Взаимодействие ФНС и следственного комитета
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие ФНС и следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Направления взаимодействия правоохранительных, экспертных и контролирующих органов при проведении мероприятий налогового контроля в отечественной практике
(Анищенко Е.В., Советов Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)3) необходимость реформирования системы взаимодействия Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел, Следственного комитета при проведении совместных контрольных мероприятий.
(Анищенко Е.В., Советов Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)3) необходимость реформирования системы взаимодействия Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел, Следственного комитета при проведении совместных контрольных мероприятий.
Статья: Отдельные вопросы расследования налоговых преступлений с учетом положений ст. 39 УК РФ
(Зарина А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)На сегодняшний день актуальными, по мнению В.Г. Стаценко, являются проблемы несоблюдения требований налогового законодательства, методических рекомендаций, а также межведомственных нормативных правовых актов со стороны налоговых органов, выражающиеся в неполноте отражения всех данных и обстоятельств произошедшего. Такие действия влекут в последующем возвращение материалов надзорными органами на доработку в налоговый орган, в связи с чем налицо затягивание процесса проверки по материалу и возникновение трудностей при возбуждении уголовного дела. Для достижения высоких показателей взаимодействия Следственного комитета РФ с Федеральной налоговой службой Российской Федерации необходимо обобщать материалы судебно-следственной практики для достижения единообразного применения всеми органами, определить основные правовые категории при расследовании преступлений налоговой направленности, также порядок и перечень материалов, которые направляются в следственные органы. Особую роль также играет высокий уровень правовой грамотности сотрудников правоохранительных органов <10>.
(Зарина А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)На сегодняшний день актуальными, по мнению В.Г. Стаценко, являются проблемы несоблюдения требований налогового законодательства, методических рекомендаций, а также межведомственных нормативных правовых актов со стороны налоговых органов, выражающиеся в неполноте отражения всех данных и обстоятельств произошедшего. Такие действия влекут в последующем возвращение материалов надзорными органами на доработку в налоговый орган, в связи с чем налицо затягивание процесса проверки по материалу и возникновение трудностей при возбуждении уголовного дела. Для достижения высоких показателей взаимодействия Следственного комитета РФ с Федеральной налоговой службой Российской Федерации необходимо обобщать материалы судебно-следственной практики для достижения единообразного применения всеми органами, определить основные правовые категории при расследовании преступлений налоговой направленности, также порядок и перечень материалов, которые направляются в следственные органы. Особую роль также играет высокий уровень правовой грамотности сотрудников правоохранительных органов <10>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 25.09.2025 N БВ-7-10/828@
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"ст. 32 НК РФ; ст. 199.2 УК РФ, Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом РФ и ФНС России от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3.
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"ст. 32 НК РФ; ст. 199.2 УК РФ, Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом РФ и ФНС России от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3.
Статья: "Старый" новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<17> Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<17> Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: актуальные вопросы
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Мировые стандарты в области ПОД/ФТ закономерно трансформируются под воздействием целого ряда факторов. Кроме интеграции и цифровизации, к ним следует отнести внедрение риск-ориентированного подхода в этой области. Помимо него основными направлениями обновленных рекомендаций ФАТФ стали вопросы прозрачности финансовых операций, акцент на операционные стандарты, ответы на новые угрозы и разработка адекватных им мер реагирования, межведомственное сотрудничество в рамках ПОД/ФТ. Последнее заслуживает отдельного внимания. В механизме ПОД/ФТ задействована целая система органов на национальном уровне. Применительно к России речь идет о взаимодействии между Центробанком, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Следственным комитетом РФ, Федеральной Службой безопасности РФ, Министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и другими органами [18]. Стратегические документы, регламентирующие деятельность отдельных из них, содержат положения об учете мировых стандартов в рамках рекомендаций ФАТФ при реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [19].
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Мировые стандарты в области ПОД/ФТ закономерно трансформируются под воздействием целого ряда факторов. Кроме интеграции и цифровизации, к ним следует отнести внедрение риск-ориентированного подхода в этой области. Помимо него основными направлениями обновленных рекомендаций ФАТФ стали вопросы прозрачности финансовых операций, акцент на операционные стандарты, ответы на новые угрозы и разработка адекватных им мер реагирования, межведомственное сотрудничество в рамках ПОД/ФТ. Последнее заслуживает отдельного внимания. В механизме ПОД/ФТ задействована целая система органов на национальном уровне. Применительно к России речь идет о взаимодействии между Центробанком, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Следственным комитетом РФ, Федеральной Службой безопасности РФ, Министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и другими органами [18]. Стратегические документы, регламентирующие деятельность отдельных из них, содержат положения об учете мировых стандартов в рамках рекомендаций ФАТФ при реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [19].
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)сообщают в органы прокуратуры РФ информацию обо всех материалах, которые передали органам Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (п. 10 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015).
(КонсультантПлюс, 2025)сообщают в органы прокуратуры РФ информацию обо всех материалах, которые передали органам Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (п. 10 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015).
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)13 февраля 2012 г. заключено Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой N 101-162-12/ММВ-27-2/3. Порядок взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях утвержден Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, Федеральной налоговой службы N ММВ-7-2/232@, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)13 февраля 2012 г. заключено Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой N 101-162-12/ММВ-27-2/3. Порядок взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях утвержден Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, Федеральной налоговой службы N ММВ-7-2/232@, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями".
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
Статья: Особенности организационного обеспечения расследования налоговых преступлений
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<15> В частности, Протоколом N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 предусмотрен механизм предварительного ознакомления следователей СК России с материалами налоговых проверок.
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<15> В частности, Протоколом N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 предусмотрен механизм предварительного ознакомления следователей СК России с материалами налоговых проверок.
Статья: Стандарты доказывания и осмотрительности в работе налоговых органов и деятельности предпринимателей (тенденции)
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)30 декабря 2022 года Федеральная налоговая служба (ФНС России) письмом N СД-4-18/17916@ утвердила согласованный со Следственным комитетом Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения (далее - Обзор). Целью Обзора, очевидно, является повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения, а также возмещению ущерба.
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)30 декабря 2022 года Федеральная налоговая служба (ФНС России) письмом N СД-4-18/17916@ утвердила согласованный со Следственным комитетом Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения (далее - Обзор). Целью Обзора, очевидно, является повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения, а также возмещению ущерба.
Статья: Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)<1> О составе материалов применительно к ранее действовавшей ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ см.: Протокол N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3; письмо ФНС России от 06.06.2012 N АС-4-2/9338@ "О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации".
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)<1> О составе материалов применительно к ранее действовавшей ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ см.: Протокол N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3; письмо ФНС России от 06.06.2012 N АС-4-2/9338@ "О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации".
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)К соглашениям и иным документам, заключенным ФНС России о взаимодействии в области противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям, относятся: Соглашение от 13.10.2010 N 1/8656/ММВ-27-4/11 "О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3 "О взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 07.03.2023 ФНС России N ЕД-23-11/8@, СФР N СЧ-09-26/сог/6 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)К соглашениям и иным документам, заключенным ФНС России о взаимодействии в области противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям, относятся: Соглашение от 13.10.2010 N 1/8656/ММВ-27-4/11 "О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3 "О взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение от 07.03.2023 ФНС России N ЕД-23-11/8@, СФР N СЧ-09-26/сог/6 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Статья: Обзор коммерческих споров, перешедших в уголовную плоскость
(Хужин М.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)Наличие законодательной базы (в частности, статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации), соответствующих механизмов по прекращению уголовных дел (статья 28.1 УПК РФ), автоматизированных систем, интеллектуальных баз данных, совместных приказов по взаимодействию в этой сфере Федеральной налоговой службы, органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) позволяют слаженно и системно взыскивать неуплаченные компаниями налоги. Для индивидуальных предпринимателей в таком случае применяется статья 198 УК РФ.
(Хужин М.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)Наличие законодательной базы (в частности, статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации), соответствующих механизмов по прекращению уголовных дел (статья 28.1 УПК РФ), автоматизированных систем, интеллектуальных баз данных, совместных приказов по взаимодействию в этой сфере Федеральной налоговой службы, органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) позволяют слаженно и системно взыскивать неуплаченные компаниями налоги. Для индивидуальных предпринимателей в таком случае применяется статья 198 УК РФ.