Выдача лекарств сотрудникам
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача лекарств сотрудникам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за обращение контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД
(КонсультантПлюс, 2025)"...гражданин... приобрел без предъявления рецепта в аптеке, принадлежащей обществу... пять блистеров лекарственного препарата... которые он добровольно выдал сотрудникам полиции.
(КонсультантПлюс, 2025)"...гражданин... приобрел без предъявления рецепта в аптеке, принадлежащей обществу... пять блистеров лекарственного препарата... которые он добровольно выдал сотрудникам полиции.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2024 по делу N 88а-11578/2024 (УИД 11RS0001-01-2023-006198-10)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, об обязании совершить действия, о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Заявитель указал, что содержался в СИЗО, где нарушались условия его содержания, а именно: при прибытии в учреждение не была проведена санитарная обработка в течение трех суток, не были предоставлены постельные принадлежности, в помещении камеры не было горячего водоснабжения, были сломаны унитаз и система слива, на стенах были черные пятна от сырости, грибок, камеры были переполнены.
Решение: Удовлетворено в части.Согласно справке начальника - врача филиала "Медицинская часть N 17" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 01.09.2023 С. при поступлении в СИЗО-2 был осмотрен сотрудником отдела режима, жалобы на плохое самочувствие, какой-либо медицинской документации об имеющихся заболеваниях, требующих наблюдения, терапии (в том числе неотложной), не предъявлял, в течение всего времени пребывания в СИЗО-2 (с 03.02.2023 по 09.02.2023), а также при убытии из учреждения, за медицинской помощью в МЧ-17 не обращался, лекарственные препараты не выдавались. Филиал МЧ-17 функционирует согласно утвержденному графику работы сотрудников. Дежурства и ургенция медицинских работников во внерабочее время в данный момент в Филиале МЧ-17 не предусмотрены. В отсутствии медицинских работников экстренная медицинская помощь оказывается посредством вызова бригады скорой медицинской помощи. Личные дела осужденных, следующих транзитом, не вскрываются. За время пребывания в СИЗО-2 истец за медицинской помощью не обращался. Соответственно, в Филиале МЧ-17 сведений об имеющихся заболеваниях (туберкулез и ВИЧ- инфекция) у С. не было, в связи с чем на дополнительное питание пациент был поставлен 08.02.2023, когда об этом стало известно. Пациенты ставятся на дополнительное питание сразу, как только поступает в медицинскую часть документация, подтверждающая наличие соответствующего диагноза, необходимого для постановки на дополнительное питание.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, об обязании совершить действия, о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Заявитель указал, что содержался в СИЗО, где нарушались условия его содержания, а именно: при прибытии в учреждение не была проведена санитарная обработка в течение трех суток, не были предоставлены постельные принадлежности, в помещении камеры не было горячего водоснабжения, были сломаны унитаз и система слива, на стенах были черные пятна от сырости, грибок, камеры были переполнены.
Решение: Удовлетворено в части.Согласно справке начальника - врача филиала "Медицинская часть N 17" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 01.09.2023 С. при поступлении в СИЗО-2 был осмотрен сотрудником отдела режима, жалобы на плохое самочувствие, какой-либо медицинской документации об имеющихся заболеваниях, требующих наблюдения, терапии (в том числе неотложной), не предъявлял, в течение всего времени пребывания в СИЗО-2 (с 03.02.2023 по 09.02.2023), а также при убытии из учреждения, за медицинской помощью в МЧ-17 не обращался, лекарственные препараты не выдавались. Филиал МЧ-17 функционирует согласно утвержденному графику работы сотрудников. Дежурства и ургенция медицинских работников во внерабочее время в данный момент в Филиале МЧ-17 не предусмотрены. В отсутствии медицинских работников экстренная медицинская помощь оказывается посредством вызова бригады скорой медицинской помощи. Личные дела осужденных, следующих транзитом, не вскрываются. За время пребывания в СИЗО-2 истец за медицинской помощью не обращался. Соответственно, в Филиале МЧ-17 сведений об имеющихся заболеваниях (туберкулез и ВИЧ- инфекция) у С. не было, в связи с чем на дополнительное питание пациент был поставлен 08.02.2023, когда об этом стало известно. Пациенты ставятся на дополнительное питание сразу, как только поступает в медицинскую часть документация, подтверждающая наличие соответствующего диагноза, необходимого для постановки на дополнительное питание.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об акцизах при производстве фармацевтической продукции
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, заверенного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, заверенного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе.
Путеводитель по трудовым спорам: Увольнение за прогул.
Правомерно ли увольнение работника за прогул, если он без оформления больничного отсутствовал по состоянию здоровья, что подтверждается записью в медкарте или справкой врача
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: В обоснование отсутствия на рабочем месте работница представила копии листов медицинской карты, которые подтверждают ее обращение в больницу в связи с заболеванием. Листок нетрудоспособности не был выдан. Из показаний врача следует, что работница обратилась с жалобами на головные боли и кашель, ей были назначены лекарства, она была нетрудоспособна. Уволена по пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за прогул.
Правомерно ли увольнение работника за прогул, если он без оформления больничного отсутствовал по состоянию здоровья, что подтверждается записью в медкарте или справкой врача
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: В обоснование отсутствия на рабочем месте работница представила копии листов медицинской карты, которые подтверждают ее обращение в больницу в связи с заболеванием. Листок нетрудоспособности не был выдан. Из показаний врача следует, что работница обратилась с жалобами на головные боли и кашель, ей были назначены лекарства, она была нетрудоспособна. Уволена по пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за прогул.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"53) рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный специалистом в области ветеринарии в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия владельца животного или законного представителя владельца животного, оформленный в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"53) рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный специалистом в области ветеринарии в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия владельца животного или законного представителя владельца животного, оформленный в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции также оставил без внимания, что не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат был назначен А. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции также оставил без внимания, что не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат был назначен А. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Исходя из положений ст. 10 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Исходя из положений ст. 10 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
Вопрос: Можно ли учесть в целях налога на прибыль, облагается ли НДФЛ и страховыми взносами приобретение витаминов для работников?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, стоимость витаминов, выдаваемых работникам организации, так же, как и НДФЛ, подлежит обложению страховыми взносами, за исключением случаев, когда обеспечение работников витаминами предусмотрено законодательством РФ (Письмо Минфина России от 23.09.2020 N 03-15-06/83269).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, стоимость витаминов, выдаваемых работникам организации, так же, как и НДФЛ, подлежит обложению страховыми взносами, за исключением случаев, когда обеспечение работников витаминами предусмотрено законодательством РФ (Письмо Минфина России от 23.09.2020 N 03-15-06/83269).
Статья: Охрана труда и другие нормы в сфере труда 2021. Новые правила и акты, которые не утратили силу
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Продолжает действовать порядок допуска лиц к работе со специальными медицинскими препаратами (п. 609, п. 631 Постановления N 2467). Нельзя принимать на выполнение такой работы лиц младше 18 лет и работников без специальной справки, выдаваемой медицинскими организациями системы здравоохранения (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 года N 892). За нарушение предусмотрена административная ответственность (ст. 6.16.1 КоАП РФ). Так, нарушение законодательства обошлось организации в 100 000 руб. (Постановление Илекского районного суда Оренбургской области N 5-27/2019 от 27 мая 2019 г.).
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Продолжает действовать порядок допуска лиц к работе со специальными медицинскими препаратами (п. 609, п. 631 Постановления N 2467). Нельзя принимать на выполнение такой работы лиц младше 18 лет и работников без специальной справки, выдаваемой медицинскими организациями системы здравоохранения (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 года N 892). За нарушение предусмотрена административная ответственность (ст. 6.16.1 КоАП РФ). Так, нарушение законодательства обошлось организации в 100 000 руб. (Постановление Илекского районного суда Оренбургской области N 5-27/2019 от 27 мая 2019 г.).
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)В Решении по делу от 2 декабря 2019 г. N 11-КГ19-24 Верховный Суд рассмотрел вопрос льготного лекарственного обеспечения ребенка-инвалида с редким (орфанным) заболеванием. Верховный Суд указал, что наличие медицинского документа, содержащего назначение лекарственного препарата, выданного медицинским работником, является достаточным основанием для льготного лекарственного обеспечения. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему врачебной комиссией по жизненным показаниям.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)В Решении по делу от 2 декабря 2019 г. N 11-КГ19-24 Верховный Суд рассмотрел вопрос льготного лекарственного обеспечения ребенка-инвалида с редким (орфанным) заболеванием. Верховный Суд указал, что наличие медицинского документа, содержащего назначение лекарственного препарата, выданного медицинским работником, является достаточным основанием для льготного лекарственного обеспечения. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему врачебной комиссией по жизненным показаниям.
Статья: Порядок выдачи медицинскими организациями справок и заключений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья: Компенсация морального вреда при несчастном случае на производстве
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Как показывает практика, оказание работодателем работнику посильной помощи, приобретение для него лекарств, средств реабилитации и продуктов питания, выдача денежных средств, оплата тех или иных расходов, предложение ему иных видов работ на предприятии, которые тот в состоянии выполнять с учетом полученной травмы, будет учитываться в его пользу (см., например, решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 21.06.2023 N 2-180/2023).
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Как показывает практика, оказание работодателем работнику посильной помощи, приобретение для него лекарств, средств реабилитации и продуктов питания, выдача денежных средств, оплата тех или иных расходов, предложение ему иных видов работ на предприятии, которые тот в состоянии выполнять с учетом полученной травмы, будет учитываться в его пользу (см., например, решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 21.06.2023 N 2-180/2023).
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Формулируя уголовно-правовые нормы, посягающие на урегулированные иными отраслями права общественные отношения, законодатель прибегает к конструированию диспозиции по бланкетному типу. Среди такого рода межотраслевых связей выделяется уголовно-правовая охрана отношений, урегулированных правилами, устанавливающими тот или иной вид юридического режима, в частности, речь идет о специальном правовом режиме наркотических средств и психотропных веществ, к ним Н.И. Пикуров относит и ст. 233 УК <1>, однако в ней речь идет о несколько ином характере отношений и, следовательно, юридический режим предмета не характеризует бланкетность данной диспозиции, а характеристика ее возможна через описание признаков объективной стороны, основным из которых выступает незаконность выдачи рецепта. Поэтому важно проанализировать законный порядок и основания выдачи. Основным нормативным правовым актом здесь является Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" (далее по тексту - Приказ Минздрава N 1094н) <2>, который в п. 7 фактически раскрывает содержание незаконности выдачи рецепта: медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний... а также на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 в п. 33 под незаконной выдачей рецепта, содержащего назначение наркотических средств или психотропных веществ, предлагает также понимать его оформление и выдачу без соответствующих медицинских показаний. Можно отметить некоторое терминологическое несоответствие между нормами Приказа Минздрава N 1094н, УК и разъяснениями, содержащимися в упомянутом Постановлении Пленума ВС РФ относительно определения деяния: в УК это - "выдача", а в Приказе Минздрава N 1094н речь идет о назначении лекарственных препаратов, что может помешать в установлении межотраслевых связей между данными предписаниями. Здравоохранительное законодательство крайне динамично, особенно в современный период, уголовный закон в этом отношении стабильнее, поэтому точного совпадения терминологии не требуется. Думаю, что термин "назначение лекарственного препарата" и "выдача рецепта" соотносятся как содержание и форма его выражения. Под назначением лекарственного препарата можно понимать его рекомендацию медицинским работником пациенту при наличии диагноза и медицинских показаний в целях оказании различных видов медицинской помощи с закреплением этой рекомендации в медицинской документации (медицинской карте, истории болезни). Выдача рецепта - это уже следующий этап, предполагающий оформление назначения лекарственного препарата в соответствии с установленным режимом его отпуска пациентам из фармацевтической организации. Уголовный закон использует термин "выдача" для описания деяния как факта перехода рецепта от медицинского работника к пациенту с появлением у последнего возможности получить наркотическое лекарственное средство посредством этого рецепта. Но для квалификации незаконной выдачи как оконченного преступления не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе такое средство или вещество согласно разъяснению Пленума ВС РФ.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Формулируя уголовно-правовые нормы, посягающие на урегулированные иными отраслями права общественные отношения, законодатель прибегает к конструированию диспозиции по бланкетному типу. Среди такого рода межотраслевых связей выделяется уголовно-правовая охрана отношений, урегулированных правилами, устанавливающими тот или иной вид юридического режима, в частности, речь идет о специальном правовом режиме наркотических средств и психотропных веществ, к ним Н.И. Пикуров относит и ст. 233 УК <1>, однако в ней речь идет о несколько ином характере отношений и, следовательно, юридический режим предмета не характеризует бланкетность данной диспозиции, а характеристика ее возможна через описание признаков объективной стороны, основным из которых выступает незаконность выдачи рецепта. Поэтому важно проанализировать законный порядок и основания выдачи. Основным нормативным правовым актом здесь является Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" (далее по тексту - Приказ Минздрава N 1094н) <2>, который в п. 7 фактически раскрывает содержание незаконности выдачи рецепта: медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний... а также на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 в п. 33 под незаконной выдачей рецепта, содержащего назначение наркотических средств или психотропных веществ, предлагает также понимать его оформление и выдачу без соответствующих медицинских показаний. Можно отметить некоторое терминологическое несоответствие между нормами Приказа Минздрава N 1094н, УК и разъяснениями, содержащимися в упомянутом Постановлении Пленума ВС РФ относительно определения деяния: в УК это - "выдача", а в Приказе Минздрава N 1094н речь идет о назначении лекарственных препаратов, что может помешать в установлении межотраслевых связей между данными предписаниями. Здравоохранительное законодательство крайне динамично, особенно в современный период, уголовный закон в этом отношении стабильнее, поэтому точного совпадения терминологии не требуется. Думаю, что термин "назначение лекарственного препарата" и "выдача рецепта" соотносятся как содержание и форма его выражения. Под назначением лекарственного препарата можно понимать его рекомендацию медицинским работником пациенту при наличии диагноза и медицинских показаний в целях оказании различных видов медицинской помощи с закреплением этой рекомендации в медицинской документации (медицинской карте, истории болезни). Выдача рецепта - это уже следующий этап, предполагающий оформление назначения лекарственного препарата в соответствии с установленным режимом его отпуска пациентам из фармацевтической организации. Уголовный закон использует термин "выдача" для описания деяния как факта перехода рецепта от медицинского работника к пациенту с появлением у последнего возможности получить наркотическое лекарственное средство посредством этого рецепта. Но для квалификации незаконной выдачи как оконченного преступления не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе такое средство или вещество согласно разъяснению Пленума ВС РФ.
Статья: Использование электронной подписи в сфере медицинской деятельности: нормативное регулирование, проблемные вопросы и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 78 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 78 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья: Продление и изменение разрешений и лицензий в сфере обращения лекарственных средств в 2023 году
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- аттестация медицинских и фармацевтических работников для получения квалификационной категории;
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- аттестация медицинских и фармацевтических работников для получения квалификационной категории;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информация в отношении отдельных этапов обращения лекарственных средств, а также реализации государственных гарантий в части лекарственного обеспечения содержится в различных государственных информационных системах. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - ЕИС) предполагает сбор и хранение информации о лекарственном обеспечении граждан <492>. Одной из задач ЕИС является передача сведений о выданных рецептах на лекарственные средства из информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций, а также осуществление мониторинга и контроля закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе путем взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок. С целью достижения поставленных задач ЕИС содержит отдельную подсистему, объединяющую различные реестры лекарственных препаратов <493>. В частности, подсистема объединяет государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения; государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП; реестр выданных разрешений на проведение клинических исследований. Информация в отношении исследователей, осуществляющих клинические исследования лекарственных препаратов, содержится в другой подсистеме - Федеральном регистре медицинских работников. Программно-технические требования, предъявляемые к обеспечению функционирования ЕИС, предполагают, что технические средства должны располагаться на территории Российской Федерации, а также иметь сертификаты соответствия требованиям по безопасности информации, выданные Федеральной службой безопасности РФ и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. При этом никаких дополнительных требований в части хранения информации, представленной в указанных реестрах, не предусмотрено.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информация в отношении отдельных этапов обращения лекарственных средств, а также реализации государственных гарантий в части лекарственного обеспечения содержится в различных государственных информационных системах. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - ЕИС) предполагает сбор и хранение информации о лекарственном обеспечении граждан <492>. Одной из задач ЕИС является передача сведений о выданных рецептах на лекарственные средства из информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций, а также осуществление мониторинга и контроля закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе путем взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок. С целью достижения поставленных задач ЕИС содержит отдельную подсистему, объединяющую различные реестры лекарственных препаратов <493>. В частности, подсистема объединяет государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения; государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП; реестр выданных разрешений на проведение клинических исследований. Информация в отношении исследователей, осуществляющих клинические исследования лекарственных препаратов, содержится в другой подсистеме - Федеральном регистре медицинских работников. Программно-технические требования, предъявляемые к обеспечению функционирования ЕИС, предполагают, что технические средства должны располагаться на территории Российской Федерации, а также иметь сертификаты соответствия требованиям по безопасности информации, выданные Федеральной службой безопасности РФ и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. При этом никаких дополнительных требований в части хранения информации, представленной в указанных реестрах, не предусмотрено.