сведений о деятельности регулируемого лица. Во-вторых, несмотря на декларируемые изменения в системах оценки эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти, валовые показатели количества составленных протоколов, рассмотренных дел, сумм назначенных и взысканных штрафов остаются основными по меньшей мере в служебных отношениях между руководителями и инспекторами. В-третьих, административные наказания по тяжести для правонарушителя либо малозначительны (как часть штрафных санкций), либо разрушительны (как административное приостановление деятельности на шесть месяцев или оборотные штрафы, исчисляемые в долях от определенных экономических показателей). В-четвертых, обременение не ограничивается тяжестью наказания, поскольку признание лица виновным в совершении правонарушения может закрыть для него доступ к другим благам. В-пятых, производство по делам об административных правонарушениях сопряжено со значительными временными и материальными затратами как для правоприменителя, так и для регулируемых лиц. Совокупные затраты могут многократно превышать размеры административных штрафов. Эта проблема усугубляется низким уровнем исполнения административных наказаний <2>. Наконец административные наказания составляют ощутимую долю доходов бюджетов российской бюджетной системы, планируются в законах о бюджете на очередной год и должны взыскиваться, поскольку закон о бюджете должен быть исполнен. Поэтому, если регулируемые лица не совершают правонарушений, регулятор исподволь меняет условия осуществления регулируемой деятельности, провоцируя нарушения или создавая обстоятельства, способствующие или вынуждающие нарушать правила поведения, - каждый водитель по собственному опыту знает, как это происходит в дорожном движении. Сходные явления отмечаются и в иных сферах регулирования предпринимательской деятельности <3>.
Статья: Актуальные проблемы административного законодательства в сфере дорожно-транспортного регулирования
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Исходя из вышесказанного, необходимо законодательно ограничить порог возможного превышения скорости либо кратно увеличивать штрафы за превышение скорости. Важно не взыскать с человека деньги за уже совершенное правонарушение, а предупредить их совершение на этапе формирования умысла. Водитель, осознавая, какие последствия могут наступить в результате его действий, должен быть заинтересован в соблюдении всех правил. Только путем реализации одного из двух вышеописанных методов можно предотвратить дорожно-транспортные происшествия, львиная доля которых происходит именно из-за сложности управления автомобилем на высокой скорости.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Исходя из вышесказанного, необходимо законодательно ограничить порог возможного превышения скорости либо кратно увеличивать штрафы за превышение скорости. Важно не взыскать с человека деньги за уже совершенное правонарушение, а предупредить их совершение на этапе формирования умысла. Водитель, осознавая, какие последствия могут наступить в результате его действий, должен быть заинтересован в соблюдении всех правил. Только путем реализации одного из двух вышеописанных методов можно предотвратить дорожно-транспортные происшествия, львиная доля которых происходит именно из-за сложности управления автомобилем на высокой скорости.
Статья: Генезис административно-деликтного законодательства в Российской Федерации
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Однако в РСФСР не было такого кодекса. Порядок привлечения к административной ответственности за совершение отдельных видов деликтов определялся многочисленными подзаконными актами различных госорганов. Административными взысканиями являлись общественное порицание, денежный штраф, принудительные работы, затем были добавлены новые - административный арест, лишение водительских прав, выселение тунеядцев [2, с. 23; 4, с. 55].
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Однако в РСФСР не было такого кодекса. Порядок привлечения к административной ответственности за совершение отдельных видов деликтов определялся многочисленными подзаконными актами различных госорганов. Административными взысканиями являлись общественное порицание, денежный штраф, принудительные работы, затем были добавлены новые - административный арест, лишение водительских прав, выселение тунеядцев [2, с. 23; 4, с. 55].
Типовая ситуация: Дисциплинарное взыскание: виды и основания применения
(Издательство "Главная книга", 2025)Выговор объявляют за повторное нарушение или серьезный проступок. Например, когда водитель нарушил ПДД и компания заплатила за это штраф.
(Издательство "Главная книга", 2025)Выговор объявляют за повторное нарушение или серьезный проступок. Например, когда водитель нарушил ПДД и компания заплатила за это штраф.