ВыБоры депутатов законодательного собрания
Подборка наиболее важных документов по запросу ВыБоры депутатов законодательного собрания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип народовластия и активное избирательное право военнослужащих на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации
(Герасимова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)<10> Уставный закон от 16 сентября 2010 г. N 497 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области" // СПС "КонсультантПлюс".
(Герасимова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)<10> Уставный закон от 16 сентября 2010 г. N 497 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Нарушения требований законодательства о политических партиях при проведении партийного мероприятия как основания для отказа в заверении списка кандидатов на выборах депутатов регионального парламента: некоторые правовые позиции Верховного Суда РФ
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Также в случае выдвижения партийного списка судебная практика указывает на необходимость осуществления избирательной комиссией проверки на предмет проведения на соответствующем партийном мероприятии как тайного голосования по конкретным кандидатурам, включенным в список, так и тайного голосования за список в целом. В Апелляционном определении от 6 августа 2018 г. N 72-АПГ18-12 <15> Верховный Суд РФ пришел к выводу, что согласно положениям п. 2 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, п. 2, 4 ст. 25 Федерального закона N 95-ФЗ выдвижение списка кандидатов осуществляется тайным голосованием за список в целом. При этом, исследуя процедуру выдвижения на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва списка кандидатов региональным отделением ВПП "Партия дела" в Забайкальском крае, суд установил, что на общем собрании указанного избирательного объединения было осуществлено тайное голосование по каждой конкретной кандидатуре, вместе с тем за список в целом голосование не проводилось. Соответственно, остается неясным, были ли согласны участники общего собрания с выдвижением списка кандидатов для участия в выборах. Таким образом, избирательная комиссия Забайкальского края правомерно отказала избирательному объединению в заверении выдвинутого списка кандидатов.
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Также в случае выдвижения партийного списка судебная практика указывает на необходимость осуществления избирательной комиссией проверки на предмет проведения на соответствующем партийном мероприятии как тайного голосования по конкретным кандидатурам, включенным в список, так и тайного голосования за список в целом. В Апелляционном определении от 6 августа 2018 г. N 72-АПГ18-12 <15> Верховный Суд РФ пришел к выводу, что согласно положениям п. 2 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, п. 2, 4 ст. 25 Федерального закона N 95-ФЗ выдвижение списка кандидатов осуществляется тайным голосованием за список в целом. При этом, исследуя процедуру выдвижения на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва списка кандидатов региональным отделением ВПП "Партия дела" в Забайкальском крае, суд установил, что на общем собрании указанного избирательного объединения было осуществлено тайное голосование по каждой конкретной кандидатуре, вместе с тем за список в целом голосование не проводилось. Соответственно, остается неясным, были ли согласны участники общего собрания с выдвижением списка кандидатов для участия в выборах. Таким образом, избирательная комиссия Забайкальского края правомерно отказала избирательному объединению в заверении выдвинутого списка кандидатов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15. Избрание депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15. Избрание депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008 года N 4-П "По делу о проверке конституционности подпункта "л" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" в связи с жалобой общественного объединения "Политическая партия "Союз правых сил"
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008 года N 4-П "По делу о проверке конституционности подпункта "л" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" в связи с жалобой общественного объединения "Политическая партия "Союз правых сил"
Статья: Подписной лист как средство отражения воли избирателей (модель 2020 г., г. Новосибирск)
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)В июне 2020 г. исполнилось 18 лет с момента принятия Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" <1>. За этот период многие его положения достаточно часто корректировались. В начале текущего десятилетия наиболее серьезные изменения претерпел институт поддержки выдвижения кандидатов (списков кандидатов) <2>, закрепляющий регистрационные барьеры, адекватность которых оказывает существенное влияние на формирование доверия к результатам выборов <3>. В этом контексте представляет интерес подписной лист как средство отражения волеизъявления избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), его форма и содержание. В последнее время практика регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основании собранных подписей получила достаточно широкое распространение. Так, на выборах депутатов Законодательного Собрания НСО, депутатов Совета депутатов г. Новосибирска и (июнь - сентябрь 2020 г.) на основании предоставления подписей было зарегистрировано 7 (отказано 40) и 95 (отказано 80) кандидатов соответственно. По единому областному округу на основании предоставления подписей избирателей получили регистрацию 5 избирательных объединений (было отказано одному). При этом хочется отметить, что в отношении формы, содержания, роли подписного листа в обеспечении реализации избирательных прав граждан позиция законодателя, и, как следствие, - правоприменителя, менялась неоднократно, что я уже отмечал в одной из своих публикаций, изданной восемь лет назад <4>.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)В июне 2020 г. исполнилось 18 лет с момента принятия Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" <1>. За этот период многие его положения достаточно часто корректировались. В начале текущего десятилетия наиболее серьезные изменения претерпел институт поддержки выдвижения кандидатов (списков кандидатов) <2>, закрепляющий регистрационные барьеры, адекватность которых оказывает существенное влияние на формирование доверия к результатам выборов <3>. В этом контексте представляет интерес подписной лист как средство отражения волеизъявления избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), его форма и содержание. В последнее время практика регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основании собранных подписей получила достаточно широкое распространение. Так, на выборах депутатов Законодательного Собрания НСО, депутатов Совета депутатов г. Новосибирска и (июнь - сентябрь 2020 г.) на основании предоставления подписей было зарегистрировано 7 (отказано 40) и 95 (отказано 80) кандидатов соответственно. По единому областному округу на основании предоставления подписей избирателей получили регистрацию 5 избирательных объединений (было отказано одному). При этом хочется отметить, что в отношении формы, содержания, роли подписного листа в обеспечении реализации избирательных прав граждан позиция законодателя, и, как следствие, - правоприменителя, менялась неоднократно, что я уже отмечал в одной из своих публикаций, изданной восемь лет назад <4>.
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: региональный уровень
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Стоит заметить, что, согласно ст. 3 Закона г. Севастополя от 30 апреля 2014 г. (ред. от 29.05.2020) "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" <4>, 16 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, а 8 депутатов по одномандатным избирательным округам. Однако по ст. 3 Закона г. Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 г. N 81-6 (ред. от 21.05.2021) "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" по пропорциональной избирательной системе и по одномандатным округам избирается по 25 депутатов (по 50%), т.е. данный город федерального значения не воспользовался предоставленным ему действовавшим до недавнего времени законом правом (в отличие от Москвы) - возможно, в Севастополе тоже не стали выделяться и выбрали смешанную избирательную систему. Так или иначе, федеральному законодателю стоило либо уравнять Севастополь в правах с остальными городами федерального значения, либо вовсе убрать ограничение в 25% для всех субъектов Российской Федерации, либо убрать исключение для Москвы и Санкт-Петербурга <5>. В декабре 2021 г. при принятии ФЗ N 414 был выбран смешанный вариант: было убрано ограничение для всех субъектов Российской Федерации, но для городов федерального значения оставили особенности (до конца неясно, какие).
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Стоит заметить, что, согласно ст. 3 Закона г. Севастополя от 30 апреля 2014 г. (ред. от 29.05.2020) "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" <4>, 16 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, а 8 депутатов по одномандатным избирательным округам. Однако по ст. 3 Закона г. Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 г. N 81-6 (ред. от 21.05.2021) "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" по пропорциональной избирательной системе и по одномандатным округам избирается по 25 депутатов (по 50%), т.е. данный город федерального значения не воспользовался предоставленным ему действовавшим до недавнего времени законом правом (в отличие от Москвы) - возможно, в Севастополе тоже не стали выделяться и выбрали смешанную избирательную систему. Так или иначе, федеральному законодателю стоило либо уравнять Севастополь в правах с остальными городами федерального значения, либо вовсе убрать ограничение в 25% для всех субъектов Российской Федерации, либо убрать исключение для Москвы и Санкт-Петербурга <5>. В декабре 2021 г. при принятии ФЗ N 414 был выбран смешанный вариант: было убрано ограничение для всех субъектов Российской Федерации, но для городов федерального значения оставили особенности (до конца неясно, какие).
Статья: Ликвидация политических партий в России за неучастие в выборах: анализ судебной практики 2019 - 2021 гг.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Из 28 ликвидированных за неучастие в выборах политических партий принудительная ликвидация 11 из них была осуществлена в 2019 г., 15 - в 2020 г., 2 - в 2021 г. (см. табл.). Среди ликвидированных по данному основанию партий ни одна не принимала участия в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ. 18 из 26 партий не принимали участие в выборах высшего должностного лица субъекта РФ, 5 - в выборах депутатов законодательных собраний субъектов РФ, а одна партия ни разу не принимала участие ни в каких выборах (см. табл.).
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Из 28 ликвидированных за неучастие в выборах политических партий принудительная ликвидация 11 из них была осуществлена в 2019 г., 15 - в 2020 г., 2 - в 2021 г. (см. табл.). Среди ликвидированных по данному основанию партий ни одна не принимала участия в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ. 18 из 26 партий не принимали участие в выборах высшего должностного лица субъекта РФ, 5 - в выборах депутатов законодательных собраний субъектов РФ, а одна партия ни разу не принимала участие ни в каких выборах (см. табл.).
Статья: Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере избирательных правоотношений: современные конституционно-правовые модели
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)<6> Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области" // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700; Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9 ноября 1995 года)" // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2383.
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)<6> Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области" // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700; Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9 ноября 1995 года)" // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2383.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)<5> Назначенные на 7 июня 2020 г. и отложенные по решению ЦИК РФ дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 1 не были возобновлены.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)<5> Назначенные на 7 июня 2020 г. и отложенные по решению ЦИК РФ дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 1 не были возобновлены.
Статья: Правовая природа и система актов государственной экологической политики
(Краснова И.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)<22> Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1997 N 7-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 02.03.1996 N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21.02.1996 "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17.10.1995 "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 09.11.1995)" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 4.
(Краснова И.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)<22> Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1997 N 7-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 02.03.1996 N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21.02.1996 "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17.10.1995 "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 09.11.1995)" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 4.
Статья: Компетенционная легальность нормативного регулирования выборов в Российской Федерации: современное состояние и проблемы обеспечения
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Например, в рамках процессов объединения субъектов Российской Федерации выборы в законодательные органы власти образованных новых субъектов Российской Федерации регламентировались указами Президента Российской Федерации, которые принимались на основании положений соответствующих федеральных конституционных законов (см., например: ч. 5 ст. 11 Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" и Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 913 "Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва").
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Например, в рамках процессов объединения субъектов Российской Федерации выборы в законодательные органы власти образованных новых субъектов Российской Федерации регламентировались указами Президента Российской Федерации, которые принимались на основании положений соответствующих федеральных конституционных законов (см., например: ч. 5 ст. 11 Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" и Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 913 "Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва").
Статья: Устав политической партии как нормативная основа реализации пассивного избирательного права
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)<18> Постановление КС РФ от 9 ноября 2009 г. N 16-П по делу о проверке конституционности п. 32 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подп. "к" п. 2 ст. 21 Федерального закона "О политических партиях", ч. 3 ст. 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и ч. 1 ст. 259 ГПК РФ.
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)<18> Постановление КС РФ от 9 ноября 2009 г. N 16-П по делу о проверке конституционности п. 32 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подп. "к" п. 2 ст. 21 Федерального закона "О политических партиях", ч. 3 ст. 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и ч. 1 ст. 259 ГПК РФ.
Статья: Динамизм развития электоральных правоотношений партий и кандидатов
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)<21> См., например: Законы Краснодарского края от 21 августа 2007 г. N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края", от 26 декабря 2005 г. N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)<21> См., например: Законы Краснодарского края от 21 августа 2007 г. N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края", от 26 декабря 2005 г. N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".