Высшая юридическая сила
Подборка наиболее важных документов по запросу Высшая юридическая сила (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 43 "Система муниципальных правовых актов" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Выводы суда в данной части основаны на анализе норм Устава, являющегося в силу части 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющего прямое действие и применяющегося на всей территории муниципального образования."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 49 "Лица, которые могут быть представителями в суде" ГПК РФ"Поскольку во исполнение определения об оставлении апелляционной жалобы без движения от 1 ноября 2022 года ответчиком не предоставлен документ, подтверждающий наличие у представителя А. высшего юридического образования, судья в силу пункта 1 части 1 статьи 324 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возвратил частную жалобу ее подателю."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Системные дефекты федерального законодательства
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Закон является нормативным актом высшей юридической силы и играет важнейшую роль в правовой системе государства. После распада СССР в России кратно расширилась сфера законодательного регулирования. Из года в год увеличивается количество принимаемых федеральных законов, но при этом неуклонно снижаются качество и стабильность законодательства. Современное федеральное законодательство устойчиво демонстрирует массу системных дефектов: целый набор юридико-технических пороков, присутствующих практически в каждом законе, нестабильность (частые существенные изменения) законов, практически полное отсутствие механизмов официального разъяснения текстов законов; игнорирование законодателем территориальных особенностей страны. Указанные дефекты по большей части имеют субъективные причины, вместе с тем какие-либо заметные меры по устранению таких причин не принимаются. В статье рассмотрены перечисленные дефекты законодательства и предложены системные меры по их устранению.
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Закон является нормативным актом высшей юридической силы и играет важнейшую роль в правовой системе государства. После распада СССР в России кратно расширилась сфера законодательного регулирования. Из года в год увеличивается количество принимаемых федеральных законов, но при этом неуклонно снижаются качество и стабильность законодательства. Современное федеральное законодательство устойчиво демонстрирует массу системных дефектов: целый набор юридико-технических пороков, присутствующих практически в каждом законе, нестабильность (частые существенные изменения) законов, практически полное отсутствие механизмов официального разъяснения текстов законов; игнорирование законодателем территориальных особенностей страны. Указанные дефекты по большей части имеют субъективные причины, вместе с тем какие-либо заметные меры по устранению таких причин не принимаются. В статье рассмотрены перечисленные дефекты законодательства и предложены системные меры по их устранению.
Статья: Суверенитет государства - правовая основа действия уголовного закона в пространстве
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Конституционные основы суверенитета государства на установление национальной юрисдикции уголовного закона, криминализацию и пенализацию общественно опасных деяний. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ провозглашено верховенство Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определена высшая юридическая сила Конституции России, ее прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. В приведенных положениях раскрыт принцип соблюдения национальной конституционной идентичности, на основании которого строится вся система правоотношений внутри национального правопорядка, определяются отдельные виды суверенных полномочий Российской Федерации, включая регламентацию уголовного права, и обеспечивается суверенитет государства <11>.
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Конституционные основы суверенитета государства на установление национальной юрисдикции уголовного закона, криминализацию и пенализацию общественно опасных деяний. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ провозглашено верховенство Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определена высшая юридическая сила Конституции России, ее прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. В приведенных положениях раскрыт принцип соблюдения национальной конституционной идентичности, на основании которого строится вся система правоотношений внутри национального правопорядка, определяются отдельные виды суверенных полномочий Российской Федерации, включая регламентацию уголовного права, и обеспечивается суверенитет государства <11>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Понятие и структура правовой информации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья: Привлечение должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов: правовые основы, проблемные вопросы и пути их решения. Уголовная ответственность за аналогичные преступления в законодательстве иностранных государств
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Обратимся к положениям основного закона Российской Федерации, имеющего высшую юридическую силу, - ее Конституции. Согласно ст. 7 политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в РФ в числе прочих обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; ч. 4 ст. 67.1 утверждает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Обратимся к положениям основного закона Российской Федерации, имеющего высшую юридическую силу, - ее Конституции. Согласно ст. 7 политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в РФ в числе прочих обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; ч. 4 ст. 67.1 утверждает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Статья: Реализация права обвиняемого на допрос свидетеля (потерпевшего), который убыл в зону специальной военной операции либо был выдворен с территории РФ как иностранный гражданин
(Желтобрюхов С.П.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Закрепленное в ст. 15 Конституции РФ положение о ее высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ <14>.
(Желтобрюхов С.П.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Закрепленное в ст. 15 Конституции РФ положение о ее высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ <14>.
Статья: Конституционная ценность доверия
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В действующей Конституции РФ закреплены ценности, имеющие важное значение для каждой личности, образуемых личностями сообществ, для гражданского общества и государства. Значимость конституционных ценностей для правовой системы определена высшей юридической силой Конституции России. Конституционные ценности, будучи отражением значимых явлений социального бытия и национального опыта, воздействуют на отношения в различных сферах - политической, социальной, экономической и иных. Выраженные в тексте основополагающего нормативного акта ценности влияют на характер деятельности субъектов конституционных отношений и определяют их содержание.
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В действующей Конституции РФ закреплены ценности, имеющие важное значение для каждой личности, образуемых личностями сообществ, для гражданского общества и государства. Значимость конституционных ценностей для правовой системы определена высшей юридической силой Конституции России. Конституционные ценности, будучи отражением значимых явлений социального бытия и национального опыта, воздействуют на отношения в различных сферах - политической, социальной, экономической и иных. Выраженные в тексте основополагающего нормативного акта ценности влияют на характер деятельности субъектов конституционных отношений и определяют их содержание.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В силу ст. 15 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, но не по отношению к Федеральным конституционным законам и Основному закону (Конституции РФ).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В силу ст. 15 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, но не по отношению к Федеральным конституционным законам и Основному закону (Конституции РФ).
Статья: Временное применение международных договоров: вызов конституционным принципам или неотъемлемый атрибут международных отношений?
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Включение международных договоров в российскую правовую систему для регулирования отношений, образующих предметы ведения федерального законодателя, в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина, и тем самым замещение в соответствующей части внутригосударственного законодательного регулирования требуют, чтобы решение о таком включении принималось с участием Федерального Собрания. В противном случае, вопреки высшей юридической силе Конституции РФ, нарушались бы принципы разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, положенные в основу конституционного строя Российской Федерации.
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Включение международных договоров в российскую правовую систему для регулирования отношений, образующих предметы ведения федерального законодателя, в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина, и тем самым замещение в соответствующей части внутригосударственного законодательного регулирования требуют, чтобы решение о таком включении принималось с участием Федерального Собрания. В противном случае, вопреки высшей юридической силе Конституции РФ, нарушались бы принципы разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, положенные в основу конституционного строя Российской Федерации.
Статья: О мотивирующем значении преамбулы Конституции Российской Федерации
(Малый А.Ф., Нигметзянов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Преамбула Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) имеет особое, отличающее ее от преамбул рядового закона, значение. Как Конституция имеет высшую юридическую силу в правовой системе государства, так и ее преамбула имеет приоритет в содержательной части не только перед вводными частями законов, но и в целом перед федеральными законами и подзаконными актами. Это ее свойство требует уяснения, поскольку отрицание регулирующей функции преамбулы закономерно порождает вопрос о возможности ее влияния на содержание норм права.
(Малый А.Ф., Нигметзянов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Преамбула Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) имеет особое, отличающее ее от преамбул рядового закона, значение. Как Конституция имеет высшую юридическую силу в правовой системе государства, так и ее преамбула имеет приоритет в содержательной части не только перед вводными частями законов, но и в целом перед федеральными законами и подзаконными актами. Это ее свойство требует уяснения, поскольку отрицание регулирующей функции преамбулы закономерно порождает вопрос о возможности ее влияния на содержание норм права.
Статья: Понятие и виды конституционного контроля в Российской Федерации
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, на общефедеральном уровне под конституционным контролем в Российской Федерации в широком смысле следует понимать осуществляемую в форме конституционного судопроизводства и направленную на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ деятельность Конституционного Суда РФ по проверке соответствия положениям Конституции РФ:
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, на общефедеральном уровне под конституционным контролем в Российской Федерации в широком смысле следует понимать осуществляемую в форме конституционного судопроизводства и направленную на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ деятельность Конституционного Суда РФ по проверке соответствия положениям Конституции РФ:
Статья: Международные стандарты обеспечения прав и законных интересов личности на этапе начала уголовного судопроизводства
(Хакимова Т.М.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)Императивное предписание взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации о ее верховенстве, высшей юридической силе, прямом действии и применении на всей территории нашей страны свидетельствует о том, что международные договоры Российской Федерации не должны ей противоречить. По мнению отдельных ученых-конституционалистов, Основной Закон Российской Федерации однозначно имеет более высокую юридическую силу, а заключение международных договоров ставится в зависимость от того, насколько они согласуются с ее нормами <7>.
(Хакимова Т.М.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)Императивное предписание взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации о ее верховенстве, высшей юридической силе, прямом действии и применении на всей территории нашей страны свидетельствует о том, что международные договоры Российской Федерации не должны ей противоречить. По мнению отдельных ученых-конституционалистов, Основной Закон Российской Федерации однозначно имеет более высокую юридическую силу, а заключение международных договоров ставится в зависимость от того, насколько они согласуются с ее нормами <7>.
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права носят нормативный характер. Обладающим высшей юридической силой источником закрепления принципов избирательного права в Российской Федерации является Конституция РФ. Несмотря на то что в ней отсутствуют специальная глава об избирательной системе или положения, закрепляющие единый каталог принципов избирательного права применительно ко всем видам выборов, тем не менее она закрепляет основные принципы избирательного права в РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права носят нормативный характер. Обладающим высшей юридической силой источником закрепления принципов избирательного права в Российской Федерации является Конституция РФ. Несмотря на то что в ней отсутствуют специальная глава об избирательной системе или положения, закрепляющие единый каталог принципов избирательного права применительно ко всем видам выборов, тем не менее она закрепляет основные принципы избирательного права в РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Первым в этом перечне стоит Конституция РФ, которая непосредственно о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимость ничего не говорит, однако имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Соответственно, она должна оказывать воздействие на практику применения комментируемого Закона. Кроме того, в ст. ст. 35, 36 Конституции РФ говорится о том, что право частной собственности охраняется законом и что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, что косвенно распространяется на вопросы, содержащиеся в комментируемом Законе.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Первым в этом перечне стоит Конституция РФ, которая непосредственно о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимость ничего не говорит, однако имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Соответственно, она должна оказывать воздействие на практику применения комментируемого Закона. Кроме того, в ст. ст. 35, 36 Конституции РФ говорится о том, что право частной собственности охраняется законом и что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, что косвенно распространяется на вопросы, содержащиеся в комментируемом Законе.