Выявление факта административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление факта административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.34 "Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений" КоАП РФДоводы заявителя жалобы о том, что выявленные нарушения уже устранены, а дорожная разметка будет нанесена в весенний период после схода снега, не являются обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности, поскольку на момент выявления административного правонарушения факт ненадлежащего соблюдения требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог со стороны Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан имел место.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административное делопроизводство
(КонсультантПлюс, 2025)...с участием представителя общества... в отношении общества составлен новый протокол об административном правонарушении по факту выявленных нарушений должностным лицом..."
(КонсультантПлюс, 2025)...с участием представителя общества... в отношении общества составлен новый протокол об административном правонарушении по факту выявленных нарушений должностным лицом..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для назначения административного наказания как за одно административное правонарушение при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения трех административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения организацией трех административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения организацией трех административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
Статья: Предписание органа государственного строительного надзора как мера административного пресечения
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Следует отметить, что законодатель допускает терминологическую неточность, употребляя понятие "нарушение обязательных требований". Если речь идет об административных правонарушениях, то сформулировать обоснованное суждение о факте противоправного посягательства возможно лишь в результате установления всех обязательных признаков состава правонарушения, к которым относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Следствием выявления факта административного правонарушения выступает назначение наказания. В свою очередь, меры административного пресечения не требуют для своего применения установления факта правонарушения. Достаточно лишь наличия его признаков, которые представляют собой предположение о наличии нарушения.
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Следует отметить, что законодатель допускает терминологическую неточность, употребляя понятие "нарушение обязательных требований". Если речь идет об административных правонарушениях, то сформулировать обоснованное суждение о факте противоправного посягательства возможно лишь в результате установления всех обязательных признаков состава правонарушения, к которым относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Следствием выявления факта административного правонарушения выступает назначение наказания. В свою очередь, меры административного пресечения не требуют для своего применения установления факта правонарушения. Достаточно лишь наличия его признаков, которые представляют собой предположение о наличии нарушения.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
(ред. от 04.11.2025)2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 данного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 данного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Статья: Налоговая запросила документы, уничтоженные пожаром. Как избежать ответственности по КоАП РФ
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 11)Апелляционный суд отметил, что устранение нарушений после выявления факта административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является. Это может признаваться обстоятельством, смягчающим ответственность, но не исключающим ее <2>.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 11)Апелляционный суд отметил, что устранение нарушений после выявления факта административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является. Это может признаваться обстоятельством, смягчающим ответственность, но не исключающим ее <2>.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение (в форме определения или постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение (в форме определения или постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)- факт дорожно-транспортного происшествия. Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абз. 11 ст. 1 Закона об ОСАГО). Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности. Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства). Доказательства. Если в ДТП участвуют два транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об ОСАГО, нет травмированных лиц и между участниками нет разногласий, доказательством является заполненное ими без участия сотрудников ГИБДД извещение о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования или европротокол <2>. Если хотя бы у одного из участников ДТП автомобиль оборудован специальными системами на основе ГЛОНАСС, передающими некорректируемую информацию в автоматизированную информационную систему ОСАГО, то оформление участниками ДТП европротокола согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 2018 г. N 1414 <3> возможно и при наличии разногласий. В иных случаях представитель ГИБДД, действуя в соответствии с Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <4>, после выявления факта наличия административного правонарушения заполняет протокол осмотра места происшествия (по образцу, содержащемуся в Приложении N 17 к Административному регламенту), составляет протокол об административном правонарушении, копии которого вручаются под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)- факт дорожно-транспортного происшествия. Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абз. 11 ст. 1 Закона об ОСАГО). Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности. Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства). Доказательства. Если в ДТП участвуют два транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об ОСАГО, нет травмированных лиц и между участниками нет разногласий, доказательством является заполненное ими без участия сотрудников ГИБДД извещение о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования или европротокол <2>. Если хотя бы у одного из участников ДТП автомобиль оборудован специальными системами на основе ГЛОНАСС, передающими некорректируемую информацию в автоматизированную информационную систему ОСАГО, то оформление участниками ДТП европротокола согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 2018 г. N 1414 <3> возможно и при наличии разногласий. В иных случаях представитель ГИБДД, действуя в соответствии с Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <4>, после выявления факта наличия административного правонарушения заполняет протокол осмотра места происшествия (по образцу, содержащемуся в Приложении N 17 к Административному регламенту), составляет протокол об административном правонарушении, копии которого вручаются под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит административное расследование
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о проведении административного расследования оформляется определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Такое определение выносится немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Проводит административное расследование то же лицо, что и возбудило дело (то есть вынесло определение). Но по решению руководителя органа Роспотребнадзора (его заместителя) расследование может провести и другое уполномоченное должностное лицо (ч. 2, 4 ст. 28.7 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о проведении административного расследования оформляется определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Такое определение выносится немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Проводит административное расследование то же лицо, что и возбудило дело (то есть вынесло определение). Но по решению руководителя органа Роспотребнадзора (его заместителя) расследование может провести и другое уполномоченное должностное лицо (ч. 2, 4 ст. 28.7 КоАП РФ).
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления факта (признаков) совершения правообладателем земельного участка административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 6.11 КоАП МО, об этом в срок не более трех рабочих дней после формирования акта в письменной форме информируется орган муниципального контроля в сфере благоустройства для принятия соответствующих мер в рамках имеющихся полномочий (п. п. 6.17, 6.18 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления факта (признаков) совершения правообладателем земельного участка административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 6.11 КоАП МО, об этом в срок не более трех рабочих дней после формирования акта в письменной форме информируется орган муниципального контроля в сфере благоустройства для принятия соответствующих мер в рамках имеющихся полномочий (п. п. 6.17, 6.18 Положения).
Статья: О доступе в аптеку маломобильного населения
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Обратите внимание! Срок давности по данному правонарушению составляет 2 месяца, а если дело рассматривал судья - 3 месяца. Очевидно, что данное нарушение является длящимся, поэтому отсчет указанного срока начинается со дня обнаружения правонарушения, то есть со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Обратите внимание! Срок давности по данному правонарушению составляет 2 месяца, а если дело рассматривал судья - 3 месяца. Очевидно, что данное нарушение является длящимся, поэтому отсчет указанного срока начинается со дня обнаружения правонарушения, то есть со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Соответствующее процессуальное действие оформляется определением (постановлением прокурора) немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В таком определении (постановлении прокурора) ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ предписывает отразить следующее:
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Соответствующее процессуальное действие оформляется определением (постановлением прокурора) немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В таком определении (постановлении прокурора) ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ предписывает отразить следующее:
Статья: Ответственность за побои в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составлять протоколы об административных правонарушениях уполномочены в силу п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции). В соответствии с ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП РФ, в случаях совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, проводится административное расследование; решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составлять протоколы об административных правонарушениях уполномочены в силу п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции). В соответствии с ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП РФ, в случаях совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, проводится административное расследование; решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.