Вывоз культурных ценностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Вывоз культурных ценностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ"Положения подпункта 4.1 статьи 150 НК РФ применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как вывезти из Российской Федерации культурные ценности?
("Официальный сайт Минкультуры России", 2020)"Официальный сайт Минкультуры России culture.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Минкультуры России", 2020)"Официальный сайт Минкультуры России culture.gov.ru", 2020
Ситуация: Какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)авторы культурных ценностей - за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)авторы культурных ценностей - за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей;
Нормативные акты
Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1
(ред. от 04.08.2023)
"О вывозе и ввозе культурных ценностей"Статья 35.2. Вывоз культурных ценностей
(ред. от 04.08.2023)
"О вывозе и ввозе культурных ценностей"Статья 35.2. Вывоз культурных ценностей
Статья: Проблемные аспекты наследования объектов, представляющих культурную ценность
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)С точки зрения оформления перехода в порядке наследования прав на движимые объекты <1>, представляющие культурную ценность, больший практический интерес в отсутствие соответствующего определения в ГК РФ вызывает дефиниция культурных ценностей, представленная в статье 3 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), относящая к числу таковых "движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение". Идентичным образом рассматриваемая категория определяется в статье 5 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)С точки зрения оформления перехода в порядке наследования прав на движимые объекты <1>, представляющие культурную ценность, больший практический интерес в отсутствие соответствующего определения в ГК РФ вызывает дефиниция культурных ценностей, представленная в статье 3 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), относящая к числу таковых "движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение". Идентичным образом рассматриваемая категория определяется в статье 5 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наследование оружия будет различаться в зависимости от его вида. Так, наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел. Наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона об оружии.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наследование оружия будет различаться в зависимости от его вида. Так, наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел. Наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона об оружии.
Статья: Уголовная ответственность в сфере туризма как приоритетное направление национальной безопасности
(Никиташина Н.А., Замараев В.И.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)- контрабанды, незаконного оборота наркотиков, оружия, незаконной миграции, вывоза культурных ценностей и т.п.;
(Никиташина Н.А., Замараев В.И.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)- контрабанды, незаконного оборота наркотиков, оружия, незаконной миграции, вывоза культурных ценностей и т.п.;
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении предметов ипотеки, которые имеют значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, также допускается только судебное обращение взыскания (пп. 10 п. 5 ст. 55 Закона об ипотеке). Всеобъемлющее легальное определение указанных предметов отсутствует (это оценочное понятие). Вместе с тем нужно руководствоваться такими правовыми актами, как Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в которых указаны их отдельные виды.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении предметов ипотеки, которые имеют значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, также допускается только судебное обращение взыскания (пп. 10 п. 5 ст. 55 Закона об ипотеке). Всеобъемлющее легальное определение указанных предметов отсутствует (это оценочное понятие). Вместе с тем нужно руководствоваться такими правовыми актами, как Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в которых указаны их отдельные виды.
Статья: Внешняя компетенция ЕС и международные соглашения Союза
(Диков Р.В.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 2)Общая торговая политика является одним из основных столпов отношений ЕС с остальными странами. Благодаря своей правосубъектности и реализации внешней компетенции торгово-экономического характера Союз выполняет функции экономического и политического интеграционного объединения. Общая торговая политика является основным инструментом при реализации такой функции. Классификация, представленная в данной работе, демонстрирует, что экономические отношения с третьими сторонами носят экономический характер, но также преследуют и политические цели. Иными словами, можно констатировать тот факт, что внешняя компетенция Союза носит комплексный характер, включая в себя, помимо прямо обозначенного торгово-экономического сотрудничества, еще и экспорт культурных ценностей и иных форм мягкого влияния на участников международных правоотношений с Союзом.
(Диков Р.В.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 2)Общая торговая политика является одним из основных столпов отношений ЕС с остальными странами. Благодаря своей правосубъектности и реализации внешней компетенции торгово-экономического характера Союз выполняет функции экономического и политического интеграционного объединения. Общая торговая политика является основным инструментом при реализации такой функции. Классификация, представленная в данной работе, демонстрирует, что экономические отношения с третьими сторонами носят экономический характер, но также преследуют и политические цели. Иными словами, можно констатировать тот факт, что внешняя компетенция Союза носит комплексный характер, включая в себя, помимо прямо обозначенного торгово-экономического сотрудничества, еще и экспорт культурных ценностей и иных форм мягкого влияния на участников международных правоотношений с Союзом.
Статья: О перспективах развития уголовного законодательства стран Евразийского экономического союза, обеспечивающего охрану национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности
(Лапшин В.Ф., Кузнецова Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)В целом сохраняется ежегодная положительная динамика перечисленных показателей преступности в сфере внешнеэкономической деятельности <9>. Стабильно негативная ситуация складывается в сфере оборота культурных ценностей. Так, по данным таможенных органов, ежегодно регистрируется порядка 5 тыс. преступлений, предметом которых выступают культурные ценности. Из них контрабанда составляет 74% <10>. Однако следует отметить, что в силу латентности данный показатель также не отражает реальную обстановку, складывающуюся в сфере ввоза и вывоза культурных ценностей, так как их контрабанда выявляется только в 1% случаев <11>. Наиболее часто предметами контрабанды становятся произведения искусства, антиквариат, иконы и иные предметы церковной утвари и др. Подробный анализ сообщений Федеральной таможенной службы России о предотвращенных попытках вывоза культурных ценностей позволяет сделать вывод о том, что в стране происходит разграбление культурного и духовного наследия. В результате преступных действий Россия теряет уникальные произведения искусства, которые являются национальной гордостью страны. Их утрата - реальная угроза для духовного возрождения России и культурного воспитания будущих поколений.
(Лапшин В.Ф., Кузнецова Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)В целом сохраняется ежегодная положительная динамика перечисленных показателей преступности в сфере внешнеэкономической деятельности <9>. Стабильно негативная ситуация складывается в сфере оборота культурных ценностей. Так, по данным таможенных органов, ежегодно регистрируется порядка 5 тыс. преступлений, предметом которых выступают культурные ценности. Из них контрабанда составляет 74% <10>. Однако следует отметить, что в силу латентности данный показатель также не отражает реальную обстановку, складывающуюся в сфере ввоза и вывоза культурных ценностей, так как их контрабанда выявляется только в 1% случаев <11>. Наиболее часто предметами контрабанды становятся произведения искусства, антиквариат, иконы и иные предметы церковной утвари и др. Подробный анализ сообщений Федеральной таможенной службы России о предотвращенных попытках вывоза культурных ценностей позволяет сделать вывод о том, что в стране происходит разграбление культурного и духовного наследия. В результате преступных действий Россия теряет уникальные произведения искусства, которые являются национальной гордостью страны. Их утрата - реальная угроза для духовного возрождения России и культурного воспитания будущих поколений.
Статья: Некоторые вопросы административной и уголовной ответственности за таможенные нарушения в государствах - членах ЕАЭС (на примере Республики Армения и Республики Киргизия)
(Коровяковский Д.Г.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)- Закон Республики Армения "О ввозе и вывозе культурных ценностей" и многие другие.
(Коровяковский Д.Г.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)- Закон Республики Армения "О ввозе и вывозе культурных ценностей" и многие другие.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2020 г. N 509-ФЗ, отмечалось следующее: статьей 9 комментируемого Закона предусмотрено, что необходимые и обязательные услуги оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг; при этом в действующем законодательстве РФ есть случаи, предусматривающие оказание необходимых и обязательных услуг уполномоченными в соответствии с законодательством РФ физическими лицами - экспертами, например при проведении экспертизы заявленных к вывозу (временному вывозу) культурных ценностей для получения разрешения на вывоз (временный вывоз) культурных ценностей или при проведении государственной историко-культурной экспертизы; в целях устранения соответствующих противоречий и с учетом правоприменительной практики Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение в комментируемый Закон изменений в части предоставления права экспертам, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ, оказывать необходимые и обязательные услуги.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2020 г. N 509-ФЗ, отмечалось следующее: статьей 9 комментируемого Закона предусмотрено, что необходимые и обязательные услуги оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг; при этом в действующем законодательстве РФ есть случаи, предусматривающие оказание необходимых и обязательных услуг уполномоченными в соответствии с законодательством РФ физическими лицами - экспертами, например при проведении экспертизы заявленных к вывозу (временному вывозу) культурных ценностей для получения разрешения на вывоз (временный вывоз) культурных ценностей или при проведении государственной историко-культурной экспертизы; в целях устранения соответствующих противоречий и с учетом правоприменительной практики Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение в комментируемый Закон изменений в части предоставления права экспертам, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ, оказывать необходимые и обязательные услуги.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)возвращении культурных ценностей, вывезенных с территории договаривающегося государства в нарушение его законодательства, регулирующего вывоз культурных ценностей с целью охраны его культурного наследия (речь идет о таких культурных ценностях, которые незаконно вывезены после вступления Конвенции в силу в отношении государства, обращающегося с требованием, и государства, в котором подается требование).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)возвращении культурных ценностей, вывезенных с территории договаривающегося государства в нарушение его законодательства, регулирующего вывоз культурных ценностей с целью охраны его культурного наследия (речь идет о таких культурных ценностях, которые незаконно вывезены после вступления Конвенции в силу в отношении государства, обращающегося с требованием, и государства, в котором подается требование).
Статья: Вопросы, связанные с культурным наследием, в практике Суда Европейского союза
(Гибадуллин Т.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Переходя непосредственно к практике рассматриваемого судебного учреждения по делам, касающимся культурного наследия, нужно сказать, что для обеспечения охраны последнего в Суд ЕС можно обратиться по целому ряду вопросов. Так, если говорить о свободе движения товаров, в данное судебное учреждение возможно направить преюдициальный запрос, касающийся толкования соответствующих связанных с этой свободой правовых актов Союза, затрагивающих также культурное наследие, - например, Регламента Совета Европейского союза (ЕС) N 116/2009 от 18.12.2008 об экспорте культурных ценностей <7> или Регламента (ЕС) 2019/880 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 17.04.2019 о введении и импорте культурных ценностей <8>.
(Гибадуллин Т.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Переходя непосредственно к практике рассматриваемого судебного учреждения по делам, касающимся культурного наследия, нужно сказать, что для обеспечения охраны последнего в Суд ЕС можно обратиться по целому ряду вопросов. Так, если говорить о свободе движения товаров, в данное судебное учреждение возможно направить преюдициальный запрос, касающийся толкования соответствующих связанных с этой свободой правовых актов Союза, затрагивающих также культурное наследие, - например, Регламента Совета Европейского союза (ЕС) N 116/2009 от 18.12.2008 об экспорте культурных ценностей <7> или Регламента (ЕС) 2019/880 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 17.04.2019 о введении и импорте культурных ценностей <8>.