Вызов свидетеля в налоговый орган
Подборка наиболее важных документов по запросу Вызов свидетеля в налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.6 "Свидетель" КоАП РФ"При этом положениями статьи 25.6 КоАП РФ прямо не предусмотрен способ вызова свидетеля административным органом. Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае вызов свидетеля осуществлен налоговым органом посредством указания в определении от 27.12.2021 об обеспечении явки свидетеля Ходенковой Т.А. ООО "Левана". Определение получено обществом 28.12.2021, что подтверждается соответствующей отметкой на определении."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ"Таким образом, явка лица в налоговый орган, вызванного для допроса в качестве свидетеля, является его обязанностью."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Допрос свидетелей налоговым органом
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каком порядке свидетеля вызывают на допрос в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каком порядке свидетеля вызывают на допрос в налоговый орган
Вопрос: Физическое лицо обнаружило в почтовом ящике адресованную ему повестку о вызове в налоговый орган для дачи свидетельских показаний (повестка была без почтового конверта). Соблюден ли порядок вручения повестки в данном случае?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Физическое лицо обнаружило в почтовом ящике адресованную ему повестку о вызове в налоговый орган для дачи свидетельских показаний (повестка была без почтового конверта). Соблюден ли порядок вручения повестки в данном случае?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Физическое лицо обнаружило в почтовом ящике адресованную ему повестку о вызове в налоговый орган для дачи свидетельских показаний (повестка была без почтового конверта). Соблюден ли порядок вручения повестки в данном случае?
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.
Ситуация: Какие гарантии и компенсации предусмотрены в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)В Налоговом кодексе РФ нет установленного порядка вызова свидетеля на допрос в налоговый орган <14>. Обычно свидетель получает уведомление по рекомендованной форме КНД 1165207 <15>. В нем должны быть указаны причина вызова, время и место проведения допроса. Отсутствие свидетеля на допросе может быть вызвано только уважительными причинами, о которых необходимо заранее сообщить в инспекцию.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)В Налоговом кодексе РФ нет установленного порядка вызова свидетеля на допрос в налоговый орган <14>. Обычно свидетель получает уведомление по рекомендованной форме КНД 1165207 <15>. В нем должны быть указаны причина вызова, время и место проведения допроса. Отсутствие свидетеля на допросе может быть вызвано только уважительными причинами, о которых необходимо заранее сообщить в инспекцию.
Статья: Допрос свидетеля в налоговой инспекции
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)От вызова для дачи свидетельских показаний в налоговый орган не застрахованы ни одна организация или индивидуальный предприниматель. Более того, за последние годы инспекторы все чаще хотят побеседовать с обычными сотрудниками, которые могут рассказать много интересного о деятельности работодателя. Особую значимость приобретает знание персоналом своих прав и обязанностей в рамках проводимых контрольных мероприятий, а также процедуры проведения допроса. В статье адвокат дает советы, стоит ли отказываться от вызова в инспекцию; как себя вести, если на допрос позвали по телефону. Рассказывает про отличие вызова по повестке и на основании уведомления, про процедуру оформления результатов допроса и уловки инспекторов.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)От вызова для дачи свидетельских показаний в налоговый орган не застрахованы ни одна организация или индивидуальный предприниматель. Более того, за последние годы инспекторы все чаще хотят побеседовать с обычными сотрудниками, которые могут рассказать много интересного о деятельности работодателя. Особую значимость приобретает знание персоналом своих прав и обязанностей в рамках проводимых контрольных мероприятий, а также процедуры проведения допроса. В статье адвокат дает советы, стоит ли отказываться от вызова в инспекцию; как себя вести, если на допрос позвали по телефону. Рассказывает про отличие вызова по повестке и на основании уведомления, про процедуру оформления результатов допроса и уловки инспекторов.
Статья: Право свидетеля на квалифицированную юридическую помощь при даче показаний в налоговом органе
(Ловчикова Ю.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Тема представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, актуальна, поскольку налоговое право - одна из самых быстро развивающихся отраслей российского права. Институт представительства для данной отрасли не является исключением, ему посвящена гл. 4 ч. I НК РФ, однако исходя из судебной практики можно сделать вывод, что большинство свидетелей, вызываемых в налоговый орган для дачи показаний в соответствии со ст. 90 НК РФ, не прибегают к помощи представителя ввиду незнания своего права на квалифицированную юридическую помощь либо не имеют финансовой возможности, чтобы сделать это. Вторая причина особенно важна, поскольку она нарушает принципы равенства и справедливости в налоговом праве, порождая ситуации, когда определенная категория свидетелей попадает в иные по сравнению с другими свидетелями условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы данное неравенство. В процессе раскрытия темы автор исследует современное законодательство, посвященное содержанию права свидетеля на квалифицированную юридическую помощь, а также раскрывает практические вопросы, связанные с помощью юриста (адвоката) свидетелю на допросе. На основе изложенного материала предлагается оптимизация налогового законодательства с целью повышения правовой культуры граждан, а также четкого юридического оформления права свидетеля на квалифицированную юридическую помощь при даче показаний в налоговом органе.
(Ловчикова Ю.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Тема представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, актуальна, поскольку налоговое право - одна из самых быстро развивающихся отраслей российского права. Институт представительства для данной отрасли не является исключением, ему посвящена гл. 4 ч. I НК РФ, однако исходя из судебной практики можно сделать вывод, что большинство свидетелей, вызываемых в налоговый орган для дачи показаний в соответствии со ст. 90 НК РФ, не прибегают к помощи представителя ввиду незнания своего права на квалифицированную юридическую помощь либо не имеют финансовой возможности, чтобы сделать это. Вторая причина особенно важна, поскольку она нарушает принципы равенства и справедливости в налоговом праве, порождая ситуации, когда определенная категория свидетелей попадает в иные по сравнению с другими свидетелями условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы данное неравенство. В процессе раскрытия темы автор исследует современное законодательство, посвященное содержанию права свидетеля на квалифицированную юридическую помощь, а также раскрывает практические вопросы, связанные с помощью юриста (адвоката) свидетелю на допросе. На основе изложенного материала предлагается оптимизация налогового законодательства с целью повышения правовой культуры граждан, а также четкого юридического оформления права свидетеля на квалифицированную юридическую помощь при даче показаний в налоговом органе.
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Предлагается дополнить ст. 90 НК РФ положением о регламентации оснований для вызова на допрос свидетелей в рамках налогового мониторинга. Основания для вызова свидетелей по финансово-хозяйственным вопросам участников налогового мониторинга должны носить обоснованный и четкий характер. Также предлагается утвердить новую форму уведомления о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний отдельно для участников налогового мониторинга, где, помимо указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого производится данный вызов, будет выделена графа "Основания для вызова". Данная графа должна содержать объективные причины вызова, предварительный перечень вопросов, которые планируется адресовать свидетелю на допросе. Вопросы должны касаться определенного, узкого предмета, перепроверяемого в рамках налогового мониторинга. При этом перечень вопросов должен быть конкретизирован настолько, чтобы у свидетеля была возможность подготовиться к допросу, а необходимость повторных вызовов и предоставления дальнейших уточнений была минимизирована.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Предлагается дополнить ст. 90 НК РФ положением о регламентации оснований для вызова на допрос свидетелей в рамках налогового мониторинга. Основания для вызова свидетелей по финансово-хозяйственным вопросам участников налогового мониторинга должны носить обоснованный и четкий характер. Также предлагается утвердить новую форму уведомления о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний отдельно для участников налогового мониторинга, где, помимо указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого производится данный вызов, будет выделена графа "Основания для вызова". Данная графа должна содержать объективные причины вызова, предварительный перечень вопросов, которые планируется адресовать свидетелю на допросе. Вопросы должны касаться определенного, узкого предмета, перепроверяемого в рамках налогового мониторинга. При этом перечень вопросов должен быть конкретизирован настолько, чтобы у свидетеля была возможность подготовиться к допросу, а необходимость повторных вызовов и предоставления дальнейших уточнений была минимизирована.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Федеральная налоговая служба РФ всего лишь развила данный подход в Письме от 13 сентября 2012 г. N АС-4-2/15309@ "О налоговых проверках", разъяснив, что "необходимо учитывать, что Кодексом не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля. Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа. Согласно положениям пункта 1 статьи 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом Кодексом не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля".
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Федеральная налоговая служба РФ всего лишь развила данный подход в Письме от 13 сентября 2012 г. N АС-4-2/15309@ "О налоговых проверках", разъяснив, что "необходимо учитывать, что Кодексом не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля. Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа. Согласно положениям пункта 1 статьи 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом Кодексом не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля".