Взыскание налогов в приказном производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание налогов в приказном производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что П. было возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени за просрочку платежа с В., являющегося ее отцом. П. не применяла мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, что позволило должнику произвести отчуждение принадлежащего ему транспортного средства и повлекло невозможность исполнения этого и иных исполнительных документов в отношении В. Таким образом, П. допустила возникновение конфликта интересов, ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что П. было возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени за просрочку платежа с В., являющегося ее отцом. П. не применяла мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, что позволило должнику произвести отчуждение принадлежащего ему транспортного средства и повлекло невозможность исполнения этого и иных исполнительных документов в отношении В. Таким образом, П. допустила возникновение конфликта интересов, ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд указал, что установленный п. 3 ст. 46 НК РФ (в ред. до 01.01.2023) шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога начал течь с даты отмены судебного приказа. С учетом этого налоговым органом соблюден установленный срок.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд указал, что установленный п. 3 ст. 46 НК РФ (в ред. до 01.01.2023) шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога начал течь с даты отмены судебного приказа. С учетом этого налоговым органом соблюден установленный срок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедурные вопросы взыскания налога с физического лица
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Итак, налоговый орган вправе обратиться сразу с административным иском о взыскании налога, минуя стадию приказного производства, в частности, если имеется необходимость восстановления срока для обращения в суд. Представляется, что налоговый орган вправе подать сразу административный иск о взыскании налога и в иных случаях, если усматривается спор о праве, что препятствует приказному производству.
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Итак, налоговый орган вправе обратиться сразу с административным иском о взыскании налога, минуя стадию приказного производства, в частности, если имеется необходимость восстановления срока для обращения в суд. Представляется, что налоговый орган вправе подать сразу административный иск о взыскании налога и в иных случаях, если усматривается спор о праве, что препятствует приказному производству.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц в Российской Федерации
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Ключевые слова: взыскание задолженности по налогам и сборам с физических лиц, бесспорный порядок взыскания налоговой задолженности, приказное судопроизводство, упрощенное производство.
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Ключевые слова: взыскание задолженности по налогам и сборам с физических лиц, бесспорный порядок взыскания налоговой задолженности, приказное судопроизводство, упрощенное производство.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Суд установил, что П. было возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени за просрочку платежа с В., являющегося ее отцом. П. не применяла мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, что позволило должнику произвести отчуждение принадлежащего ему транспортного средства и повлекло невозможность исполнения этого и иных исполнительных документов в отношении В. Таким образом, П. допустила возникновение конфликта интересов, ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Суд установил, что П. было возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени за просрочку платежа с В., являющегося ее отцом. П. не применяла мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, что позволило должнику произвести отчуждение принадлежащего ему транспортного средства и повлекло невозможность исполнения этого и иных исполнительных документов в отношении В. Таким образом, П. допустила возникновение конфликта интересов, ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций, за исключением предъявляемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах требований о взыскании задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)1. Судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций, за исключением предъявляемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах требований о взыскании задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В ходе судебного разбирательства было установлено, что П. было возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени за просрочку платежа с В. Истица не применяла мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, что позволило должнику произвести отчуждение принадлежащего ему транспортного средства и повлекло невозможность исполнения исполнительных документов. Суд установил, что истица П. допустила возникновение конфликта интересов, а ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В ходе судебного разбирательства было установлено, что П. было возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени за просрочку платежа с В. Истица не применяла мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, что позволило должнику произвести отчуждение принадлежащего ему транспортного средства и повлекло невозможность исполнения исполнительных документов. Суд установил, что истица П. допустила возникновение конфликта интересов, а ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В будущем, возможно, последуют очередные изменения в ГПК РФ, нацеленные на дальнейшую технологизацию гражданского процесса. Пилотный проект, запущенный в Белгородской области в трех участках мировых судей, предполагает использование искусственного интеллекта для подготовки судебных приказов по взысканию налогов с граждан. Как отмечалось в СМИ, "искусственный интеллект будет использоваться при взыскании трех видов налогов: имущественного, транспортного и земельного. Он не будет выносить сам судебный приказ, но поможет подготовить необходимые документы и проверить реквизиты" <1>. У мировых судей г. Москвы имеется опыт по формированию постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с применением элементов искусственного интеллекта <2>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В будущем, возможно, последуют очередные изменения в ГПК РФ, нацеленные на дальнейшую технологизацию гражданского процесса. Пилотный проект, запущенный в Белгородской области в трех участках мировых судей, предполагает использование искусственного интеллекта для подготовки судебных приказов по взысканию налогов с граждан. Как отмечалось в СМИ, "искусственный интеллект будет использоваться при взыскании трех видов налогов: имущественного, транспортного и земельного. Он не будет выносить сам судебный приказ, но поможет подготовить необходимые документы и проверить реквизиты" <1>. У мировых судей г. Москвы имеется опыт по формированию постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с применением элементов искусственного интеллекта <2>.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, определением мирового судьи судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу и пени был отменен. Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога за счет денежных средств, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности в случае отмены судебного приказа. Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц установлено, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, определением мирового судьи судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу и пени был отменен. Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога за счет денежных средств, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности в случае отмены судебного приказа. Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц установлено, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статья: Перспективы развития онлайн-урегулирования споров, в том числе по вопросам земельного законодательства
(Цыганов С.С., Мигунова Т.Л.)
("Юрист", 2024, N 4)Сервис "Правосудие онлайн" можно будет применять для автоматизации составления проектов судебных актов с помощью искусственного интеллекта, который проведет анализ текста процессуального обращения и материалов судебного дела. В 2021 г. в Белгородской области в трех судебных участках мировых судей запущен пилотный проект внедрения искусственного интеллекта для составления судебных приказов при взыскании налогов, в том числе и на земельные участки и неразрывно связанные с ними объекты.
(Цыганов С.С., Мигунова Т.Л.)
("Юрист", 2024, N 4)Сервис "Правосудие онлайн" можно будет применять для автоматизации составления проектов судебных актов с помощью искусственного интеллекта, который проведет анализ текста процессуального обращения и материалов судебного дела. В 2021 г. в Белгородской области в трех судебных участках мировых судей запущен пилотный проект внедрения искусственного интеллекта для составления судебных приказов при взыскании налогов, в том числе и на земельные участки и неразрывно связанные с ними объекты.
Статья: Исключение из судебной нагрузки "недостойных дел" за счет внедрения технологий искусственного интеллекта
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Продолжая идею Белгородского эксперимента, можно представить себе его масштабирование в условиях всей судебной системы в стране. Требования ФНС основаны на данных ведомства, в автоматическом режиме собираемых по каналам СМЭВ от различных органов государственной власти. Будучи "Суперведомством", Федеральная налоговая служба уже продолжительный период использует большое количество цифровых сервисов, обеспечивает их корректное функционирование и актуализацию сведений, что минимизирует человеческий фактор в вопросах взыскания обязательных платежей. Представляется, что и это требование, предусмотренное ч. 1 ст. 123.1 КАС РФ, может быть разрешено в автоматическом режиме за счет использования искусственного интеллекта. Вероятность ошибки здесь невелика, поэтому и проверка судьей заявления взыскателя может не осуществляться. Достаточно лишь предоставить возможность должнику оспорить выданный судебный приказ. Но и таких требований немного - мировыми судьями за первое полугодие 2023 г. выдано всего 337 585 судебных приказов о взыскании налогов и сборов, а арбитражными судами - всего 171, что объясняется преимущественно внесудебной процедурой безакцептного исполнения требований налогового органа о взыскании с коммерсантов недоимок по обязательным платежам. Представляется, что данную категорию требований вовсе необходимо вынести в административную процедуру и предоставить налоговым органам возможность взыскивать недоимку по налогам и сборам, а также привлекать к налоговой ответственности граждан во внесудебном порядке. Эта практика уже длительное время реализуется в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, и существенных ограничений прав последних не выявлено. Лучше суду в вопросах взыскания обязательных платежей и санкций оставить функции последующего контроля за законностью решений и действий налоговых органов, чем возлагать на него бремя по взысканию.
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Продолжая идею Белгородского эксперимента, можно представить себе его масштабирование в условиях всей судебной системы в стране. Требования ФНС основаны на данных ведомства, в автоматическом режиме собираемых по каналам СМЭВ от различных органов государственной власти. Будучи "Суперведомством", Федеральная налоговая служба уже продолжительный период использует большое количество цифровых сервисов, обеспечивает их корректное функционирование и актуализацию сведений, что минимизирует человеческий фактор в вопросах взыскания обязательных платежей. Представляется, что и это требование, предусмотренное ч. 1 ст. 123.1 КАС РФ, может быть разрешено в автоматическом режиме за счет использования искусственного интеллекта. Вероятность ошибки здесь невелика, поэтому и проверка судьей заявления взыскателя может не осуществляться. Достаточно лишь предоставить возможность должнику оспорить выданный судебный приказ. Но и таких требований немного - мировыми судьями за первое полугодие 2023 г. выдано всего 337 585 судебных приказов о взыскании налогов и сборов, а арбитражными судами - всего 171, что объясняется преимущественно внесудебной процедурой безакцептного исполнения требований налогового органа о взыскании с коммерсантов недоимок по обязательным платежам. Представляется, что данную категорию требований вовсе необходимо вынести в административную процедуру и предоставить налоговым органам возможность взыскивать недоимку по налогам и сборам, а также привлекать к налоговой ответственности граждан во внесудебном порядке. Эта практика уже длительное время реализуется в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, и существенных ограничений прав последних не выявлено. Лучше суду в вопросах взыскания обязательных платежей и санкций оставить функции последующего контроля за законностью решений и действий налоговых органов, чем возлагать на него бремя по взысканию.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На наш взгляд, не оправдано ни теоретически, ни практически дублирование нормы ч. 2 ст. 130 ГПК РФ в ч. 2 ст. 123.8 КАС РФ о выдаче исполнительного листа на взысканную судебным приказом государственную пошлину. Преимущественное большинство судебных приказов в административном судопроизводстве выносится по требованиям о взыскании налогов. Государственная пошлина сама по себе является таким же обязательным налоговым сбором. В данном случае логично было бы следовать из нормы ч. 3 ст. 353 КАС РФ, согласно которой исполнительный лист на взыскание государственной пошлины направляется судом в налоговый орган. В целях экономии бюджетных средств следовало бы установить порядок исполнения судебного приказа, которым взыскан налог и госпошлина, путем его направления на исполнение в налоговый орган без отдельного оформления по нему исполнительного листа на взыскание госпошлины. В масштабах страны удалось бы избежать значительных трат на изготовление бланков исполнительных листов, направление их заказной почтовой корреспонденцией, возбуждение и ведение двух исполнительных производств службой судебных приставов в отношении одного должника и по незначительным суммам, не говоря уже затраченном времени работы аппарата мирового судьи.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На наш взгляд, не оправдано ни теоретически, ни практически дублирование нормы ч. 2 ст. 130 ГПК РФ в ч. 2 ст. 123.8 КАС РФ о выдаче исполнительного листа на взысканную судебным приказом государственную пошлину. Преимущественное большинство судебных приказов в административном судопроизводстве выносится по требованиям о взыскании налогов. Государственная пошлина сама по себе является таким же обязательным налоговым сбором. В данном случае логично было бы следовать из нормы ч. 3 ст. 353 КАС РФ, согласно которой исполнительный лист на взыскание государственной пошлины направляется судом в налоговый орган. В целях экономии бюджетных средств следовало бы установить порядок исполнения судебного приказа, которым взыскан налог и госпошлина, путем его направления на исполнение в налоговый орган без отдельного оформления по нему исполнительного листа на взыскание госпошлины. В масштабах страны удалось бы избежать значительных трат на изготовление бланков исполнительных листов, направление их заказной почтовой корреспонденцией, возбуждение и ведение двух исполнительных производств службой судебных приставов в отношении одного должника и по незначительным суммам, не говоря уже затраченном времени работы аппарата мирового судьи.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебный контроль - это совокупность функций суда при осуществлении правосудия, вытекающих из его полномочий и необходимых для достижения поставленных перед судом задач и целей, направленных на устранение нарушений, ущемляющих права и свободы участников материального регулятивного правоотношения. Виды данного контроля могут быть различными в зависимости, например, от стадии судопроизводства (контроль за соответствием обращения к суду установленным требованиям, совершением сторонами распорядительных действий и т.д.); предмета контроля - проверки обоснованности исковых требований, в том числе законности действий и решений субъекта публичной власти; характера контроля: прямого (непосредственного) и косвенного, предварительного и последующего и т.д. В административном судопроизводстве судебный контроль над соответствием действий (бездействия) участников регулятивного публичного правоотношения публичным интересам осуществляется в императивном порядке, независимо от их позиции по делу, и в отношении субъекта публичной власти является проявлением действия механизма разделения властей, характеризуется предоставлением суду особых полномочий, дающих возможность формулировать на основе правовых принципов и системы правовых норм, регулирующих спорное правоотношение, собственные представления о должном в качестве правила поведения, позволяющие, в случае отсутствия правового регулирования или нерелевантного представления публичного интереса субъектом публичной власти, превышения им своих полномочий либо использования их вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, осуществлять индивидуальное регулирование публичных правоотношений. Особенности административного контроля в административном судопроизводстве влекут необходимость обеспечения инстанционности, т.е. соответствия уровня субъекта публичной власти уровню суда, к полномочиям которого относится проверка законности его правового поведения, что отражается в регулировании института подсудности. Так, к подсудности мировых судей отнесены только административные дела о выдаче судебных приказов о взыскании налоговой недоимки, при этом значительное число категорий административных дел отнесено к подсудности республиканских, областных, краевых и приравненных к ним судов субъектов РФ, а также Верховному Суду РФ.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебный контроль - это совокупность функций суда при осуществлении правосудия, вытекающих из его полномочий и необходимых для достижения поставленных перед судом задач и целей, направленных на устранение нарушений, ущемляющих права и свободы участников материального регулятивного правоотношения. Виды данного контроля могут быть различными в зависимости, например, от стадии судопроизводства (контроль за соответствием обращения к суду установленным требованиям, совершением сторонами распорядительных действий и т.д.); предмета контроля - проверки обоснованности исковых требований, в том числе законности действий и решений субъекта публичной власти; характера контроля: прямого (непосредственного) и косвенного, предварительного и последующего и т.д. В административном судопроизводстве судебный контроль над соответствием действий (бездействия) участников регулятивного публичного правоотношения публичным интересам осуществляется в императивном порядке, независимо от их позиции по делу, и в отношении субъекта публичной власти является проявлением действия механизма разделения властей, характеризуется предоставлением суду особых полномочий, дающих возможность формулировать на основе правовых принципов и системы правовых норм, регулирующих спорное правоотношение, собственные представления о должном в качестве правила поведения, позволяющие, в случае отсутствия правового регулирования или нерелевантного представления публичного интереса субъектом публичной власти, превышения им своих полномочий либо использования их вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, осуществлять индивидуальное регулирование публичных правоотношений. Особенности административного контроля в административном судопроизводстве влекут необходимость обеспечения инстанционности, т.е. соответствия уровня субъекта публичной власти уровню суда, к полномочиям которого относится проверка законности его правового поведения, что отражается в регулировании института подсудности. Так, к подсудности мировых судей отнесены только административные дела о выдаче судебных приказов о взыскании налоговой недоимки, при этом значительное число категорий административных дел отнесено к подсудности республиканских, областных, краевых и приравненных к ним судов субъектов РФ, а также Верховному Суду РФ.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Суд указал, что установленный п. 3 ст. 46 НК РФ (в ред. до 01.01.2023) шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога начал исчисляться с даты отмены судебного приказа. С учетом этого налоговым органом соблюден установленный срок (Постановление АС ЦО от 20.07.2023 N Ф10-2643/2023 по делу N А36-354/2020).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Суд указал, что установленный п. 3 ст. 46 НК РФ (в ред. до 01.01.2023) шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога начал исчисляться с даты отмены судебного приказа. С учетом этого налоговым органом соблюден установленный срок (Постановление АС ЦО от 20.07.2023 N Ф10-2643/2023 по делу N А36-354/2020).