Выбоины в дорожном покрытии
Подборка наиболее важных документов по запросу Выбоины в дорожном покрытии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Обязанность подрядчика приостановить работы
(КонсультантПлюс, 2025)...эксперты пришли к следующим выводам: причинами возникновения недостатков в виде выбоин, просадок, износа, впадин, колейности на поверхности асфальтобетонного покрытия и иных на... мосту, на подъездах к нему и под путепроводом... являются несоответствие фактической интенсивности движения проектной категории дороги, то есть превышение проектной нагрузки на дорогу, и разрушение бетонного основания дороги вследствие циклического морозного разрушения увлажненного основания. Наиболее вероятной причиной замачивания защитного слоя бетона является необеспеченный водоотвод с мостового полотна в уровне гидроизоляционного слоя, связанный с наличием на нем локальных неровностей вогнутого профиля - мест застоя воды. Дислокация дефектных мест асфальтобетонного покрытия в продольном направлении моста совпадает с местами расположения неровностей на защитном слое бетона. Ливневая канализация отсутствует, осуществляется поперечный отвод... Прочие влияющие факторы являются релевантными условиями, но не причинами обнаруженных дефектов; недостатки выполненных работ, которые возникли по причине некачественного выполнения работ ответчиком, в данном случае отсутствуют. Причины выявленных недостатков возникли по не зависящим от подрядчика обстоятельствам.
(КонсультантПлюс, 2025)...эксперты пришли к следующим выводам: причинами возникновения недостатков в виде выбоин, просадок, износа, впадин, колейности на поверхности асфальтобетонного покрытия и иных на... мосту, на подъездах к нему и под путепроводом... являются несоответствие фактической интенсивности движения проектной категории дороги, то есть превышение проектной нагрузки на дорогу, и разрушение бетонного основания дороги вследствие циклического морозного разрушения увлажненного основания. Наиболее вероятной причиной замачивания защитного слоя бетона является необеспеченный водоотвод с мостового полотна в уровне гидроизоляционного слоя, связанный с наличием на нем локальных неровностей вогнутого профиля - мест застоя воды. Дислокация дефектных мест асфальтобетонного покрытия в продольном направлении моста совпадает с местами расположения неровностей на защитном слое бетона. Ливневая канализация отсутствует, осуществляется поперечный отвод... Прочие влияющие факторы являются релевантными условиями, но не причинами обнаруженных дефектов; недостатки выполненных работ, которые возникли по причине некачественного выполнения работ ответчиком, в данном случае отсутствуют. Причины выявленных недостатков возникли по не зависящим от подрядчика обстоятельствам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель предъявить иск о понуждении арендатора произвести ремонт арендованного имущества, если оно возвращено в худшем состоянии, чем было передано
(КонсультантПлюс, 2025)В результате осмотра установлено, что зданию причинен ущерб, в частности: "в банном зале и бассейне система отопления демонтирована. В парилке отсутствует нагревательный прибор. В бассейне из стены выступают полиэтиленовые трубы диаметром 50 мм и 20 мм без запорной арматуры, радиатор отопления демонтирован, отопительные приборы в помещении отсутствуют. В помещении электрокотельной трубы холодного и горячего водоснабжения проходят через стену в помещения бани и прачечной, отопление отсутствует. Горячее водоснабжение поступает в здание до задвижки (задвижка теплая). Стены, потолки, окна требуют косметического ремонта (побелка, окраска). В подсобных помещениях имеются водяные радиаторы в нерабочем состоянии. В санузле отсутствует унитаз, мойка в наличии, вода отсутствует. В помещениях прачечного отделения требуется косметический ремонт, на стенах и потолке отслоение краски и побелки. Во всех помещениях имеются водяные радиаторы, поврежденные с трещинами и выбоинами (разморожены), в нерабочем состоянии. Отопление отключено. В санузле унитаз в нерабочем состоянии, отсутствуют запорная арматура сливного бачка и крышка".
Вправе ли арендодатель предъявить иск о понуждении арендатора произвести ремонт арендованного имущества, если оно возвращено в худшем состоянии, чем было передано
(КонсультантПлюс, 2025)В результате осмотра установлено, что зданию причинен ущерб, в частности: "в банном зале и бассейне система отопления демонтирована. В парилке отсутствует нагревательный прибор. В бассейне из стены выступают полиэтиленовые трубы диаметром 50 мм и 20 мм без запорной арматуры, радиатор отопления демонтирован, отопительные приборы в помещении отсутствуют. В помещении электрокотельной трубы холодного и горячего водоснабжения проходят через стену в помещения бани и прачечной, отопление отсутствует. Горячее водоснабжение поступает в здание до задвижки (задвижка теплая). Стены, потолки, окна требуют косметического ремонта (побелка, окраска). В подсобных помещениях имеются водяные радиаторы в нерабочем состоянии. В санузле отсутствует унитаз, мойка в наличии, вода отсутствует. В помещениях прачечного отделения требуется косметический ремонт, на стенах и потолке отслоение краски и побелки. Во всех помещениях имеются водяные радиаторы, поврежденные с трещинами и выбоинами (разморожены), в нерабочем состоянии. Отопление отключено. В санузле унитаз в нерабочем состоянии, отсутствуют запорная арматура сливного бачка и крышка".
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)6. Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)6. Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги.
Статья: Гражданско-правовые презумпции, возлагающие обязанность доказывания на ответчика
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Данная презумпция влечет очевидные преимущества для истцов, чьи требования основаны на неисправности контрагента, вина которого учитывается при привлечении к ответственности, либо на причинении вреда. Для наглядности приведем пример практических последствий презумпции вины делинквента. При причинении вреда вследствие наезда транспортного средства на дефект дорожного покрытия (выбоину) потерпевшему достаточно представить доказательства соответствующего события и подтвердить размер ущерба. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по доказыванию отсутствия вины за вред, причиненный автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги. Равно при причинении ущерба падением дерева на автомобиль потерпевшему достаточно представить доказательства данного события и подтвердить размер ущерба. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на субъекте, в обязанность которого входит выявление аварийных деревьев на соответствующей территории и проведение необходимых работ.
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Данная презумпция влечет очевидные преимущества для истцов, чьи требования основаны на неисправности контрагента, вина которого учитывается при привлечении к ответственности, либо на причинении вреда. Для наглядности приведем пример практических последствий презумпции вины делинквента. При причинении вреда вследствие наезда транспортного средства на дефект дорожного покрытия (выбоину) потерпевшему достаточно представить доказательства соответствующего события и подтвердить размер ущерба. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по доказыванию отсутствия вины за вред, причиненный автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги. Равно при причинении ущерба падением дерева на автомобиль потерпевшему достаточно представить доказательства данного события и подтвердить размер ущерба. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на субъекте, в обязанность которого входит выявление аварийных деревьев на соответствующей территории и проведение необходимых работ.
Статья: Право велосипедистов на безопасное перемещение по велополосам: проблемы с реализацией права и пути их разрешения
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)3. Если дорожное покрытие изношено (ямы и выбоины) или на дороге имеются резкие перепады в уровне (люки, ливнеспуски, водостоки), велосипедисты оказываются перед выбором - рисковать повредить велосипед или объехать препятствие, что может быть неожиданно для других участников движения и опасно в первую очередь для самих велосипедистов. При организации велополос подобные нарушения дорожного покрытия необходимо исправлять. При обслуживании дорог и текущем ремонте больший приоритет должны иметь велосипедные полосы, поскольку на велосипедистах поврежденное дорожное покрытие сказывается сильнее, нежели на автотранспорте.
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)3. Если дорожное покрытие изношено (ямы и выбоины) или на дороге имеются резкие перепады в уровне (люки, ливнеспуски, водостоки), велосипедисты оказываются перед выбором - рисковать повредить велосипед или объехать препятствие, что может быть неожиданно для других участников движения и опасно в первую очередь для самих велосипедистов. При организации велополос подобные нарушения дорожного покрытия необходимо исправлять. При обслуживании дорог и текущем ремонте больший приоритет должны иметь велосипедные полосы, поскольку на велосипедистах поврежденное дорожное покрытие сказывается сильнее, нежели на автотранспорте.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом судебных споров также является отнесение тех или иных объектов к объектам дорожного сервиса <1>, выявление собственника автомобильной дороги <2> и др. Мировые судьи, ссылаясь на то, что к полномочиям местной администрации относится осуществление муниципального контроля, привлекают должностных лиц к ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги (наличие выбоин на проезжей части, снежный накат на дороге, отсутствие дорожных знаков, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)) <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом судебных споров также является отнесение тех или иных объектов к объектам дорожного сервиса <1>, выявление собственника автомобильной дороги <2> и др. Мировые судьи, ссылаясь на то, что к полномочиям местной администрации относится осуществление муниципального контроля, привлекают должностных лиц к ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги (наличие выбоин на проезжей части, снежный накат на дороге, отсутствие дорожных знаков, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)) <3>.
Статья: Текущий и капитальный ремонт нежилого здания: понятие, отличия, порядок проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В указанный Перечень работ, в частности, включены подстановка на растворе отдельных выпавших или отставших от старого раствора камней в фундаментных стенах с внутренней стороны подвальных помещений (п. 1.3), заделка выбоин в бетонных и каменных ступенях, на лестничных площадках и в пандусах (п. 7.1) и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В указанный Перечень работ, в частности, включены подстановка на растворе отдельных выпавших или отставших от старого раствора камней в фундаментных стенах с внутренней стороны подвальных помещений (п. 1.3), заделка выбоин в бетонных и каменных ступенях, на лестничных площадках и в пандусах (п. 7.1) и др.
Готовое решение: Что такое грубая неосторожность потерпевшего и как она влияет на возмещение вреда
(КонсультантПлюс, 2025)автомобиль попал в выбоину на дороге и был поврежден. Однако водитель видел препятствие, имел возможность остановиться, но пренебрег возникшей угрозой (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2021 N 88-1486/2021);
(КонсультантПлюс, 2025)автомобиль попал в выбоину на дороге и был поврежден. Однако водитель видел препятствие, имел возможность остановиться, но пренебрег возникшей угрозой (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2021 N 88-1486/2021);
Статья: Ответственность заказчика за вред, причиненный третьим лицам при выполнении строительных работ
(Артеменков С.В., Кравец В.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Вещно-правовой аргумент использовался для обоснования ответственности заказчика в Определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 г. N 88-11141/2023 <7>. Истица требовала возмещения вреда, причиненного ее транспортному средству в результате ДТП, которое произошло на территории АЗС в результате съезда в выбоину ремонтируемого дорожного полотна. Ремонт дорожного покрытия на АЗС проводило ООО "Строй-Стандарт" (подрядчик) на основании договора подряда, заключенного с ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (заказчик). Суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, отказал в привлечении заказчика к солидарной ответственности. Суд кассационной инстанции не согласился с выводами судов, указав, что ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" является собственником АЗС, а соответственно, на основании ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Бремя содержания предполагает также ответственность собственника за ущерб, причиненный в результате ненадлежащего содержания имущества.
(Артеменков С.В., Кравец В.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Вещно-правовой аргумент использовался для обоснования ответственности заказчика в Определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 г. N 88-11141/2023 <7>. Истица требовала возмещения вреда, причиненного ее транспортному средству в результате ДТП, которое произошло на территории АЗС в результате съезда в выбоину ремонтируемого дорожного полотна. Ремонт дорожного покрытия на АЗС проводило ООО "Строй-Стандарт" (подрядчик) на основании договора подряда, заключенного с ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (заказчик). Суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, отказал в привлечении заказчика к солидарной ответственности. Суд кассационной инстанции не согласился с выводами судов, указав, что ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" является собственником АЗС, а соответственно, на основании ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Бремя содержания предполагает также ответственность собственника за ущерб, причиненный в результате ненадлежащего содержания имущества.
Статья: Ремонт подъезда многоквартирного дома
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- заделка выбоин, трещин ступеней лестниц и площадок;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- заделка выбоин, трещин ступеней лестниц и площадок;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11) цементные, бетонные и асфальтовые полы (заделка выбоин и трещин), если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией, и др.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11) цементные, бетонные и асфальтовые полы (заделка выбоин и трещин), если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией, и др.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из данного судебного акта следует, что садовое некоммерческое товарищество, а также несколько его членов обратились в суд с административным исковым заявлением о возложении на комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству местной администрации обязанности принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования автомобильную дорогу к садовому товариществу от близлежащего населенного пункта, провести паспортизацию и ремонт данной дороги, обеспечить надлежащее содержание дороги в соответствии с обязательными требованиями. В обоснование заявленных требований было указано, что спорная автомобильная дорога является единственным транспортным проездом к садовому товариществу, но она находится в состоянии, не отвечающем требованиям безопасности, - имеются неровности, выбоины, колейность, дорога не имеет паспорта.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из данного судебного акта следует, что садовое некоммерческое товарищество, а также несколько его членов обратились в суд с административным исковым заявлением о возложении на комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству местной администрации обязанности принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования автомобильную дорогу к садовому товариществу от близлежащего населенного пункта, провести паспортизацию и ремонт данной дороги, обеспечить надлежащее содержание дороги в соответствии с обязательными требованиями. В обоснование заявленных требований было указано, что спорная автомобильная дорога является единственным транспортным проездом к садовому товариществу, но она находится в состоянии, не отвечающем требованиям безопасности, - имеются неровности, выбоины, колейность, дорога не имеет паспорта.