Высшая мера наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Высшая мера наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Условия и правила назначения наказания в виде смертной казни
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В 2019 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект которым в УК РФ предложено в качестве высшей меры наказания ввести вместо смертной казни одиночное пожизненное лишение свободы (Паспорт проекта Федерального закона N 861991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В 2019 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект которым в УК РФ предложено в качестве высшей меры наказания ввести вместо смертной казни одиночное пожизненное лишение свободы (Паспорт проекта Федерального закона N 861991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства").
Статья: Краснодарский судебный процесс: к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Так, количество арестованных с февраля по 1 июня 1943 г. лиц, сотрудничавших с фашистскими оккупантами (полицейских, старост, бургомистров и др.), составило 14 965 человек. Из них в военных трибуналах на 1 июня 1943 г. к высшей мере наказания было приговорено 763 человека, к различным срокам заключения - 2 994 человека <11>.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Так, количество арестованных с февраля по 1 июня 1943 г. лиц, сотрудничавших с фашистскими оккупантами (полицейских, старост, бургомистров и др.), составило 14 965 человек. Из них в военных трибуналах на 1 июня 1943 г. к высшей мере наказания было приговорено 763 человека, к различным срокам заключения - 2 994 человека <11>.
Статья: Особенности антидопингового процесса в существующей процессуальной системе
(Зайцева Н.В., Ушанков И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В случае признания подозреваемого виновным у лица было две возможности: встать на путь исправления и примкнуть к католическому учению или продолжать отрицать христианскую веру. Во втором случае инквизиция признавала себя неполномочным органом для решения дальнейшей судьбы человека и передавала его в государственный суд. Обращает на себя внимание, что базовым принципом, который существовал при передаче дел, был принцип сострадания, или милосердия, - иными словами, церковь просила не применять к инаковерующему высшую меру наказания. В последующем просьба о сострадании сменилась фразой "debita animadversione puniendum" <5>, что означало согласие церкви на применение государственным судом смертной казни.
(Зайцева Н.В., Ушанков И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В случае признания подозреваемого виновным у лица было две возможности: встать на путь исправления и примкнуть к католическому учению или продолжать отрицать христианскую веру. Во втором случае инквизиция признавала себя неполномочным органом для решения дальнейшей судьбы человека и передавала его в государственный суд. Обращает на себя внимание, что базовым принципом, который существовал при передаче дел, был принцип сострадания, или милосердия, - иными словами, церковь просила не применять к инаковерующему высшую меру наказания. В последующем просьба о сострадании сменилась фразой "debita animadversione puniendum" <5>, что означало согласие церкви на применение государственным судом смертной казни.
Статья: Основные черты и источники информации о деятельности судов Советского государства в 1917 - 1927 годах
(Сенников Э.С.)
("Российский судья", 2024, NN 6, 7)С учетом положений Декрета Совета народных комиссаров от 30 октября 1917 г. "О порядке утверждения и опубликования законов" <18> в 1917 - 1921 гг. в официальных печатных изданиях публикуются правовые акты, определившие черты новой судебной системы и осуществившие регламентацию судов и трибуналов, кассационных инстанций Наркомюста РСФСР и ВЦИК Советов, организацию высшего судебного контроля, судебных центров, порядок обвинения и защиты в суде, приведения в исполнение высшей меры наказания.
(Сенников Э.С.)
("Российский судья", 2024, NN 6, 7)С учетом положений Декрета Совета народных комиссаров от 30 октября 1917 г. "О порядке утверждения и опубликования законов" <18> в 1917 - 1921 гг. в официальных печатных изданиях публикуются правовые акты, определившие черты новой судебной системы и осуществившие регламентацию судов и трибуналов, кассационных инстанций Наркомюста РСФСР и ВЦИК Советов, организацию высшего судебного контроля, судебных центров, порядок обвинения и защиты в суде, приведения в исполнение высшей меры наказания.
Статья: Институт смертной казни как показатель взаимодействия государства, права и личности
(Архипкин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)<3> Рарог А.И. Еще раз о смертной казни // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. N 6. С. 661 - 668; Лифанова Т.А., Хуан Юсин, Шабаева С.В. Смертная казнь как высшая мера наказания: сравнительный анализ правового регулирования в РФ и КНР // Global and Regional Research. 2020. N 53-4. С. 390.
(Архипкин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)<3> Рарог А.И. Еще раз о смертной казни // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. N 6. С. 661 - 668; Лифанова Т.А., Хуан Юсин, Шабаева С.В. Смертная казнь как высшая мера наказания: сравнительный анализ правового регулирования в РФ и КНР // Global and Regional Research. 2020. N 53-4. С. 390.
Статья: Исторический очерк правового регулирования наказаний, не связанных с изоляцией от общества по уголовному праву России
(Сафин Л.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)В 1958 году принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. На содержании Основ уголовного законодательства отразился ряд новых тенденций. Так, здесь перечень видов наказаний начинается с наиболее мягких (например, общественное порицание) и заканчивается мерой в виде лишения свободы. Смертная казнь по-прежнему остается высшей мерой наказания, применяемой при тяжких преступлениях рассматриваемого периода (например, измена родине, диверсия, бандитизм, шпионаж, умышленное убийство, совершенное с отягчающими обстоятельствами). Учеными-правоведами справедливо отмечено, что многообразие видов наказаний, не связанных с лишением свободы, прямо отражает принцип гуманизма в системе наказаний. Применение ссылки и высылки исключало эти меры к несовершеннолетним и беременным женщинам, женщинам, на иждивении которых находились дети в возрасте до восьми лет. Утратили свою актуальность и были исключены такие виды наказаний, как объявление врагом народа, поражение в правах и изгнание с территории СССР. Конфискация имущества сохранила свои позиции и назначалась только за государственные и тяжкие корыстные преступления в конкретно-определенных случаях (ст. 30).
(Сафин Л.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)В 1958 году принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. На содержании Основ уголовного законодательства отразился ряд новых тенденций. Так, здесь перечень видов наказаний начинается с наиболее мягких (например, общественное порицание) и заканчивается мерой в виде лишения свободы. Смертная казнь по-прежнему остается высшей мерой наказания, применяемой при тяжких преступлениях рассматриваемого периода (например, измена родине, диверсия, бандитизм, шпионаж, умышленное убийство, совершенное с отягчающими обстоятельствами). Учеными-правоведами справедливо отмечено, что многообразие видов наказаний, не связанных с лишением свободы, прямо отражает принцип гуманизма в системе наказаний. Применение ссылки и высылки исключало эти меры к несовершеннолетним и беременным женщинам, женщинам, на иждивении которых находились дети в возрасте до восьми лет. Утратили свою актуальность и были исключены такие виды наказаний, как объявление врагом народа, поражение в правах и изгнание с территории СССР. Конфискация имущества сохранила свои позиции и назначалась только за государственные и тяжкие корыстные преступления в конкретно-определенных случаях (ст. 30).
Статья: Жизнь человека как приоритетный объект уголовно-правовой охраны
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)В первом УК РСФСР - 1922 г. - преступления против жизни были предусмотрены в главе пятой Особенной части. Наиболее опасное из них - убийство - наказывалось лишением свободы на срок не ниже 8 лет со строгой изоляцией (ст. 142). При этом максимальный размер лишения свободы составлял 10 лет (ст. 34). Для сравнения: большинство контрреволюционных преступлений (гл. 1), не имевших отношения к посягательству на жизнь, наказывалось высшей мерой наказания - расстрелом.
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)В первом УК РСФСР - 1922 г. - преступления против жизни были предусмотрены в главе пятой Особенной части. Наиболее опасное из них - убийство - наказывалось лишением свободы на срок не ниже 8 лет со строгой изоляцией (ст. 142). При этом максимальный размер лишения свободы составлял 10 лет (ст. 34). Для сравнения: большинство контрреволюционных преступлений (гл. 1), не имевших отношения к посягательству на жизнь, наказывалось высшей мерой наказания - расстрелом.
Статья: Конституционное право не свидетельствовать против себя
(Казначейский В.В., Бостаниди В.К.)
("Российский судья", 2023, N 8)В качестве примера отправления правосудия тех лет можно привести уголовное дело в отношении первого председателя Оренбургского областного суда Адольфа Михайловича Круминь. В ноябре 1937 г. он был арестован по обвинению в руководстве деятельностью националистической организации г. Оренбурга, в шпионаже в пользу германской и латвийской разведок. 3 февраля 1938 г. Круминь был внесен в "Сталинский список" по Оренбургской области, категория 1 (расстрел). Список завизирован Сталиным, Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым <12>. Приговором от 12 февраля 1938 г. Круминь назначена высшая мера наказания в виде расстрела. Как видно из материалов дела, Круминь длительное время пытался настаивать на своей невиновности, но в конечном итоге вынужден был признаться в выдвинутых против него надуманных обвинениях, через 19 лет после казни его реабилитировали <13>.
(Казначейский В.В., Бостаниди В.К.)
("Российский судья", 2023, N 8)В качестве примера отправления правосудия тех лет можно привести уголовное дело в отношении первого председателя Оренбургского областного суда Адольфа Михайловича Круминь. В ноябре 1937 г. он был арестован по обвинению в руководстве деятельностью националистической организации г. Оренбурга, в шпионаже в пользу германской и латвийской разведок. 3 февраля 1938 г. Круминь был внесен в "Сталинский список" по Оренбургской области, категория 1 (расстрел). Список завизирован Сталиным, Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым <12>. Приговором от 12 февраля 1938 г. Круминь назначена высшая мера наказания в виде расстрела. Как видно из материалов дела, Круминь длительное время пытался настаивать на своей невиновности, но в конечном итоге вынужден был признаться в выдвинутых против него надуманных обвинениях, через 19 лет после казни его реабилитировали <13>.
Статья: Татьба как вид преступления в русском уголовном праве Средних веков
(Шаталов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Коневая татьба, исходя из особенностей древнерусских религиозно-правовых традиций, взглядов на сакральную природу предмета посягательства, квалифицировалась не как имущественное, а как религиозное преступление - акт святотатства, в связи с чем виновный в ее совершении мог быть подвергнут именно высшей мере наказания независимо от социального статуса.
(Шаталов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Коневая татьба, исходя из особенностей древнерусских религиозно-правовых традиций, взглядов на сакральную природу предмета посягательства, квалифицировалась не как имущественное, а как религиозное преступление - акт святотатства, в связи с чем виновный в ее совершении мог быть подвергнут именно высшей мере наказания независимо от социального статуса.
Статья: Система наказаний по УК РСФСР 1922 г. и УК РФ 1996 г.: сопоставительный анализ
(Гигинейшвили М.Т., Греков М.Л., Князькина А.К., Куфлева В.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 5)Кроме того, в соответствии со ст. 33 Кодекса по делам, находящимся в производстве революционных трибуналов, впредь до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, в случаях, когда статьями УК РСФСР определена высшая мера наказания, в качестве таковой применялся расстрел <4>.
(Гигинейшвили М.Т., Греков М.Л., Князькина А.К., Куфлева В.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 5)Кроме того, в соответствии со ст. 33 Кодекса по делам, находящимся в производстве революционных трибуналов, впредь до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, в случаях, когда статьями УК РСФСР определена высшая мера наказания, в качестве таковой применялся расстрел <4>.
Статья: Требование об организации судов с участием присяжных заседателей как основание для введения Конституционным Судом РФ моратория на применение смертной казни
(Тутаринова Н.Н.)
("Российский судья", 2024, N 6)С точки зрения С.А. Авакьяна, "какого бы подхода ни придерживались сторонники разных оценок сущности конституции", полемизирующие авторы "практически едины в том, что конституции появляются в результате качественных изменений в природе государства и общества" <24>. Качественным изменением в период конституционной реформы 1993 г. было и новое видение права на жизнь (исключая по опыту советского времени высшую меру наказания за экономические преступления, ограничиваясь лишь временным характером данной меры за преступления против жизни человека), и обновленное представление о перспективах институционализации судов с участием присяжных заседателей (таких судов в советскую эпоху вообще не было). Руководствуясь логикой С.А. Авакьяна, можно сделать вывод, что нормативная связь права на жизнь и права на суд присяжных была обусловлена "качественными изменениями" в самой природе государства и права, что характерно для постсоветской эпохи общественно-политического развития страны. Конституционный законодатель посчитал необходимым установление соответствующей юридической гарантии, потому что это было "требованием времени" и объективно предопределялось состоянием общественных отношений в анализируемый историко-правовой период функционирования российского конституционализма.
(Тутаринова Н.Н.)
("Российский судья", 2024, N 6)С точки зрения С.А. Авакьяна, "какого бы подхода ни придерживались сторонники разных оценок сущности конституции", полемизирующие авторы "практически едины в том, что конституции появляются в результате качественных изменений в природе государства и общества" <24>. Качественным изменением в период конституционной реформы 1993 г. было и новое видение права на жизнь (исключая по опыту советского времени высшую меру наказания за экономические преступления, ограничиваясь лишь временным характером данной меры за преступления против жизни человека), и обновленное представление о перспективах институционализации судов с участием присяжных заседателей (таких судов в советскую эпоху вообще не было). Руководствуясь логикой С.А. Авакьяна, можно сделать вывод, что нормативная связь права на жизнь и права на суд присяжных была обусловлена "качественными изменениями" в самой природе государства и права, что характерно для постсоветской эпохи общественно-политического развития страны. Конституционный законодатель посчитал необходимым установление соответствующей юридической гарантии, потому что это было "требованием времени" и объективно предопределялось состоянием общественных отношений в анализируемый историко-правовой период функционирования российского конституционализма.
Статья: Конституционный контроль - действенное средство укрепления правового государства
(Мами К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Конституционный Совет дважды разъяснял порядок и пределы применения смертной казни. В 2020 г. по обращению Президента Республики Казахстан дал официальное толкование положениям п. 2 ст. 15 Конституции Республики. Обращение Главы государства было обусловлено ратификацией Казахстаном Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни. Совет указал, что согласно конституции и общепризнанным международным актам право на жизнь является основной ценностью демократического общества и государство обязано гарантировать осуществление данного права для всех людей. Как равноправный член мирового сообщества, Казахстан с самого начала в уголовном законодательстве учитывает тенденцию к отмене смертной казни, и за эти годы в стране сформировался устойчивый правовой режим неприменения высшей меры наказания. Принимая во внимание, что Конституция Казахстана допускает установление смертной казни за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, Совет разъяснил, что Основной Закон вопрос об установлении или отказе в уголовном законе смертной казни за эти преступления, сужения их круга оставляет на усмотрение Парламента. Законодатель может отменить смертную казнь не только путем внесения соответствующих поправок в национальное законодательство, но и посредством ратификации международного договора, предусматривающего отмену или ограничение числа преступлений, за которые может устанавливаться данный вид наказания. После снятия имевшихся сомнений упомянутый Факультативный протокол был ратифицирован.
(Мами К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Конституционный Совет дважды разъяснял порядок и пределы применения смертной казни. В 2020 г. по обращению Президента Республики Казахстан дал официальное толкование положениям п. 2 ст. 15 Конституции Республики. Обращение Главы государства было обусловлено ратификацией Казахстаном Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни. Совет указал, что согласно конституции и общепризнанным международным актам право на жизнь является основной ценностью демократического общества и государство обязано гарантировать осуществление данного права для всех людей. Как равноправный член мирового сообщества, Казахстан с самого начала в уголовном законодательстве учитывает тенденцию к отмене смертной казни, и за эти годы в стране сформировался устойчивый правовой режим неприменения высшей меры наказания. Принимая во внимание, что Конституция Казахстана допускает установление смертной казни за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, Совет разъяснил, что Основной Закон вопрос об установлении или отказе в уголовном законе смертной казни за эти преступления, сужения их круга оставляет на усмотрение Парламента. Законодатель может отменить смертную казнь не только путем внесения соответствующих поправок в национальное законодательство, но и посредством ратификации международного договора, предусматривающего отмену или ограничение числа преступлений, за которые может устанавливаться данный вид наказания. После снятия имевшихся сомнений упомянутый Факультативный протокол был ратифицирован.