Вручение протокола осмотра налогоплательщику
Подборка наиболее важных документов по запросу Вручение протокола осмотра налогоплательщику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2025 N 20АП-2431/2025 по делу N А62-12088/2023
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 3 статьи 122 НК РФ в части доначисления НДС, об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Протокол осмотра, проведенный 09.06.2023 (после вручения налогоплательщику акта и решения по итогам КНП) нотариусом Камышной Т.А. по адресу: г. Москва, ул. Нижняя, д. 14 стр. 7, не подтверждает факт ведения финансово-хозяйственной деятельности ООО "Регион Паллет" в проверяемом периоде 2 квартал 2022 года, и не опровергает установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии контрагента по адресу регистрации, а также отсутствии у него складских помещений.
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 3 статьи 122 НК РФ в части доначисления НДС, об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Протокол осмотра, проведенный 09.06.2023 (после вручения налогоплательщику акта и решения по итогам КНП) нотариусом Камышной Т.А. по адресу: г. Москва, ул. Нижняя, д. 14 стр. 7, не подтверждает факт ведения финансово-хозяйственной деятельности ООО "Регион Паллет" в проверяемом периоде 2 квартал 2022 года, и не опровергает установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии контрагента по адресу регистрации, а также отсутствии у него складских помещений.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в связи с налоговыми проверками и иными мероприятиями налогового контроля: Налогоплательщик (иное привлекаемое лицо) оспаривает решение по результатам мероприятий налогового контроля (кроме проверок) из-за процедурных нарушений
(КонсультантПлюс, 2025)Например, протоколом осмотра, проведенного инспекцией, которым подтверждается возможность прохода посетителей на режимную территорию, на которой располагается Налогоплательщик, внутренним документом, предусматривающим оформление пропуска по заявке, свидетельствами того, что заявок от почтовой службы не поступало и т.п. >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Например, протоколом осмотра, проведенного инспекцией, которым подтверждается возможность прохода посетителей на режимную территорию, на которой располагается Налогоплательщик, внутренним документом, предусматривающим оформление пропуска по заявке, свидетельствами того, что заявок от почтовой службы не поступало и т.п. >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Осмотр помещений от налоговой - когда правомерен, а когда нет?
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 22)Не всегда можно исключить протокол осмотра из доказательств, даже если осмотр проведен с нарушениями. Например, в одном случае суд встал на сторону налоговых инспекторов и учел, что в производственных помещениях не было персонала и оборудования, хотя осмотр и был проведен без понятых, на что ссылался налогоплательщик. В этом деле протокол и диск с фотографиями были признаны судом допустимыми доказательствами, так как, несмотря на непривлечение понятых для участия в осмотре объектов, фотографирование производилось в присутствии и с согласия налогоплательщика, копия диска вручена налогоплательщику. Также судом было учтено, что территория компании является закрытой, с опасным производством, доступ посторонних лиц на которую ограничен <22>.
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 22)Не всегда можно исключить протокол осмотра из доказательств, даже если осмотр проведен с нарушениями. Например, в одном случае суд встал на сторону налоговых инспекторов и учел, что в производственных помещениях не было персонала и оборудования, хотя осмотр и был проведен без понятых, на что ссылался налогоплательщик. В этом деле протокол и диск с фотографиями были признаны судом допустимыми доказательствами, так как, несмотря на непривлечение понятых для участия в осмотре объектов, фотографирование производилось в присутствии и с согласия налогоплательщика, копия диска вручена налогоплательщику. Также судом было учтено, что территория компании является закрытой, с опасным производством, доступ посторонних лиц на которую ограничен <22>.
Статья: Полномочия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля
(Колесникова Е.Н.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2018, N 6)По окончании процедуры составляется протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов. Протокол составляется в одном экземпляре, выдача его копии по результатам проведенного осмотра законодательством не предусмотрена. В Постановлении АС ВСО от 14.03.2017 N Ф02-94/2017 суд указал, что выдача копий протоколов осмотра по требованию налогоплательщика не предусмотрена, протоколы подлежат вручению налогоплательщику вместе с актом налоговой проверки. При этом протокол осмотра будет приложен к акту налоговой проверки, только если он служит доказательством совершения налогового правонарушения.
(Колесникова Е.Н.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2018, N 6)По окончании процедуры составляется протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов. Протокол составляется в одном экземпляре, выдача его копии по результатам проведенного осмотра законодательством не предусмотрена. В Постановлении АС ВСО от 14.03.2017 N Ф02-94/2017 суд указал, что выдача копий протоколов осмотра по требованию налогоплательщика не предусмотрена, протоколы подлежат вручению налогоплательщику вместе с актом налоговой проверки. При этом протокол осмотра будет приложен к акту налоговой проверки, только если он служит доказательством совершения налогового правонарушения.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@
(ред. от 23.07.2012)
"Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2007 N 8991)протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
(ред. от 23.07.2012)
"Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2007 N 8991)протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
Приказ ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/511@
"О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2012 N 25754)протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
"О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2012 N 25754)протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
Статья: Обзор судебной практики
("Налоговый вестник", 2017, N 6)Постановление АС ВСО от 14.03.2017 по делу N А19-916/2016 ООО "Аптека "Авиценна"
("Налоговый вестник", 2017, N 6)Постановление АС ВСО от 14.03.2017 по делу N А19-916/2016 ООО "Аптека "Авиценна"
Статья: Изъятие документов у налогоплательщика
(Борисов А.В.)
("Аудиторские ведомости", 1999, N 9)Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налоговой инспекции, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Если руководитель предприятия, учреждения, организации и гражданин откажется от подписания протокола изъятия, должностное лицо налоговой инспекции, производящее изъятие документов, об этом делает отметку в протоколе изъятия, при этом отказавшимся от подписи должностным лицам и гражданам предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол изъятия. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
(Борисов А.В.)
("Аудиторские ведомости", 1999, N 9)Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налоговой инспекции, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Если руководитель предприятия, учреждения, организации и гражданин откажется от подписания протокола изъятия, должностное лицо налоговой инспекции, производящее изъятие документов, об этом делает отметку в протоколе изъятия, при этом отказавшимся от подписи должностным лицам и гражданам предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол изъятия. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Статья: Участие органов внутренних дел в процедурах налогового контроля
(Кувшинов Ю.Г.)
("Налоговая проверка", 2007, N 3)Данные действия могут быть предусмотрены как в постановлении о проведении проверки, так и в специальном постановлении об их проведении. Перечисленные действия должны осуществляться в порядке, установленном п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции. Об этом сказано в п. 12 Инструкции. Думаем, что не лишним будет напоминание о таком порядке. Так, данным пунктом установлено, что осмотр помещений налогоплательщика, досмотр его транспортных средств должен производиться в присутствии двух понятых. Копии составленных протоколов и описей должны быть вручены представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю). Изъятие документов должно производиться с обязательным составлением протокола и описи, при этом срок изъятия не должен превышать семи суток, а в случае, если изъятие ведет к приостановлению деятельности организации, - 48 часов. Изъятие образцов сырья и продукции также должно сопровождаться составлением протокола. Опечатка касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей необходимо производить не более, чем на семь суток (не более 48 часов, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации).
(Кувшинов Ю.Г.)
("Налоговая проверка", 2007, N 3)Данные действия могут быть предусмотрены как в постановлении о проведении проверки, так и в специальном постановлении об их проведении. Перечисленные действия должны осуществляться в порядке, установленном п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции. Об этом сказано в п. 12 Инструкции. Думаем, что не лишним будет напоминание о таком порядке. Так, данным пунктом установлено, что осмотр помещений налогоплательщика, досмотр его транспортных средств должен производиться в присутствии двух понятых. Копии составленных протоколов и описей должны быть вручены представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю). Изъятие документов должно производиться с обязательным составлением протокола и описи, при этом срок изъятия не должен превышать семи суток, а в случае, если изъятие ведет к приостановлению деятельности организации, - 48 часов. Изъятие образцов сырья и продукции также должно сопровождаться составлением протокола. Опечатка касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей необходимо производить не более, чем на семь суток (не более 48 часов, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации).
Статья: Изучаем новые нормы НК РФ, касающиеся налогового контроля и налоговой ответственности (Окончание)
(Тараканов С.А.)
("Российский налоговый курьер", 2010, N 18)- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования), протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
(Тараканов С.А.)
("Российский налоговый курьер", 2010, N 18)- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования), протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
Статья: Практика применения пункта 14 статьи 101 НК РФ при разрешении налоговых споров
(Тараканов С.А.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 1)Приведем примеры из арбитражной практики. Так, к врученному налогоплательщику акту выездной налоговой проверки не были приложены документы, составленные налоговым органом и полученные им в ходе проведения проверки (решение о проведении выездной проверки, приложения к акту (уточненные расчеты по налогам, пеням и т.д.), материалы встречных проверок, протоколы осмотра помещений, справка о проведенной проверке и т.д.), что явилось безусловным основанием для отмены решения налогового органа (Постановление ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. N КА-А40/11750-07 по делу N А40-31714/07-141-204).
(Тараканов С.А.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 1)Приведем примеры из арбитражной практики. Так, к врученному налогоплательщику акту выездной налоговой проверки не были приложены документы, составленные налоговым органом и полученные им в ходе проведения проверки (решение о проведении выездной проверки, приложения к акту (уточненные расчеты по налогам, пеням и т.д.), материалы встречных проверок, протоколы осмотра помещений, справка о проведенной проверке и т.д.), что явилось безусловным основанием для отмены решения налогового органа (Постановление ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. N КА-А40/11750-07 по делу N А40-31714/07-141-204).
Вопрос: ...Вправе ли ИФНС в ходе выездной проверки применять звукозаписывающее устройство при опросе работников налогоплательщика и рассмотрении материалов проверки?
(Консультация эксперта, 2015)В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2010 по делу N А42-1078/2010 судьи отклонили доводы инспекции о том, что применение звукозаписывающего устройства может осуществляться исключительно в рамках осмотра с обязательным составлением протокола (ст. ст. 92, 99 НК РФ). Суд указал на то, что действующее налоговое законодательство не регламентирует порядок оформления ведения звукозаписи при ознакомлении налогоплательщика с решением о внесении изменений в состав лиц, проводящих проверку, и уведомлением о вызове руководителя организации в налоговый орган для вручения ему решения инспекции.
(Консультация эксперта, 2015)В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2010 по делу N А42-1078/2010 судьи отклонили доводы инспекции о том, что применение звукозаписывающего устройства может осуществляться исключительно в рамках осмотра с обязательным составлением протокола (ст. ст. 92, 99 НК РФ). Суд указал на то, что действующее налоговое законодательство не регламентирует порядок оформления ведения звукозаписи при ознакомлении налогоплательщика с решением о внесении изменений в состав лиц, проводящих проверку, и уведомлением о вызове руководителя организации в налоговый орган для вручения ему решения инспекции.
Статья: Право на ознакомление с материалами налоговых проверок
(Зобова Е.П.)
("Налоговая проверка", 2011, N 3)- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
(Зобова Е.П.)
("Налоговая проверка", 2011, N 3)- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
Статья: Проведение налоговых проверок и оформление их результатов
(Балабин В.И.)
("Налоговый вестник", 2000, N 5)Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Кроме того, при проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проверки может увеличиваться на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
(Балабин В.И.)
("Налоговый вестник", 2000, N 5)Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Кроме того, при проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проверки может увеличиваться на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
"Комментарий к Закону "О налоговых органах Российской Федерации"
(постатейный)
(Петрова Г.В.)
("Юстицинформ", 2001)- постановление руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику, прилагается копия указанного постановления);
(постатейный)
(Петрова Г.В.)
("Юстицинформ", 2001)- постановление руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику, прилагается копия указанного постановления);
Статья: Неудачно оспорили в суде результаты выездной проверки. В чем ошибки?
(Фирфарова Н.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 5)В отношении требований о признании незаконным бездействия проверяющих, выразившегося в невыдаче копий протоколов, надо учитывать следующее. Статьей 21 НК РФ определены права налогоплательщика, среди которых не содержится права на получение протокола осмотра. В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо получает протокол осмотра одновременно с документами, являющимися приложением к акту налоговой проверки.
(Фирфарова Н.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 5)В отношении требований о признании незаконным бездействия проверяющих, выразившегося в невыдаче копий протоколов, надо учитывать следующее. Статьей 21 НК РФ определены права налогоплательщика, среди которых не содержится права на получение протокола осмотра. В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо получает протокол осмотра одновременно с документами, являющимися приложением к акту налоговой проверки.