Введение потребителя в заблуждение коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Введение потребителя в заблуждение коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ"Таким образом, для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.7, частями 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ необходимо установить на основании достоверных и достаточных доказательств факт введения потребителя в заблуждение, нарушения права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, а также факт выключения в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ"Формами обмана потребителя являются обмеривание, обвешивание, обсчет, либо иной обман потребителя. Указанный в названной статье иной обман потребителей предполагает иные (помимо прямо указанных в диспозиции части 1 статьи 14.7 КоАП РФ действий) умышленные действия по введению потребителя в заблуждение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Введение этих положений поставило перед судами вопрос о возможности признания служб заказа легкового такси владельцами агрегаторов информации. Примерно до середины 2022 года суды давали на него утвердительный ответ в делах, связанных с привлечением служб заказа к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ за введение потребителей в заблуждение относительно качества и безопасности услуг по перевозке при недоведении до потребителей информации о наличии или отсутствии у водителя разрешения на осуществление перевозок такси <20>. Однако осенью 2022 года в нескольких решениях суды не признали службы заказа такси владельцами агрегаторов информации и субъектами ответственности по ч. 2 ст. 14.7 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ <21>. Так, Арбитражный суд Московского округа посчитал, что "общество не отвечает определению владельца агрегатора информации, поскольку мобильное приложение не позволяет произвести предварительную оплату, перевозчику разместить предложение о заключении договора фрахтования, исполнителям/потребителям заключить договор возмездного оказания услуг (перевозки)" <22>.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Введение этих положений поставило перед судами вопрос о возможности признания служб заказа легкового такси владельцами агрегаторов информации. Примерно до середины 2022 года суды давали на него утвердительный ответ в делах, связанных с привлечением служб заказа к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ за введение потребителей в заблуждение относительно качества и безопасности услуг по перевозке при недоведении до потребителей информации о наличии или отсутствии у водителя разрешения на осуществление перевозок такси <20>. Однако осенью 2022 года в нескольких решениях суды не признали службы заказа такси владельцами агрегаторов информации и субъектами ответственности по ч. 2 ст. 14.7 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ <21>. Так, Арбитражный суд Московского округа посчитал, что "общество не отвечает определению владельца агрегатора информации, поскольку мобильное приложение не позволяет произвести предварительную оплату, перевозчику разместить предложение о заключении договора фрахтования, исполнителям/потребителям заключить договор возмездного оказания услуг (перевозки)" <22>.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)18. Обман потребителей, а именно: обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей. Штраф от 10 000 до 30 000 рублей (п. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)18. Обман потребителей, а именно: обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей. Штраф от 10 000 до 30 000 рублей (п. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, -
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Под смешением следует понимать ситуацию, когда потребитель одного товара (товара одного производителя) отождествляет его с другим товаром (товаром другого производителя) либо допускает, несмотря на заметные отличия, возможность производства двух указанных товаров одним лицом. Таким образом, при смешении возникает риск введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Под смешением следует понимать ситуацию, когда потребитель одного товара (товара одного производителя) отождествляет его с другим товаром (товаром другого производителя) либо допускает, несмотря на заметные отличия, возможность производства двух указанных товаров одним лицом. Таким образом, при смешении возникает риск введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара.
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В случае обмана потребителя применяются положения ст. 14.7 КоАП РФ, предусматривающие ответственность в том числе за обсчет (ч. 1) и введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги (ч. 2). К нарушениям, охватываемым ст. 14.39, ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ не применяется.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В случае обмана потребителя применяются положения ст. 14.7 КоАП РФ, предусматривающие ответственность в том числе за обсчет (ч. 1) и введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги (ч. 2). К нарушениям, охватываемым ст. 14.39, ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ не применяется.
Ситуация: Что такое обман потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обман потребителя - это обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара и другие противоправные действия, нарушающие его права.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обман потребителя - это обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара и другие противоправные действия, нарушающие его права.
Статья: Эволюция законодательства об административной ответственности за нарушение прав потребителей
(Чагина Е.М., Лубянникова А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Следует обратить внимание на проблему определения соотношения данного состава с рассматриваемым выше введением потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара. Достоверная и полная информация о последних в обязательном порядке должна быть предоставлена потребителю (ст. 10 Закона N 2300-1), и в данном контексте ее искажение в принципе может быть расценено как нарушение права потребителя на получение достоверной информации. На практике по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ чаще привлекают к ответственности в тех случаях, когда имеет место сообщение потребителю не соответствующей действительности информации о товаре или услуге (см., напр., Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2021 по делу N 88-19583/2021; Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.05.2023 N 88-8807/2023 по делу N 2-5673/2022; Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.06.2023 по делу N 88-13561/2023). В случае же, когда определенная информация о товаре или услуге была утаена от потребителя, возможно привлечение виновного лица к ответственности одновременно по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за собственно недоведение до сведения потребителя информации, предоставление ему которой обязательно по закону, а также по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ, если указанные действия были связаны с введением его в заблуждение относительно потребительских свойств товара или услуги (см., напр., Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2024 N 88-9133/2024).
(Чагина Е.М., Лубянникова А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Следует обратить внимание на проблему определения соотношения данного состава с рассматриваемым выше введением потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара. Достоверная и полная информация о последних в обязательном порядке должна быть предоставлена потребителю (ст. 10 Закона N 2300-1), и в данном контексте ее искажение в принципе может быть расценено как нарушение права потребителя на получение достоверной информации. На практике по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ чаще привлекают к ответственности в тех случаях, когда имеет место сообщение потребителю не соответствующей действительности информации о товаре или услуге (см., напр., Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2021 по делу N 88-19583/2021; Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.05.2023 N 88-8807/2023 по делу N 2-5673/2022; Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.06.2023 по делу N 88-13561/2023). В случае же, когда определенная информация о товаре или услуге была утаена от потребителя, возможно привлечение виновного лица к ответственности одновременно по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за собственно недоведение до сведения потребителя информации, предоставление ему которой обязательно по закону, а также по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ, если указанные действия были связаны с введением его в заблуждение относительно потребительских свойств товара или услуги (см., напр., Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2024 N 88-9133/2024).
Статья: Биологически активные добавки (БАД)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом из рекламы, содержащей несколько объектов рекламирования, должно четко следовать, что вышеуказанное предупреждение относится к такому объекту рекламирования (биологически активной добавке), в отношении которого ст. 25 Закона о рекламе установлены специальное требование и ограничение во избежание введения потребителя рекламы в заблуждение.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом из рекламы, содержащей несколько объектов рекламирования, должно четко следовать, что вышеуказанное предупреждение относится к такому объекту рекламирования (биологически активной добавке), в отношении которого ст. 25 Закона о рекламе установлены специальное требование и ограничение во избежание введения потребителя рекламы в заблуждение.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 12, 13 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, владелец агрегатора) несет повышенную ответственность за ненадлежащую информацию (ее несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной или неполной информации). Согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей у потребителя возникают дополнительные права в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом (право на замену, безвозмездное устранение недостатков, уменьшение покупной цены и т.д. при полном возмещении убытков в установленные сроки). Наконец, гл. 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" предусмотрена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ), а также нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей продавец обязан предоставлять информацию в условиях повышенных требований к ее содержанию и получению потребителями.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 12, 13 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, владелец агрегатора) несет повышенную ответственность за ненадлежащую информацию (ее несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной или неполной информации). Согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей у потребителя возникают дополнительные права в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом (право на замену, безвозмездное устранение недостатков, уменьшение покупной цены и т.д. при полном возмещении убытков в установленные сроки). Наконец, гл. 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" предусмотрена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ), а также нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей продавец обязан предоставлять информацию в условиях повышенных требований к ее содержанию и получению потребителями.
Статья: Розничный инвестор на рынке ценных бумаг: договор с брокером
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 9)<72> См.: ст. 14.8 КоАП РФ.
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 9)<72> См.: ст. 14.8 КоАП РФ.
Статья: Нормативная база для экспертизы на предмет сходства до степени смешения с целью правоприменения статей 14.10 КоАП РФ и 180 УК РФ
(Щегринцев С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 11)Вопрос о том, правомерно ли (при допущении указанной выше косвенной аналогии закона в Постановлении Пленума ВАС РФ N 11) применение указанных административно-процедурных правил экспертизы обозначений, заявленных на регистрацию в качестве ТЗ/ЗО или НМПТ, для судебной экспертизы по ст. 14.10 КоАП РФ упирается в статус этих правил: нормативные правила [4, 6] носят общеобязательный статус, однако содержат признаки сходства обозначений, однородности товаров и вероятности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в свернутом (трудноприменимом) виде (далее - нормативные правила); правила [5, 7], привязаны к нормативным правилам <5> и носят характер методик (конкретного алгоритма применения указанных нормативных правил на практике), но применимы с точки зрения закона только в рамках экспертных процедур в Роспатенте (далее - методические правила). Представляется, что для легитимации указанных методических правил в качестве инструмента судебной экспертизы следует учитывать их научную обоснованность и неразрывную связь с указанными нормативными правилами.
(Щегринцев С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 11)Вопрос о том, правомерно ли (при допущении указанной выше косвенной аналогии закона в Постановлении Пленума ВАС РФ N 11) применение указанных административно-процедурных правил экспертизы обозначений, заявленных на регистрацию в качестве ТЗ/ЗО или НМПТ, для судебной экспертизы по ст. 14.10 КоАП РФ упирается в статус этих правил: нормативные правила [4, 6] носят общеобязательный статус, однако содержат признаки сходства обозначений, однородности товаров и вероятности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в свернутом (трудноприменимом) виде (далее - нормативные правила); правила [5, 7], привязаны к нормативным правилам <5> и носят характер методик (конкретного алгоритма применения указанных нормативных правил на практике), но применимы с точки зрения закона только в рамках экспертных процедур в Роспатенте (далее - методические правила). Представляется, что для легитимации указанных методических правил в качестве инструмента судебной экспертизы следует учитывать их научную обоснованность и неразрывную связь с указанными нормативными правилами.
Вопрос: Какую ответственность несет владелец сайта за информацию, размещенную на сайте?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции (ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции (ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ);
Вопрос: Как оформить ценник на товар?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, указание в ценнике двух цен (со скидкой и без скидки) не запрещено, однако, в случае если такое оформление вводит потребителя в заблуждение, продавец может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.15 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, указание в ценнике двух цен (со скидкой и без скидки) не запрещено, однако, в случае если такое оформление вводит потребителя в заблуждение, продавец может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.15 КоАП РФ.
Вопрос: Несет ли агрегатор такси ответственность перед пассажиром за вред, причиненный в процессе перевозки?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность может наступить и по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ - за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества соответствующей услуги (Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2021 N 302-ЭС21-14968 и Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.05.2021 N Ф02-1922/2021 по делу N А10-5005/2020).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность может наступить и по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ - за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества соответствующей услуги (Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2021 N 302-ЭС21-14968 и Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.05.2021 N Ф02-1922/2021 по делу N А10-5005/2020).