Выявление мест несанкционированного размещения отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление мест несанкционированного размещения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""В то же время гораздо более широким объемом полномочий в области обращения с отходами наделены субъекты Российской Федерации, которые, в числе прочего, разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы в области обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы, организуют деятельность по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждают порядок их накопления (в том числе раздельного), регулируют деятельность региональных операторов по обращению с отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, разрабатывают и утверждают территориальные схемы обращения с отходами и т.д. (абзацы третий и шестнадцатый - девятнадцатый статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). При этом в региональной программе в области обращения с отходами субъекты Российской Федерации обязаны предусматривать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов (абзац пятый пункта 2 статьи 13.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления")."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая спор, суд ФИО2 инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>. Красноармейский муниципальный район, Карамышское сельское поселение, имеет вид разрешенного использования - недропользование, при этом не обладает статусом места накопления отходов и не соответствует по санитарным требованиям местам временного накопления отходов, в связи с чем не может использоваться для данных целей, а потому является местом несанкционированного размещения отходов, учитывая, что выявленная по результатам проверки несанкционированная свалка отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и является следствием невыполнения арендатором ФИО1 обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, пришел к обоснованному выводу об обязанности ответчика ликвидировать свалку на арендуемом земельном участке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В другом деле добровольное выполнение ответчиком работ по рекультивации земельного участка (ликвидировано выявленное место несанкционированного размещения отходов, проведены работы по облагораживанию земельного участка, и на нем размещены зеленые насаждения) послужило предпосылкой к выводу об отсутствии оснований для дополнительного возложения на ответчика обязанности по возмещению вреда в денежном эквиваленте.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В другом деле добровольное выполнение ответчиком работ по рекультивации земельного участка (ликвидировано выявленное место несанкционированного размещения отходов, проведены работы по облагораживанию земельного участка, и на нем размещены зеленые насаждения) послужило предпосылкой к выводу об отсутствии оснований для дополнительного возложения на ответчика обязанности по возмещению вреда в денежном эквиваленте.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)выявление мест несанкционированного размещения отходов;
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)выявление мест несанкционированного размещения отходов;
<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231
"Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации")МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации")МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Более того, исполнение органами местного самоуправления полномочий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также возложение на них функции представления интересов "государственного" собственника не могут служить достаточным основанием для полного возложения на эти органы ответственности за устранение выявленных на указанных участках несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Более того, исполнение органами местного самоуправления полномочий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также возложение на них функции представления интересов "государственного" собственника не могут служить достаточным основанием для полного возложения на эти органы ответственности за устранение выявленных на указанных участках несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов.