Взаимодействие судов со сми
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие судов со сми (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Модели взаимодействия судебной власти и СМИ: зарубежный опыт
(Зелепукин Р.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Правовые и профессиональные принципы как основа
(Зелепукин Р.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Правовые и профессиональные принципы как основа
Нормативные акты
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 21 Закона о доступе к информации судов в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информации о деятельности судов осуществляется взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации может предусматривать:
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 21 Закона о доступе к информации судов в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информации о деятельности судов осуществляется взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации может предусматривать:
Статья: Судебный пиар и российское правосудие: определение границ дозволенного
(Дораев М.Г.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)Указанная проблема, как правило, анализируется в контексте взаимодействия суда со средствами массовой информации <24> в развитие подхода, изложенного в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" <25>. В отдельных случаях дискуссия выливается в обсуждение вопроса установления ответственности за публичную дискредитацию судебной власти <26> и выражение опасений в репрессивном характере подобных мер как потенциально влекущих исключение любых критических высказываний в адрес судебной системы в средствах массовой информации <27>. Вместе с тем несмотря на то, что подобные действия как разновидность проявления неуважения к суду являются наказуемым деянием во многих юрисдикциях <28>, именно скандализация правосудия как отдельный состав правонарушения встречается достаточно редко.
(Дораев М.Г.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)Указанная проблема, как правило, анализируется в контексте взаимодействия суда со средствами массовой информации <24> в развитие подхода, изложенного в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" <25>. В отдельных случаях дискуссия выливается в обсуждение вопроса установления ответственности за публичную дискредитацию судебной власти <26> и выражение опасений в репрессивном характере подобных мер как потенциально влекущих исключение любых критических высказываний в адрес судебной системы в средствах массовой информации <27>. Вместе с тем несмотря на то, что подобные действия как разновидность проявления неуважения к суду являются наказуемым деянием во многих юрисдикциях <28>, именно скандализация правосудия как отдельный состав правонарушения встречается достаточно редко.
Статья: Открытость судов как один из устоев организации их деятельности при отправлении правосудия
(Курченко В.Н.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Ключевые слова: открытость и гласность в деятельности судов, взаимодействие со средствами массовой информации.
(Курченко В.Н.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Ключевые слова: открытость и гласность в деятельности судов, взаимодействие со средствами массовой информации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Международные правовые акты содержат положения, закрепляющие право каждого лица на публичное разбирательство, что получило отражение в ст. 10 и 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Об условиях открытости судебного заседания, стоящего в ряду основополагающих принципов предоставления в равной мере каждому лицу права на судебную защиту, говорится в Бангалорских принципах поведения судей, утвержденных Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 27.07.2006 N 2006/23 "Укрепление основных принципов поведения судей". Возможность демонстрировать свою независимость, честность и неподкупность происходит только в условиях открытости, как это и обозначено в применении показателя честности и неподкупности Бангалорских принципов: "Недостаточно просто осуществлять правосудие, нужно делать это открыто для общества". Кодекс судейской этики напрямую не говорит о связи принципов открытости судебного процесса с действием принципа независимости судебной власти. Но сопоставление норм, регулирующих взаимодействие судебного корпуса со СМИ, с базовым конституционным принципом открытости судебного процесса, с его реализацией в норме КАС дает основание говорить о том, что открытость правосудия является базовым принципом для этических нормативов судебной власти в коммуникативном пространстве социума. В ст. 13 Кодекса судейской этики закреплено положение об эффективности судебной деятельности в зависимости от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений. Надо отметить, что действие принципа открытости судебного процесса не только обеспечивает обратную связь суда с обществом в современном информационном мире, но и дает возможность самоконтроля для самой судебной власти. Репутация, складывающаяся внутри судейского корпуса, важна не менее, чем внешний репутационный контур правосудия. Осуществление самоконтроля в самом судейском сообществе за соблюдением судьями этических норм и установок позволяет формировать корпоративную культуру и развивать и укреплять институт уважения к суду, что достигается в том числе благодаря инструментарию принципа открытости, что на сегодня воплощено в аудиопротоколировании, записи видео-конференц-заседаний и непосредственно видеосъемке процессов, информации в соцсетях. В условиях медиатизации меняется коммуникация суда с обществом, медийное пространство позволяет отслеживать динамику образа власти, самой системы власти и репутации как одного из компонентов образа власти среди прочего в рамках ее публичной презентации, в том числе в социальных сетях. Для судебной власти большое значение имеет тот образ, который она формирует для внешнего наблюдателя, причем одновременно, как отмечалось выше, этот же образ воздействует на нее саму.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Международные правовые акты содержат положения, закрепляющие право каждого лица на публичное разбирательство, что получило отражение в ст. 10 и 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Об условиях открытости судебного заседания, стоящего в ряду основополагающих принципов предоставления в равной мере каждому лицу права на судебную защиту, говорится в Бангалорских принципах поведения судей, утвержденных Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 27.07.2006 N 2006/23 "Укрепление основных принципов поведения судей". Возможность демонстрировать свою независимость, честность и неподкупность происходит только в условиях открытости, как это и обозначено в применении показателя честности и неподкупности Бангалорских принципов: "Недостаточно просто осуществлять правосудие, нужно делать это открыто для общества". Кодекс судейской этики напрямую не говорит о связи принципов открытости судебного процесса с действием принципа независимости судебной власти. Но сопоставление норм, регулирующих взаимодействие судебного корпуса со СМИ, с базовым конституционным принципом открытости судебного процесса, с его реализацией в норме КАС дает основание говорить о том, что открытость правосудия является базовым принципом для этических нормативов судебной власти в коммуникативном пространстве социума. В ст. 13 Кодекса судейской этики закреплено положение об эффективности судебной деятельности в зависимости от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений. Надо отметить, что действие принципа открытости судебного процесса не только обеспечивает обратную связь суда с обществом в современном информационном мире, но и дает возможность самоконтроля для самой судебной власти. Репутация, складывающаяся внутри судейского корпуса, важна не менее, чем внешний репутационный контур правосудия. Осуществление самоконтроля в самом судейском сообществе за соблюдением судьями этических норм и установок позволяет формировать корпоративную культуру и развивать и укреплять институт уважения к суду, что достигается в том числе благодаря инструментарию принципа открытости, что на сегодня воплощено в аудиопротоколировании, записи видео-конференц-заседаний и непосредственно видеосъемке процессов, информации в соцсетях. В условиях медиатизации меняется коммуникация суда с обществом, медийное пространство позволяет отслеживать динамику образа власти, самой системы власти и репутации как одного из компонентов образа власти среди прочего в рамках ее публичной презентации, в том числе в социальных сетях. Для судебной власти большое значение имеет тот образ, который она формирует для внешнего наблюдателя, причем одновременно, как отмечалось выше, этот же образ воздействует на нее саму.
Статья: Судебная коммуникация: к постановке вопроса
(Носенко М.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Гарантировать соблюдение независимости судей при предоставлении информации об их деятельности должны рекомендованные законом способы, обеспечивающие доступ к информации, и формы взаимодействия судов со СМИ.
(Носенко М.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Гарантировать соблюдение независимости судей при предоставлении информации об их деятельности должны рекомендованные законом способы, обеспечивающие доступ к информации, и формы взаимодействия судов со СМИ.