Выплаты при сокращении 79 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты при сокращении 79 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2023 N 16-КГ23-45-К4 (УИД 34RS0005-01-2020-005333-24)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании доплаты к компенсации; 3) О взыскании компенсации за просрочку выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец уволен с государственной гражданской службы; по мнению истца, выплаты произведены ему неправомерно без учета полученного материального стимулирования.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не устанавливалось, за счет каких средств и на основании каких нормативных актов истцу производились выплаты материального стимулирования.Четвертый кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, дополнительно указав, что исчисление денежного содержания Щепетнова А.Н. осуществлялось ответчиком в соответствии с нормами, регулирующими спорные отношениями, действовавшими на день его увольнения - 6 апреля 2020 г., в связи с чем является правильным вывод суда первой инстанции о том, что средства материального стимулирования не подлежат учету при расчете денежного содержания Щепетнова А.Н. для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы в государственном органе. Кассационный суд общей юрисдикции также отметил, что в статьи 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2022 г., но не раскрыл содержание этих изменений.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании доплаты к компенсации; 3) О взыскании компенсации за просрочку выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец уволен с государственной гражданской службы; по мнению истца, выплаты произведены ему неправомерно без учета полученного материального стимулирования.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не устанавливалось, за счет каких средств и на основании каких нормативных актов истцу производились выплаты материального стимулирования.Четвертый кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, дополнительно указав, что исчисление денежного содержания Щепетнова А.Н. осуществлялось ответчиком в соответствии с нормами, регулирующими спорные отношениями, действовавшими на день его увольнения - 6 апреля 2020 г., в связи с чем является правильным вывод суда первой инстанции о том, что средства материального стимулирования не подлежат учету при расчете денежного содержания Щепетнова А.Н. для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы в государственном органе. Кассационный суд общей юрисдикции также отметил, что в статьи 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2022 г., но не раскрыл содержание этих изменений.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2022 N 298-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Швеца Леонида Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и подпунктом "е" пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"По мнению заявителя, оспариваемый подпункт "е" пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы нарушает его конституционные права, поскольку позволяет рассчитывать среднюю заработную плату для выплаты выходного пособия при увольнении по сокращению численности или штата работников организации без учета материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, признавая их выплатами социального характера, а статья 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" позволяет не признавать муниципального служащего уволенным по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что препятствует получению им единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Швеца Леонида Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и подпунктом "е" пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"По мнению заявителя, оспариваемый подпункт "е" пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы нарушает его конституционные права, поскольку позволяет рассчитывать среднюю заработную плату для выплаты выходного пособия при увольнении по сокращению численности или штата работников организации без учета материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, признавая их выплатами социального характера, а статья 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" позволяет не признавать муниципального служащего уволенным по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что препятствует получению им единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие выплаты полагаются госслужащему при сокращении
(КонсультантПлюс, 2025)1 При увольнении госслужащего из органа, расположенного в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, помимо четырехмесячной компенсации дополнительно выплатите ему компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в течение месяца после увольнения госслужащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 3.2 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)1 При увольнении госслужащего из органа, расположенного в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, помимо четырехмесячной компенсации дополнительно выплатите ему компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в течение месяца после увольнения госслужащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 3.2 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
Статья: Стимулирующие выплаты необходимо учесть при увольнении
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Первый кассационный суд общей юрисдикции поддержал своих коллег из первой и апелляционной инстанций, которые вынесли решение в пользу работника: материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, и должно учитываться при расчете среднего заработка для выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении при сокращении штата. Суды подчеркнули, что выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением им должностных обязанностей, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Первый кассационный суд общей юрисдикции поддержал своих коллег из первой и апелляционной инстанций, которые вынесли решение в пользу работника: материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, и должно учитываться при расчете среднего заработка для выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении при сокращении штата. Суды подчеркнули, что выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением им должностных обязанностей, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Нормативные акты
Постановление Мособлдумы от 15.05.2025 N 30/111-П
"О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "Об упразднении Серебряно-Прудского районного суда Московской области"1) в связи с предполагаемым сокращением должностей государственных гражданских служащих ориентировочные расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" составят 2026772 рубля, из них:
"О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "Об упразднении Серебряно-Прудского районного суда Московской области"1) в связи с предполагаемым сокращением должностей государственных гражданских служащих ориентировочные расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" составят 2026772 рубля, из них:
Постановление Мособлдумы от 15.05.2025 N 31/111-П
"О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "Об упразднении Лыткаринского городского суда Московской области"1) в связи с предполагаемым сокращением государственных гражданских служащих ориентировочные расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" составят 3666437 руб., из них:
"О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "Об упразднении Лыткаринского городского суда Московской области"1) в связи с предполагаемым сокращением государственных гражданских служащих ориентировочные расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" составят 3666437 руб., из них:
Статья: Сокращение численности или штата в казенном учреждении
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 1)Бюджетный учет расходов, связанных с сокращением
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 1)Бюджетный учет расходов, связанных с сокращением
Статья: Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел
(Анисимов А.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 11)Принимая во внимание, что фактически сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими, а Закон N 79-ФЗ предоставляет более льготный порядок выплаты среднего заработка при увольнении по сокращению штатов, чем ТК РФ, этот порядок следует распространять и на сотрудников органов внутренних дел.
(Анисимов А.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 11)Принимая во внимание, что фактически сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими, а Закон N 79-ФЗ предоставляет более льготный порядок выплаты среднего заработка при увольнении по сокращению штатов, чем ТК РФ, этот порядок следует распространять и на сотрудников органов внутренних дел.
Статья: Оптимизируем расходы на персонал в рамках закона
(Акиньшина И.М.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 4)Рассмотрим нормы трудового законодательства, гарантирующие компенсации материального характера (выходное пособие) лицам, попавшим под сокращение, - это ст. 178 Трудового кодекса РФ. Кроме того, гарантии отдельным категориям работающих граждан, к примеру государственным и муниципальным служащим, военнослужащим, как правило, регулируются отдельными федеральными законами и правовыми актами. Мы не станем затрагивать особенности таких выплат, только укажем основные законы - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
(Акиньшина И.М.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 4)Рассмотрим нормы трудового законодательства, гарантирующие компенсации материального характера (выходное пособие) лицам, попавшим под сокращение, - это ст. 178 Трудового кодекса РФ. Кроме того, гарантии отдельным категориям работающих граждан, к примеру государственным и муниципальным служащим, военнослужащим, как правило, регулируются отдельными федеральными законами и правовыми актами. Мы не станем затрагивать особенности таких выплат, только укажем основные законы - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Статья: Разъяснения Минтруда о выплатах госслужащим с целью материального стимулирования
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 7)Аналогичного мнения придерживаются и судьи. Так, в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 88-7096/2021 по делу N 2-3918/2020 сказано, что выплаты, осуществляемые таможенной службой, относятся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий и поэтому подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего при расчете отпуска и компенсации при сокращении штата.
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 7)Аналогичного мнения придерживаются и судьи. Так, в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 88-7096/2021 по делу N 2-3918/2020 сказано, что выплаты, осуществляемые таможенной службой, относятся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий и поэтому подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего при расчете отпуска и компенсации при сокращении штата.
Статья: Сокращаем по правилам
(Комлева А.А.)
("Бюджетный учет", 2009, N 4)Применение законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, осуществляется в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ.
(Комлева А.А.)
("Бюджетный учет", 2009, N 4)Применение законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, осуществляется в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ.
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при сокращении должностей государственной гражданской службы
(Осин А.А.)
("Трудовое право", 2007, N 6)Как в настоящий момент рассчитывать четырехмесячное денежное содержание, выплачиваемое при увольнении по сокращению должностей государственной службы, - тоже не вполне ясно. Денежное содержание гражданского служащего в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам, согласно пункту 5 статьи 50, относятся:
(Осин А.А.)
("Трудовое право", 2007, N 6)Как в настоящий момент рассчитывать четырехмесячное денежное содержание, выплачиваемое при увольнении по сокращению должностей государственной службы, - тоже не вполне ясно. Денежное содержание гражданского служащего в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам, согласно пункту 5 статьи 50, относятся:
Последние изменения: Налогообложение выплат и удержаний при увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)Компенсация, выплачиваемая при расторжении служебного контракта в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ в размере четырехмесячного содержания, по существу является выходным пособием и облагается НДФЛ в том же порядке, что и выплаты при сокращении. Не облагается НДФЛ компенсация в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный - для сотрудников, уволенных из учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). С суммы превышения нужно удержать налог.
(КонсультантПлюс, 2025)Компенсация, выплачиваемая при расторжении служебного контракта в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ в размере четырехмесячного содержания, по существу является выходным пособием и облагается НДФЛ в том же порядке, что и выплаты при сокращении. Не облагается НДФЛ компенсация в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный - для сотрудников, уволенных из учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). С суммы превышения нужно удержать налог.
Статья: Выплаты сотрудникам при увольнении по соглашению сторон могут быть учтены в размере от 1 до 5 среднемесячных заработков, если при этом достигается цель увольнения
(Семенов С., Артюх А.)
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)В качестве примера разумного ориентира налогоплательщик ссылался на пункт 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в аналогичной ситуации сокращения госслужащего предусматривает безусловную выплату ему четырехмесячного содержания (при тех же условиях уведомления о сокращении за 2 месяца). Такая выплата не признается законодателем чрезмерной и направленной на личное обогащение.
(Семенов С., Артюх А.)
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)В качестве примера разумного ориентира налогоплательщик ссылался на пункт 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в аналогичной ситуации сокращения госслужащего предусматривает безусловную выплату ему четырехмесячного содержания (при тех же условиях уведомления о сокращении за 2 месяца). Такая выплата не признается законодателем чрезмерной и направленной на личное обогащение.
Статья: Сокращение госслужащих
(Данилова В.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 10)Обратите внимание! При увольнении служащего с его письменного согласия ранее срока, указанного в уведомлении об увольнении, ему выплачивается дополнительная компенсация. Размер компенсации в этом случае равен содержанию госслужащего, которое исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).
(Данилова В.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 10)Обратите внимание! При увольнении служащего с его письменного согласия ранее срока, указанного в уведомлении об увольнении, ему выплачивается дополнительная компенсация. Размер компенсации в этом случае равен содержанию госслужащего, которое исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).