Выкуп земельного участка по льготной цене
Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп земельного участка по льготной цене (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора купли-продажи земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая наличие у... [покупателя - ред.] права на выкуп земельного участка по льготной цене, исходя из п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, выкупная цена земельного участка на момент выкупа не могла превышать 2,5% кадастровой стоимости спорного земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая наличие у... [покупателя - ред.] права на выкуп земельного участка по льготной цене, исходя из п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, выкупная цена земельного участка на момент выкупа не могла превышать 2,5% кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа объекта недвижимости на арендованном земельном участке
(КонсультантПлюс, 2025)...право выкупа земельного участка по льготной цене... предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим. При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка достаточно установить факт своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
(КонсультантПлюс, 2025)...право выкупа земельного участка по льготной цене... предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим. При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка достаточно установить факт своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Легализация самовольных построек дает право на выкуп земли по льготной цене
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Обладает ли собственник объекта незавершенного строительства исключительным правом на приобретение земельного участка по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)"...Обращаясь в суд с настоящими требованиями, предприниматель ссылается на наличие у нее в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса права на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку на нем расположен объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю на праве собственности.
Обладает ли собственник объекта незавершенного строительства исключительным правом на приобретение земельного участка по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)"...Обращаясь в суд с настоящими требованиями, предприниматель ссылается на наличие у нее в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса права на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку на нем расположен объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю на праве собственности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что К. не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Закона N 137, поскольку право собственности на объекты недвижимости возникло у него не в результате приватизации, а по договору купли-продажи с частным собственником уже приватизированного имущества. Суд также отметил, что правом на выкуп по льготной цене в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 2 Закона N 137 обладают только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что К. не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Закона N 137, поскольку право собственности на объекты недвижимости возникло у него не в результате приватизации, а по договору купли-продажи с частным собственником уже приватизированного имущества. Суд также отметил, что правом на выкуп по льготной цене в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 2 Закона N 137 обладают только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Администрация, рассмотрев заявление общества, в июне 2012 года предоставила обществу в собственность за плату испрашиваемый земельный участок для эксплуатации промплощадки в составе комплекса зданий и сооружений, здания гаража. При определении указанной платы была применена льготная выкупная цена земельного участка ввиду отчуждения расположенного на участке недвижимого имущества в процессе приватизации государственного предприятия.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Администрация, рассмотрев заявление общества, в июне 2012 года предоставила обществу в собственность за плату испрашиваемый земельный участок для эксплуатации промплощадки в составе комплекса зданий и сооружений, здания гаража. При определении указанной платы была применена льготная выкупная цена земельного участка ввиду отчуждения расположенного на участке недвижимого имущества в процессе приватизации государственного предприятия.
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Возможен ли выкуп земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Заявляя иск по настоящему делу, общество сослалось на наличие у него в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса права на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности. Именно по этой причине истец считал недействительным оспариваемое условие договора купли-продажи о цене приобретаемого земельного участка, заявляя одновременно по этому же основанию требование о взыскании спорной денежной суммы как излишне уплаченной администрации.
Возможен ли выкуп земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Заявляя иск по настоящему делу, общество сослалось на наличие у него в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса права на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности. Именно по этой причине истец считал недействительным оспариваемое условие договора купли-продажи о цене приобретаемого земельного участка, заявляя одновременно по этому же основанию требование о взыскании спорной денежной суммы как излишне уплаченной администрации.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Введение в земельное законодательство норм, предоставляющих собственнику недвижимости преимущественное право выкупа публичного земельного участка по льготной цене, во многом было направлено на решение этой проблемы. При этом государство не установило какой-либо срок на реализацию этого права. Однако практика показала, что функционал рассмотренных норм намного шире, так как они применялись и к ситуациям, когда государство предоставляло участок для строительства уже после вступления в силу ЗК РФ. Очевидно, что такое регулирование должно было способствовать тому, чтобы как можно больше публичной земли оказалось приватизировано, поскольку переход нашего государства на рельсы рыночной экономики предполагает и переход средств производства в частные руки. Если в СССР в условиях плановой экономики государство являлось единственным собственником земли, то в условиях рыночных отношений это уже невозможно и неэффективно. Передача земли в частные руки способствует развитию рынка и экономическому благосостоянию общества в целом.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Введение в земельное законодательство норм, предоставляющих собственнику недвижимости преимущественное право выкупа публичного земельного участка по льготной цене, во многом было направлено на решение этой проблемы. При этом государство не установило какой-либо срок на реализацию этого права. Однако практика показала, что функционал рассмотренных норм намного шире, так как они применялись и к ситуациям, когда государство предоставляло участок для строительства уже после вступления в силу ЗК РФ. Очевидно, что такое регулирование должно было способствовать тому, чтобы как можно больше публичной земли оказалось приватизировано, поскольку переход нашего государства на рельсы рыночной экономики предполагает и переход средств производства в частные руки. Если в СССР в условиях плановой экономики государство являлось единственным собственником земли, то в условиях рыночных отношений это уже невозможно и неэффективно. Передача земли в частные руки способствует развитию рынка и экономическому благосостоянию общества в целом.
Статья: Личное подсобное хозяйство на полевых участках: коллизии правового регулирования
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получила не соответствующая духу и букве закона практика предоставления в аренду без торгов на срок более 3 лет земельных участков за границами поселений для ведения ЛПХ (полевые участки) заявителям, которые никогда не производили для собственных нужд сельскохозяйственную продукцию и не планируют ведение ЛПХ в будущем. В действительности такие недобросовестные лица, действуя в большинстве случаев в сговоре с уполномоченными органами, имеют намерение получить необходимый им для коммерческого использования земельный участок в аренду без торгов. По прошествии трех лет владения таким участком арендаторы обращаются в органы власти с заявлением о выкупе земельного участка по льготной цене на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, таким образом, получая в собственность интересующее имущество без торгов и по наименьшей стоимости, что нарушает общественные и государственные интересы.
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получила не соответствующая духу и букве закона практика предоставления в аренду без торгов на срок более 3 лет земельных участков за границами поселений для ведения ЛПХ (полевые участки) заявителям, которые никогда не производили для собственных нужд сельскохозяйственную продукцию и не планируют ведение ЛПХ в будущем. В действительности такие недобросовестные лица, действуя в большинстве случаев в сговоре с уполномоченными органами, имеют намерение получить необходимый им для коммерческого использования земельный участок в аренду без торгов. По прошествии трех лет владения таким участком арендаторы обращаются в органы власти с заявлением о выкупе земельного участка по льготной цене на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, таким образом, получая в собственность интересующее имущество без торгов и по наименьшей стоимости, что нарушает общественные и государственные интересы.
Статья: Федеральные территории в Российской Федерации в условиях конституционной реформы
(Данилова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Также на данный момент, по данным Министерства экономического развития РФ <10>, в России действуют 33 особые экономические зоны, на которых существуют минимальные административные барьеры, налоговые льготы и таможенные преференции, сниженные цены на аренду и выкуп земли, льготный режим предпринимательской деятельности, что также должно обеспечивать повышение экономического благосостояния определенных территорий внутри субъектов Российской Федерации.
(Данилова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Также на данный момент, по данным Министерства экономического развития РФ <10>, в России действуют 33 особые экономические зоны, на которых существуют минимальные административные барьеры, налоговые льготы и таможенные преференции, сниженные цены на аренду и выкуп земли, льготный режим предпринимательской деятельности, что также должно обеспечивать повышение экономического благосостояния определенных территорий внутри субъектов Российской Федерации.