Взаимодействие работодателя и профсоюза
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие работодателя и профсоюза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Баланс интересов при реализации профсоюзами права на получение от работодателей информации по социально-трудовым вопросам
(Хасанов А.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Исследуемые проблемы имеют прикладное значение, связанное с дальнейшим совершенствованием правового регулирования взаимодействия работодателей и профсоюзов.
(Хасанов А.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Исследуемые проблемы имеют прикладное значение, связанное с дальнейшим совершенствованием правового регулирования взаимодействия работодателей и профсоюзов.
Путеводитель по кадровым вопросам. ПрофсоюзНаиболее существенной функцией профсоюза является защита интересов работников в трудовых отношениях. Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляет в том числе первичная профсоюзная организация. Следовательно, профсоюз является органом, с которым приходится взаимодействовать работодателю при решении организационных вопросов в сфере труда. Необходимо также учитывать, что первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия, в силу ч. 3 ст. 37 ТК РФ становится представителем всех его работников.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)
"Об объединениях работодателей"3. Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.
(ред. от 28.11.2015)
"Об объединениях работодателей"3. Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.
Указ Президента РФ от 31.07.2022 N 512
(ред. от 13.08.2024)
"Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации"10) совершенствование контрактной формы найма работников, взаимодействие с профессиональными союзами моряков, работодателями и общественными объединениями судовладельцев по вопросам обеспечения социальной защищенности российских моряков, в том числе и при работе на иностранных судах;
(ред. от 13.08.2024)
"Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации"10) совершенствование контрактной формы найма работников, взаимодействие с профессиональными союзами моряков, работодателями и общественными объединениями судовладельцев по вопросам обеспечения социальной защищенности российских моряков, в том числе и при работе на иностранных судах;
Статья: Проблемы правового регулирования применения отдельных профсоюзных гарантий
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Реализация каких форм социально-партнерского взаимодействия между работодателем и внешней профсоюзной организацией дает основания членам такой профсоюзной организации пользоваться профсоюзными гарантиями по защите от увольнения? Формы социального партнерства урегулированы в ст. 27 Трудового кодекса Российской Федерации <7> (далее - ТК РФ). Представляется, что возникновение социально-партнерских отношений в любой из поименованных форм может свидетельствовать о возникновении у внешней профсоюзной организации и ее членов права пользоваться предусмотренными законом гарантиями.
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Реализация каких форм социально-партнерского взаимодействия между работодателем и внешней профсоюзной организацией дает основания членам такой профсоюзной организации пользоваться профсоюзными гарантиями по защите от увольнения? Формы социального партнерства урегулированы в ст. 27 Трудового кодекса Российской Федерации <7> (далее - ТК РФ). Представляется, что возникновение социально-партнерских отношений в любой из поименованных форм может свидетельствовать о возникновении у внешней профсоюзной организации и ее членов права пользоваться предусмотренными законом гарантиями.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для преодоления сложившейся ситуации необходимы разработка и принятие иных механизмов региональной дифференциации заработной платы работников регионов с неблагоприятными климатическими условиями. В законодательстве следует установить минимальный стандарт гарантий и компенсаций для всех лиц, работающих в таких регионах, в том числе и для тех, кто относится к бюджетной сфере финансирования, чтобы они не остались вне сферы государственного регулирования. В рамках проведения научно обоснованного районирования следовало бы выделить те отрасли производства, которые являются приоритетными для развития данного региона, с разработкой программы мероприятий по привлечению квалифицированных специалистов. Целесообразным было бы возродить и эффективно работавший в СССР организованный набор рабочей силы для малообжитых регионов страны. В решении социально-экономических проблем северных районов страны необходимо полнее использовать как закрепленные в ст. 27 ТК РФ, так и вырабатываемые практикой различные формы социального партнерства (например, соглашения между объединениями организаций, профсоюзов и работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений).
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для преодоления сложившейся ситуации необходимы разработка и принятие иных механизмов региональной дифференциации заработной платы работников регионов с неблагоприятными климатическими условиями. В законодательстве следует установить минимальный стандарт гарантий и компенсаций для всех лиц, работающих в таких регионах, в том числе и для тех, кто относится к бюджетной сфере финансирования, чтобы они не остались вне сферы государственного регулирования. В рамках проведения научно обоснованного районирования следовало бы выделить те отрасли производства, которые являются приоритетными для развития данного региона, с разработкой программы мероприятий по привлечению квалифицированных специалистов. Целесообразным было бы возродить и эффективно работавший в СССР организованный набор рабочей силы для малообжитых регионов страны. В решении социально-экономических проблем северных районов страны необходимо полнее использовать как закрепленные в ст. 27 ТК РФ, так и вырабатываемые практикой различные формы социального партнерства (например, соглашения между объединениями организаций, профсоюзов и работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений).
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)8) способы и формы взаимодействия коллективного работодателя с профсоюзными организациями, их объединениями. Возможность создания первичных профсоюзных организаций в организациях - участниках юридического лица, порядок взаимодействия с ними.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)8) способы и формы взаимодействия коллективного работодателя с профсоюзными организациями, их объединениями. Возможность создания первичных профсоюзных организаций в организациях - участниках юридического лица, порядок взаимодействия с ними.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения дистанционного работника
(КонсультантПлюс, 2025)Во-вторых, есть дополнительное основание увольнения по инициативе работодателя, по которому можно уволить работника, постоянно или временно выполняющего трудовую функцию дистанционно, в том числе временно работающего дистанционно в связи с локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии со ст. 312.9 ТК РФ. Указанных работников вы можете уволить, если в период дистанционной работы они без уважительной причины не взаимодействуют с вами по вопросам, связанным с выполнением работы, более двух рабочих дней подряд со дня поступления от вас соответствующего запроса. Если вашим порядком взаимодействия работодателя и работника, который устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения профсоюза, трудовым договором, допсоглашением к нему, предусмотрен более длительный срок взаимодействия с вами, данный случай будет являться исключением из правила о двух днях. Выводы следуют из ч. 1 ст. 312.8, ч. 9 ст. 312.3 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Во-вторых, есть дополнительное основание увольнения по инициативе работодателя, по которому можно уволить работника, постоянно или временно выполняющего трудовую функцию дистанционно, в том числе временно работающего дистанционно в связи с локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии со ст. 312.9 ТК РФ. Указанных работников вы можете уволить, если в период дистанционной работы они без уважительной причины не взаимодействуют с вами по вопросам, связанным с выполнением работы, более двух рабочих дней подряд со дня поступления от вас соответствующего запроса. Если вашим порядком взаимодействия работодателя и работника, который устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения профсоюза, трудовым договором, допсоглашением к нему, предусмотрен более длительный срок взаимодействия с вами, данный случай будет являться исключением из правила о двух днях. Выводы следуют из ч. 1 ст. 312.8, ч. 9 ст. 312.3 ТК РФ.
Готовое решение: Как организовать электронный кадровый документооборот в организации
(КонсультантПлюс, 2025)процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников и (или) выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).
(КонсультантПлюс, 2025)процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников и (или) выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).
Статья: Профсоюзы и производственные советы: конкуренция или мирное сосуществование в современных условиях труда и экономики?
(Типоченкова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Принимая во внимание мнение узких специалистов при выборе того или иного решения, работодатели, сами того не ожидая, перекладывают часть управления на работников. В таком случае концепция принятия решения видоизменяется в пользу учета мнения определенных работников, что несколько отодвигает профсоюз в сторону, ввиду отсутствия компетенции, однако не исключает его необходимости в дальнейшем (например, в случае отказа работодателя и в предоставлении информации о результатах рассмотрения предложений). Таким образом, на современном этапе экономического развития, с усложнением технологического производства, роль специалистов, их участия в управлении организацией (хотя и в очень усеченном виде) повышается, что может привести к расширению практики применения работодателями норм о создании производственных советов. Все это, в свою очередь, потребует более детальной проработки теоретической базы, внесения изменений в российское - не только в трудовое, но и в корпоративное - законодательство, касающихся определения полномочий производственных советов и участия профсоюзов в процессе взаимодействия работодателя и совета.
(Типоченкова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Принимая во внимание мнение узких специалистов при выборе того или иного решения, работодатели, сами того не ожидая, перекладывают часть управления на работников. В таком случае концепция принятия решения видоизменяется в пользу учета мнения определенных работников, что несколько отодвигает профсоюз в сторону, ввиду отсутствия компетенции, однако не исключает его необходимости в дальнейшем (например, в случае отказа работодателя и в предоставлении информации о результатах рассмотрения предложений). Таким образом, на современном этапе экономического развития, с усложнением технологического производства, роль специалистов, их участия в управлении организацией (хотя и в очень усеченном виде) повышается, что может привести к расширению практики применения работодателями норм о создании производственных советов. Все это, в свою очередь, потребует более детальной проработки теоретической базы, внесения изменений в российское - не только в трудовое, но и в корпоративное - законодательство, касающихся определения полномочий производственных советов и участия профсоюзов в процессе взаимодействия работодателя и совета.