Выговор госслужба
Подборка наиболее важных документов по запросу Выговор госслужба (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 88-22734/2024 (УИД 22RS0065-02-2023-006806-95)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) Об отмене приказа о дисциплинарном взыскании.
Обстоятельства: Истцом ненадлежаще были исполнены должностные обязанности, что повлекло за собой нарушение сроков исполнения контрольных документов и низкое качество подготовленных им документов, что является одним из основных показателей неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей гражданского служащего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судом апелляционной инстанции указано на то, что отсутствие в заключениях о результатах служебных проверок прямого указания на наличие у истца грамот и поощрений, не свидетельствует о том, что работодатель при наложении дисциплинарных взысканий не принял во внимание предшествующее поведение истца и отношение ее к труду, и не опровергает обоснованность применения работодателем мер дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора при доказанности совершения работником установленных выше нарушений, поскольку членами комиссии дана оценка стажу государственной гражданской службы истца (11 лет 4 месяца) и присвоение ей классного чина "Референт государственной гражданской службы", а также отсутствие дисциплинарных взысканий на момент проведения первой проверки.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) Об отмене приказа о дисциплинарном взыскании.
Обстоятельства: Истцом ненадлежаще были исполнены должностные обязанности, что повлекло за собой нарушение сроков исполнения контрольных документов и низкое качество подготовленных им документов, что является одним из основных показателей неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей гражданского служащего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судом апелляционной инстанции указано на то, что отсутствие в заключениях о результатах служебных проверок прямого указания на наличие у истца грамот и поощрений, не свидетельствует о том, что работодатель при наложении дисциплинарных взысканий не принял во внимание предшествующее поведение истца и отношение ее к труду, и не опровергает обоснованность применения работодателем мер дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора при доказанности совершения работником установленных выше нарушений, поскольку членами комиссии дана оценка стажу государственной гражданской службы истца (11 лет 4 месяца) и присвоение ей классного чина "Референт государственной гражданской службы", а также отсутствие дисциплинарных взысканий на момент проведения первой проверки.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 07.08.2024 по делу N 33-7378/2024 (УИД 22RS0065-02-2023-006806-95)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) Об отмене приказа о дисциплинарном взыскании.
Обстоятельства: Истцом ненадлежаще были исполнены должностные обязанности, что повлекло за собой нарушение сроков исполнения контрольных документов и низкое качество подготовленных им документов, что является одним из основных показателей неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей гражданского служащего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отсутствие в заключениях о результатах служебных проверок прямого указания на наличие у истца грамот и поощрений, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует само по себе о том, что работодатель при наложении дисциплинарных взысканий не принял во внимание предшествующее поведение истца и отношение ее к труду, и не опровергает обоснованность применения работодателем мер дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора при доказанности совершения работником установленных выше нарушений, поскольку членами комиссии дана оценка стажу государственной гражданской службы истца (11 лет 4 месяца) и присвоение ей классного чина "Референт государственной гражданской службы", а также отсутствие дисциплинарных взысканий на момент проведения первой проверки.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) Об отмене приказа о дисциплинарном взыскании.
Обстоятельства: Истцом ненадлежаще были исполнены должностные обязанности, что повлекло за собой нарушение сроков исполнения контрольных документов и низкое качество подготовленных им документов, что является одним из основных показателей неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей гражданского служащего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отсутствие в заключениях о результатах служебных проверок прямого указания на наличие у истца грамот и поощрений, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует само по себе о том, что работодатель при наложении дисциплинарных взысканий не принял во внимание предшествующее поведение истца и отношение ее к труду, и не опровергает обоснованность применения работодателем мер дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора при доказанности совершения работником установленных выше нарушений, поскольку членами комиссии дана оценка стажу государственной гражданской службы истца (11 лет 4 месяца) и присвоение ей классного чина "Референт государственной гражданской службы", а также отсутствие дисциплинарных взысканий на момент проведения первой проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)С точки зрения формального закрепления правовых оснований привлечения к дисциплинарной ответственности картина более или менее ясна. Как отмечено ранее, руководители ТО ФОИВ, за исключением отдельных случаев, обладая статусом государственных служащих, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ФЗ-79). На руководителя ТО ФОИВ работодателем могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнение с государственной гражданской службы.
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)С точки зрения формального закрепления правовых оснований привлечения к дисциплинарной ответственности картина более или менее ясна. Как отмечено ранее, руководители ТО ФОИВ, за исключением отдельных случаев, обладая статусом государственных служащих, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ФЗ-79). На руководителя ТО ФОИВ работодателем могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнение с государственной гражданской службы.
Статья: Можно ли использовать депремирование как наказание?
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)К отдельным категориям работников могут применяться дополнительные взыскания. Так, к лицам на государственной гражданской службе - предупреждение о неполном должностном соответствии (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). К прокурорам могут применяться такие меры, как строгий выговор, понижение в классном чине, лишение некоторых указанных в законе нагрудных знаков (п. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)К отдельным категориям работников могут применяться дополнительные взыскания. Так, к лицам на государственной гражданской службе - предупреждение о неполном должностном соответствии (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). К прокурорам могут применяться такие меры, как строгий выговор, понижение в классном чине, лишение некоторых указанных в законе нагрудных знаков (п. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)На основании части 1 статьи 57 указанного федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)На основании части 1 статьи 57 указанного федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.
Статья: К вопросу о юридической ответственности как мере государственного принуждения
(Ожегова Г.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Под лишениями личного характера подразумеваются такие лишения, которые лицо, совершившее противоправное деяние, испытывает, должно претерпеть лично. Так, например, в соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", "лишением личного характера будет являться увольнение государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, по причине непринятия последним мер по предотвращению конфликта интересов, представления недостоверных сведений о доходах или дисциплинарное взыскание, например, выговор за ненадлежащее исполнение служащим своих должностных обязанностей" <8>.
(Ожегова Г.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Под лишениями личного характера подразумеваются такие лишения, которые лицо, совершившее противоправное деяние, испытывает, должно претерпеть лично. Так, например, в соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", "лишением личного характера будет являться увольнение государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, по причине непринятия последним мер по предотвращению конфликта интересов, представления недостоверных сведений о доходах или дисциплинарное взыскание, например, выговор за ненадлежащее исполнение служащим своих должностных обязанностей" <8>.
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В ст. 59.1 Закона N 79-ФЗ <1> закреплена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Законом и Законом N 273-ФЗ. За это гражданскому служащему может быть сделано замечание, объявлен выговор или вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В ст. 59.1 Закона N 79-ФЗ <1> закреплена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Законом и Законом N 273-ФЗ. За это гражданскому служащему может быть сделано замечание, объявлен выговор или вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья: Малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК): общественная опасность и юридическая ответственность
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 8)- к прокурорскому работнику <30>, к сотруднику Следственного комитета <31>, к сотруднику органов внутренних дел <32>, к сотруднику федеральной противопожарной службы <33>; к сотруднику уголовно-исполнительной системы <34>; к сотруднику органов принудительного исполнения <35>, к сотруднику таможенного органа <36> может быть применено взыскание в виде замечания или выговора.
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 8)- к прокурорскому работнику <30>, к сотруднику Следственного комитета <31>, к сотруднику органов внутренних дел <32>, к сотруднику федеральной противопожарной службы <33>; к сотруднику уголовно-исполнительной системы <34>; к сотруднику органов принудительного исполнения <35>, к сотруднику таможенного органа <36> может быть применено взыскание в виде замечания или выговора.
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Статья 59.1 Закона о государственной гражданской службе предусматривает, что за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются (а не могут быть наложены) взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии. Статья же 59.2 Закона о государственной гражданской службе предусматривает императивную обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего в случае совершения им коррупционных правонарушений, непосредственно перечисленных в данной статье.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Статья 59.1 Закона о государственной гражданской службе предусматривает, что за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются (а не могут быть наложены) взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии. Статья же 59.2 Закона о государственной гражданской службе предусматривает императивную обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего в случае совершения им коррупционных правонарушений, непосредственно перечисленных в данной статье.
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)За коррупционные правонарушения на гражданской службе предусмотрены следующие виды взысканий (ч. 1 ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе):
(КонсультантПлюс, 2025)За коррупционные правонарушения на гражданской службе предусмотрены следующие виды взысканий (ч. 1 ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе):
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются федеральными государственными гражданскими служащими. Правовой статус, права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей определены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются федеральными государственными гражданскими служащими. Правовой статус, права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей определены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 Закона о противодействии коррупции. Также в названном Законе установлены следующие обязанности в целях противодействия коррупции: обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8, 8.1), обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9) и др.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 Закона о противодействии коррупции. Также в названном Законе установлены следующие обязанности в целях противодействия коррупции: обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8, 8.1), обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9) и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, поскольку государственный регистратор прав согласно ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона является федеральным государственным гражданским служащим, можно вести речь о применении к нему дисциплинарных взысканий на основании ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ <529>) за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным положениями п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 названного Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, поскольку государственный регистратор прав согласно ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона является федеральным государственным гражданским служащим, можно вести речь о применении к нему дисциплинарных взысканий на основании ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ <529>) за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным положениями п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 названного Закона.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Антикоррупционные положения, хотя и устанавливаются для каждого вида государственной службы отдельно, фактически повторяют друг друга. Нормы федеральных законов в этой части основаны на положениях законодательства о противодействии коррупции <1>. Гражданский служащий за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей в целях противодействия коррупции, может получить замечание, выговор или предупреждение о неполном служебном соответствии, но не может быть уволен с гражданской службы. Сотрудник органов внутренних дел может быть подвергнут любому дисциплинарному взысканию, предусмотренному Законом N 342-ФЗ, включая увольнение со службы.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Антикоррупционные положения, хотя и устанавливаются для каждого вида государственной службы отдельно, фактически повторяют друг друга. Нормы федеральных законов в этой части основаны на положениях законодательства о противодействии коррупции <1>. Гражданский служащий за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей в целях противодействия коррупции, может получить замечание, выговор или предупреждение о неполном служебном соответствии, но не может быть уволен с гражданской службы. Сотрудник органов внутренних дел может быть подвергнут любому дисциплинарному взысканию, предусмотренному Законом N 342-ФЗ, включая увольнение со службы.