Взаимодействие с потребителями финансовых услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие с потребителями финансовых услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Евгений Писаревский: "Защита социальных прав - мой профессиональный долг"
("Юрист", 2023, N 2)- Институт финансового уполномоченного - это сравнительно новый и уникальный для нашей страны правозащитный орган. Его появление в 2018 г. стало логическим продолжением комплекса мер, принимаемых Банком России по созданию цивилизованного финансового рынка и совершенствованию системы защиты прав потребителей. Обязательный досудебный порядок урегулирования финансовых споров, существующий в рамках института финансового уполномоченного, позволяет разрешить большую часть острых вопросов еще на этапе взаимодействия потребителя финансовой услуги и финансовой организации. К компетенции финансового уполномоченного относятся споры до 500 тыс. рублей по договорам в сферах страхования, деятельности кредитных организаций, микрофинансирования, кредитной кооперации, деятельности ломбардов и негосударственных пенсионных фондов. При этом споры по договорам ОСАГО рассматриваются финансовым уполномоченным независимо от суммы обращения потребителя финансовой услуги.
("Юрист", 2023, N 2)- Институт финансового уполномоченного - это сравнительно новый и уникальный для нашей страны правозащитный орган. Его появление в 2018 г. стало логическим продолжением комплекса мер, принимаемых Банком России по созданию цивилизованного финансового рынка и совершенствованию системы защиты прав потребителей. Обязательный досудебный порядок урегулирования финансовых споров, существующий в рамках института финансового уполномоченного, позволяет разрешить большую часть острых вопросов еще на этапе взаимодействия потребителя финансовой услуги и финансовой организации. К компетенции финансового уполномоченного относятся споры до 500 тыс. рублей по договорам в сферах страхования, деятельности кредитных организаций, микрофинансирования, кредитной кооперации, деятельности ломбардов и негосударственных пенсионных фондов. При этом споры по договорам ОСАГО рассматриваются финансовым уполномоченным независимо от суммы обращения потребителя финансовой услуги.
Статья: Современные тенденции правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)Интересно также применение Центральным банком РФ инструмента поведенческой экспертизы. Она представляет собой исследование научными методами процесса принятия финансовых решений потребителями финансовых услуг. Данное исследование обычно проводится в целях сбора доказательной базы для разработки и совершенствования поведенческого регулирования <13>. В настоящее время тенденцией является использование Банком России инструмента поведенческой экспертизы в отношении норм, регламентирующих содержание, форму и порядок доведения информации о финансовых продуктах, а также порядок взаимодействия с потребителями лиц, предоставляющих финансовые услуги.
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)Интересно также применение Центральным банком РФ инструмента поведенческой экспертизы. Она представляет собой исследование научными методами процесса принятия финансовых решений потребителями финансовых услуг. Данное исследование обычно проводится в целях сбора доказательной базы для разработки и совершенствования поведенческого регулирования <13>. В настоящее время тенденцией является использование Банком России инструмента поведенческой экспертизы в отношении норм, регламентирующих содержание, форму и порядок доведения информации о финансовых продуктах, а также порядок взаимодействия с потребителями лиц, предоставляющих финансовые услуги.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 79.1. Банк России ведет реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, а также осуществляет взаимодействие, в том числе информационное, с финансовым уполномоченным, со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного и финансовыми организациями, осуществляющими взаимодействие с финансовым уполномоченным, в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 79.1. Банк России ведет реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, а также осуществляет взаимодействие, в том числе информационное, с финансовым уполномоченным, со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного и финансовыми организациями, осуществляющими взаимодействие с финансовым уполномоченным, в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Указание Банка России от 21.01.2019 N 5064-У
(ред. от 17.06.2024)
"О порядке исключения финансовой организации из реестра финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2019 N 53818)Зарегистрировано в Минюсте России 15 февраля 2019 г. N 53818
(ред. от 17.06.2024)
"О порядке исключения финансовой организации из реестра финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2019 N 53818)Зарегистрировано в Минюсте России 15 февраля 2019 г. N 53818
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Порядок подачи обращения и особенности представительства определены в ч. 5 ст. 16 комментируемого Закона. В отличие от общего порядка регулирования процедур судебной/внесудебной защиты прав граждан Закон N 123-ФЗ допускает только личное направление обращения. Таким образом, юридическое представительство не предусмотрено, за исключением законного представителя потребителя финансовых услуг. Это ограничение направлено на обеспечение непосредственного взаимодействия потребителя финансовых услуг с финансовым уполномоченным. Следует учесть, что названная форма взаимодействия предполагается не только при подаче обращения, но и на иных этапах его рассмотрения (отзыв, отказ от требований, выдача финансовому уполномоченному удостоверения и пр.).
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Порядок подачи обращения и особенности представительства определены в ч. 5 ст. 16 комментируемого Закона. В отличие от общего порядка регулирования процедур судебной/внесудебной защиты прав граждан Закон N 123-ФЗ допускает только личное направление обращения. Таким образом, юридическое представительство не предусмотрено, за исключением законного представителя потребителя финансовых услуг. Это ограничение направлено на обеспечение непосредственного взаимодействия потребителя финансовых услуг с финансовым уполномоченным. Следует учесть, что названная форма взаимодействия предполагается не только при подаче обращения, но и на иных этапах его рассмотрения (отзыв, отказ от требований, выдача финансовому уполномоченному удостоверения и пр.).
Статья: Институт налоговых омбудсменов как способ досудебного урегулирования налоговых споров
(Карамышев Д.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что выделение самостоятельного института налоговых омбудсменов в российском налоговом праве не будет нарушать его структуру и являться противоречивым, поскольку в этом случае оно будет частью института досудебного урегулирования налоговых споров. Безусловно, чтобы институт налоговых омбудсменов был удобен и доступен для всех субъектов, необходимо его оснащение современными цифровыми технологиями. Учеными выделялся перечень данных технологий, полезных во взаимодействии с финансовым уполномоченным, применимые и к институту налоговых омбудсменов: работа с информационными базами, распределенные реестры, чат-боты и другие <23>. Представляется, что опыт использования цифровых технологий во взаимодействии налогоплательщика и налогового органа - потребителя финансовых услуг и финансового уполномоченного - является эффективным и должен быть учтен при формировании института налоговых омбудсменов.
(Карамышев Д.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что выделение самостоятельного института налоговых омбудсменов в российском налоговом праве не будет нарушать его структуру и являться противоречивым, поскольку в этом случае оно будет частью института досудебного урегулирования налоговых споров. Безусловно, чтобы институт налоговых омбудсменов был удобен и доступен для всех субъектов, необходимо его оснащение современными цифровыми технологиями. Учеными выделялся перечень данных технологий, полезных во взаимодействии с финансовым уполномоченным, применимые и к институту налоговых омбудсменов: работа с информационными базами, распределенные реестры, чат-боты и другие <23>. Представляется, что опыт использования цифровых технологий во взаимодействии налогоплательщика и налогового органа - потребителя финансовых услуг и финансового уполномоченного - является эффективным и должен быть учтен при формировании института налоговых омбудсменов.
Ситуация: Нужно ли потребителю соблюдать претензионный порядок урегулирования спора?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)требование потребителя финансовых услуг к финансовой организации, взаимодействующей в установленном порядке с финансовым уполномоченным (например, к страховой организации для получения страхового возмещения в рамках ОСАГО или имущественные требования в размере не более 500 тыс. руб., вытекающие из договора добровольного страхования имущества) (ч. 1 ст. 15 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ; п. п. 84 - 86 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)требование потребителя финансовых услуг к финансовой организации, взаимодействующей в установленном порядке с финансовым уполномоченным (например, к страховой организации для получения страхового возмещения в рамках ОСАГО или имущественные требования в размере не более 500 тыс. руб., вытекающие из договора добровольного страхования имущества) (ч. 1 ст. 15 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ; п. п. 84 - 86 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19).
Ситуация: Каков порядок обращения потребителя к финансовому уполномоченному?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обращение в письменной форме может быть направлено, в частности, по почте, через МФЦ, заключивший соглашение о взаимодействии со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Обращение в электронной форме потребитель финансовых услуг вправе направить, в частности, через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или Единый портал госуслуг (ч. 2, 3 ст. 17 Закона N 123-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обращение в письменной форме может быть направлено, в частности, по почте, через МФЦ, заключивший соглашение о взаимодействии со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Обращение в электронной форме потребитель финансовых услуг вправе направить, в частности, через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или Единый портал госуслуг (ч. 2, 3 ст. 17 Закона N 123-ФЗ).
Статья: Современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)5. Поведенческий надзор. В рамках поведенческого надзора Банк России осуществляет контроль взаимодействия финансовых организаций с потребителями финансовых услуг. В отличие от более традиционного пруденциального надзора, сосредотачивающегося на проблемах обеспечения стабильности финансового рынка, поведенческий надзор имеет своей целью обеспечение защиты и восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, устранение причин недобросовестных практик.
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)5. Поведенческий надзор. В рамках поведенческого надзора Банк России осуществляет контроль взаимодействия финансовых организаций с потребителями финансовых услуг. В отличие от более традиционного пруденциального надзора, сосредотачивающегося на проблемах обеспечения стабильности финансового рынка, поведенческий надзор имеет своей целью обеспечение защиты и восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, устранение причин недобросовестных практик.