Взятка это
Подборка наиболее важных документов по запросу Взятка это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 291.1 "Посредничество во взяточничестве" УК РФ"Вместе с тем, возможность привлечения к уголовной ответственности виновного лица за получение взятки через посредника не может обуславливаться обязательным установлением признаков состава преступления, предусмотренного 291.1 УК РФ, в действиях другого лица, не являющегося обвиняемым по тому же либо иному уголовному делу, выполнявшего функции посредника в передаче этой взятки, и зависеть от того, давалась ли правоохранительными органами юридическая оценка действиям самого посредника во взяточничестве на предмет наличия признаков состава указанного преступления, осуществлялось ли его изобличение и уголовное преследование."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 44 "Гражданский истец" УПК РФКассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 по делу N 77-2695/2024
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взятка: вопросы квалификации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 290 УК РФ под получением взятки понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 290 УК РФ под получением взятки понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Статья: Признание лица потерпевшим по уголовным делам о получении взятки
(Халиков А.Н.)
("Законность", 2025, N 2)II. Лицо по предложению или требованию о даче взятки от должностного лица, его посредника передало взятку за действия (бездействие) в его пользу ввиду невозможности своевременно или заранее обратиться в правоохранительные органы с заявлением о даче взятки. Это могут быть случаи, когда взятку требуют немедленно через перечисление по онлайн-банку с использованием мобильных телефонов, при передаче наличных на месте происшествия (работники ГИБДД на дороге и др.), в иных случаях, когда условием совершения действий (бездействия) должностным лицом в пользу взяткодателя будет неотложная передача в любой форме денежных средств или других материальных объектов.
(Халиков А.Н.)
("Законность", 2025, N 2)II. Лицо по предложению или требованию о даче взятки от должностного лица, его посредника передало взятку за действия (бездействие) в его пользу ввиду невозможности своевременно или заранее обратиться в правоохранительные органы с заявлением о даче взятки. Это могут быть случаи, когда взятку требуют немедленно через перечисление по онлайн-банку с использованием мобильных телефонов, при передаче наличных на месте происшествия (работники ГИБДД на дороге и др.), в иных случаях, когда условием совершения действий (бездействия) должностным лицом в пользу взяткодателя будет неотложная передача в любой форме денежных средств или других материальных объектов.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 290. Получение взятки
(ред. от 17.11.2025)Статья 290. Получение взятки
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Отдельно стоит упомянуть, что в отечественном Уголовном кодексе есть несколько статей, которые посвящены коррупционным преступлениям. Преступления, связанные с коррупцией, - это коммерческий подкуп и взятки (ст. 204 - 204.2, 291 - 291.2 УК РФ). В случае если сотрудники юридического лица, члены органов управления, участники либо акционеры каким-то образом окажутся замешанными в совершении коррупционных преступлений, они должны помнить о том, что потенциально их ожидает уголовная ответственность, предусмотренная указанными статьями УК РФ.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Отдельно стоит упомянуть, что в отечественном Уголовном кодексе есть несколько статей, которые посвящены коррупционным преступлениям. Преступления, связанные с коррупцией, - это коммерческий подкуп и взятки (ст. 204 - 204.2, 291 - 291.2 УК РФ). В случае если сотрудники юридического лица, члены органов управления, участники либо акционеры каким-то образом окажутся замешанными в совершении коррупционных преступлений, они должны помнить о том, что потенциально их ожидает уголовная ответственность, предусмотренная указанными статьями УК РФ.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Современным законодателем посредничество во взяточничестве определено как способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, выделен и один из видов такого способствования: непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя. Этот, отделенный от прочих, вид посредничества принято называть посредничеством физическим, а все прочие - интеллектуальным <4>.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Современным законодателем посредничество во взяточничестве определено как способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, выделен и один из видов такого способствования: непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя. Этот, отделенный от прочих, вид посредничества принято называть посредничеством физическим, а все прочие - интеллектуальным <4>.
Статья: Уклонение от уплаты транспортного налога: причины и условия возникновения
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Анализ факторов, порождающих уклонение от уплаты налогов, показывает, что между ними есть тесная взаимосвязь. Чтобы избежать выявления налоговых преступлений, граждане дают взятки должностным лицам. Это порождает низкую эффективность власти и политическую нестабильность. Вместе с этим стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию государства, которое вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов.
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Анализ факторов, порождающих уклонение от уплаты налогов, показывает, что между ними есть тесная взаимосвязь. Чтобы избежать выявления налоговых преступлений, граждане дают взятки должностным лицам. Это порождает низкую эффективность власти и политическую нестабильность. Вместе с этим стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию государства, которое вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов.
Статья: Истребование доходов (disgorgement of profits) директора и аффилированных с ним лиц за нарушение фидуциарных обязанностей
(Акужинов А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 10, 11, 12)<18> В paras 53 - 54 решения Апелляционного суда данная правовая позиция была сформулирована следующим образом: "...коррупция разрушает все деловые отношения между принципалами, как только становится известно, что агент, через которого ведутся переговоры, брал взятки. Это так, даже если взятки даются принципалом в рамках других сделок, но о них знают (и участвуют в них) стороны этих сделок... если агент или сотрудник получает взятку, которую затем передает другому лицу, то он нарушает свой фидуциарный долг при ведении переговоров с этим другим лицом о других сделках до тех пор, пока он не раскрыл этот вопрос своему принципалу. В данном случае мы согласны с судьей в том, что г-н [М.] нарушил свой фидуциарный долг перед ответчиками, ведя переговоры о новых и иных контрактах с г-ном [Н.], с которым он в то же время делился взятками".
(Акужинов А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 10, 11, 12)<18> В paras 53 - 54 решения Апелляционного суда данная правовая позиция была сформулирована следующим образом: "...коррупция разрушает все деловые отношения между принципалами, как только становится известно, что агент, через которого ведутся переговоры, брал взятки. Это так, даже если взятки даются принципалом в рамках других сделок, но о них знают (и участвуют в них) стороны этих сделок... если агент или сотрудник получает взятку, которую затем передает другому лицу, то он нарушает свой фидуциарный долг при ведении переговоров с этим другим лицом о других сделках до тех пор, пока он не раскрыл этот вопрос своему принципалу. В данном случае мы согласны с судьей в том, что г-н [М.] нарушил свой фидуциарный долг перед ответчиками, ведя переговоры о новых и иных контрактах с г-ном [Н.], с которым он в то же время делился взятками".
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Судебная коллегия исключила из приговора Р. по ст. 290 УК РФ квалифицирующий признак "с вымогательством взятки". Сами по себе налоговые проверки предприятий, проведением которых угрожала Р., ее высказывания о возможности выявления в ходе этих проверок нарушений налогового законодательства, а также угрозы уголовного преследования или административной ответственности за эти нарушения не свидетельствуют о том, что законные (правоохраняемые) интересы могли быть нарушены либо поставлены под угрозу. Выявление налоговых нарушений и привлечение к ответственности виновных в их совершении лиц является одной из функций государства, которая реализуется компетентными органами и уполномоченными должностными лицами в установленной законом процедуре. Вместе с тем поведение Р., связанное с получением взятки, обоснованно признано судом незаконным. Действия Р., направленные на получение взятки и сопровождавшиеся угрозами Ш. в случае его отказа от дачи взятки провести более тщательную налоговую проверку его предприятий с целью выявить нарушения налогового законодательства и довести их до сведения правоохранительных органов для привлечения его к уголовной или административной ответственности, свидетельствуют о том, что она, преследуя личные (корыстные) интересы, не стала проводить дальнейшую налоговую проверку предприятия с одной лишь целью - получить за это взятку от директора предприятия Ш. Должность, которую занимала Р., не допускает произвольного проведения или отказа от проведения проверки предприятий-налогоплательщиков исходя из соображений личной выгоды или корыстных интересов государственного служащего налоговой инспекции. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности содеянного Р. (Определение N 74-О09-10) <970>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Судебная коллегия исключила из приговора Р. по ст. 290 УК РФ квалифицирующий признак "с вымогательством взятки". Сами по себе налоговые проверки предприятий, проведением которых угрожала Р., ее высказывания о возможности выявления в ходе этих проверок нарушений налогового законодательства, а также угрозы уголовного преследования или административной ответственности за эти нарушения не свидетельствуют о том, что законные (правоохраняемые) интересы могли быть нарушены либо поставлены под угрозу. Выявление налоговых нарушений и привлечение к ответственности виновных в их совершении лиц является одной из функций государства, которая реализуется компетентными органами и уполномоченными должностными лицами в установленной законом процедуре. Вместе с тем поведение Р., связанное с получением взятки, обоснованно признано судом незаконным. Действия Р., направленные на получение взятки и сопровождавшиеся угрозами Ш. в случае его отказа от дачи взятки провести более тщательную налоговую проверку его предприятий с целью выявить нарушения налогового законодательства и довести их до сведения правоохранительных органов для привлечения его к уголовной или административной ответственности, свидетельствуют о том, что она, преследуя личные (корыстные) интересы, не стала проводить дальнейшую налоговую проверку предприятия с одной лишь целью - получить за это взятку от директора предприятия Ш. Должность, которую занимала Р., не допускает произвольного проведения или отказа от проведения проверки предприятий-налогоплательщиков исходя из соображений личной выгоды или корыстных интересов государственного служащего налоговой инспекции. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности содеянного Р. (Определение N 74-О09-10) <970>.
Ситуация: Могут ли госслужащие получать подарки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении (ст. 290 УК РФ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2021).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении (ст. 290 УК РФ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2021).
Готовое решение: Как уволить работника, обслуживающего денежные и материальные ценности, по причине утраты доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Виновные действия могут быть совершены как по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, так и вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей. В частности, работника можно уволить по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если он, например, осужден за кражу, взяточничество или иные корыстные правонарушения, не связанные с работой. Это следует из ч. 5 ст. 81 ТК РФ, п. п. 45, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.
(КонсультантПлюс, 2025)Виновные действия могут быть совершены как по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, так и вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей. В частности, работника можно уволить по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если он, например, осужден за кражу, взяточничество или иные корыстные правонарушения, не связанные с работой. Это следует из ч. 5 ст. 81 ТК РФ, п. п. 45, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.
Статья: Как учесть новогодние расходы, не вызвав претензий у ИФНС
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 24)Официально госслужащим, в том числе налоговикам, запрещено получать подарки от граждан и организаций <27>. Однако на практике этот запрет мало кого останавливает: налогоплательщики дарят подарки, а инспекторы их с удовольствием принимают. Со своей стороны, мы тоже не видим ничего криминального в недорогом презенте в честь праздника. Ведь передаете вы его не за какие-то блага, а от чистого сердца просто так (по крайней мере мы на это надеемся). То есть это не взятка.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 24)Официально госслужащим, в том числе налоговикам, запрещено получать подарки от граждан и организаций <27>. Однако на практике этот запрет мало кого останавливает: налогоплательщики дарят подарки, а инспекторы их с удовольствием принимают. Со своей стороны, мы тоже не видим ничего криминального в недорогом презенте в честь праздника. Ведь передаете вы его не за какие-то блага, а от чистого сердца просто так (по крайней мере мы на это надеемся). То есть это не взятка.
Статья: Покушение на получение взятки через посредника
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 8)Заметим, что в п. 10 Постановления Пленума N 24 приводится пример, когда получение взятки признается оконченным "...с момента... зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет...". Возникает вопрос: "согласие на зачисление предмета взятки" - это элемент сговора на получение взятки, т.е. приготовление, или действия, направленные на ее получение? Если верно первое утверждение, то получается, что должностное лицо впоследствии получает взятку путем бездействия. Подобным образом в бездействии выражается объективная сторона получения взятки путем помещения взяткодателем ценностей "...в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем...". В отличие от характеризующих приготовление к получению взятки "обещания" или "предложения" ее принять, а также "достижения договоренности" с взяткодателем, результатом которой является "согласие на зачисление", как покушение на преступление можно рассматривать требование передачи взятки, в том числе сопровождающееся указанием конкретного счета или места, куда она должна быть помещена. Покушение образует и донесение должностным лицом требования до предполагаемого взяткодателя через посредника. Напомним, в случае с младшим инспектором предложение о даче взятки через посредника исходило от заключенного.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 8)Заметим, что в п. 10 Постановления Пленума N 24 приводится пример, когда получение взятки признается оконченным "...с момента... зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет...". Возникает вопрос: "согласие на зачисление предмета взятки" - это элемент сговора на получение взятки, т.е. приготовление, или действия, направленные на ее получение? Если верно первое утверждение, то получается, что должностное лицо впоследствии получает взятку путем бездействия. Подобным образом в бездействии выражается объективная сторона получения взятки путем помещения взяткодателем ценностей "...в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем...". В отличие от характеризующих приготовление к получению взятки "обещания" или "предложения" ее принять, а также "достижения договоренности" с взяткодателем, результатом которой является "согласие на зачисление", как покушение на преступление можно рассматривать требование передачи взятки, в том числе сопровождающееся указанием конкретного счета или места, куда она должна быть помещена. Покушение образует и донесение должностным лицом требования до предполагаемого взяткодателя через посредника. Напомним, в случае с младшим инспектором предложение о даче взятки через посредника исходило от заключенного.