Время совершения административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Время совершения административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29.12.1 "Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок" КоАП РФ"Следует отметить, что в решении судьи районного суда в описательно-мотивировочной части указанного судебного акта допущена описка в части неверного указания времени совершения административного правонарушения "22 часа 30 минут" вместо "23 часа 01 минуту", которая может быть устранена в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Считаем срок давности привлечения к административной ответственности
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2020, N 1)Напомним: течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). А наступление события в нашем случае связано с днем совершения правонарушения. Следовательно, срок давности начинает исчисляться на следующий день после его совершения. Проверяющие органы на практике нередко этим пользуются и добавляют лишний день к сроку. Например, нарушение совершено 22.01.2019, срок начал течь с 23.01.2019 и истекает, по мнению контролеров, 23.01.2020. Но такой подход неверен. Ведь в ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ указано, что срок:
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2020, N 1)Напомним: течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). А наступление события в нашем случае связано с днем совершения правонарушения. Следовательно, срок давности начинает исчисляться на следующий день после его совершения. Проверяющие органы на практике нередко этим пользуются и добавляют лишний день к сроку. Например, нарушение совершено 22.01.2019, срок начал течь с 23.01.2019 и истекает, по мнению контролеров, 23.01.2020. Но такой подход неверен. Ведь в ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ указано, что срок:
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
(ред. от 04.11.2025)2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2
(ред. от 19.11.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"19. При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
(ред. от 19.11.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"19. При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Статья: Методика прикладных административно-деликтологических исследований
(Дерюга А.Н., Дерюга Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<7> Это, например, лицо, совершившее административное правонарушение, его физические и социальные признаки, время суток совершения административного правонарушения и т.д.
(Дерюга А.Н., Дерюга Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<7> Это, например, лицо, совершившее административное правонарушение, его физические и социальные признаки, время суток совершения административного правонарушения и т.д.
Статья: Привлечение к административной ответственности за нарушение разрешенного использования земельного участка в городе Москве
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Часть 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы введена в действие Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 15, который вступил в силу 17 мая 2019 года. Согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В силу части 2 указанной статьи никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Часть 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы введена в действие Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 15, который вступил в силу 17 мая 2019 года. Согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В силу части 2 указанной статьи никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Статья: Осмотр места происшествия: порядок проведения и требования к оформлению протокола
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 4 ст. 28.1.1 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 4 ст. 28.1.1 КоАП РФ).
Статья: Презумпция вины юридического лица в совершении административного правонарушения
(Ермолаева Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Проблема трактовки вины юридических лиц за совершение административных правонарушений продолжительное время обсуждается учеными и юристами-практиками, не находя окончательного решения. Все сходятся на мысли о несовершенстве нормативного регулирования данного института и необходимости его дальнейшего развития. До настоящего времени какие-либо единые критерии определения виновности юридических лиц не разработаны, однако можно выделить некоторые общие позиции, которыми следует руководствоваться при дальнейшем совершенствовании указанного института.
(Ермолаева Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Проблема трактовки вины юридических лиц за совершение административных правонарушений продолжительное время обсуждается учеными и юристами-практиками, не находя окончательного решения. Все сходятся на мысли о несовершенстве нормативного регулирования данного института и необходимости его дальнейшего развития. До настоящего времени какие-либо единые критерии определения виновности юридических лиц не разработаны, однако можно выделить некоторые общие позиции, которыми следует руководствоваться при дальнейшем совершенствовании указанного института.
Статья: Обзор практики привлечения корпоративных заказчиков к административной ответственности по новой редакции КоАП РФ после 01.03.2025
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Завершая обзор, напомним, что при рассмотрении дел, связанных с событиями до 01.03.2025, подлежит применению ст. 1.7 КоАП РФ, предусматривающая привлечение заказчиков к ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Это обстоятельство может повлиять как на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, так и на последующее обжалование постановления о назначении административного наказания в случае допущения антимонопольным органом процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Завершая обзор, напомним, что при рассмотрении дел, связанных с событиями до 01.03.2025, подлежит применению ст. 1.7 КоАП РФ, предусматривающая привлечение заказчиков к ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Это обстоятельство может повлиять как на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, так и на последующее обжалование постановления о назначении административного наказания в случае допущения антимонопольным органом процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Статья: Обратная сила закона, отменяющего административную ответственность (норма, доктрина, практика)
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<6> Наглядным примером в этом плане может служить ч. 2.1 ст. 1.7 КоАП РФ, предусматривающая, что в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Ее появление было продиктовано Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2018 г. N 20-П, в котором он указал, что отмена административной ответственности с одновременным введением уголовной ответственности за содеянное не должна интерпретироваться в сугубо отраслевом (формальном) контексте и не может означать полного устранения публично-правовой ответственности за деяние, подпадавшее под признаки административного правонарушения.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<6> Наглядным примером в этом плане может служить ч. 2.1 ст. 1.7 КоАП РФ, предусматривающая, что в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Ее появление было продиктовано Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2018 г. N 20-П, в котором он указал, что отмена административной ответственности с одновременным введением уголовной ответственности за содеянное не должна интерпретироваться в сугубо отраслевом (формальном) контексте и не может означать полного устранения публично-правовой ответственности за деяние, подпадавшее под признаки административного правонарушения.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)б) полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой лицо работало во время совершения административного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, а также должность, на которой указанное лицо работало во время совершения указанного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)б) полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой лицо работало во время совершения административного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, а также должность, на которой указанное лицо работало во время совершения указанного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии;
Статья: Роль юридической статистики в административно-деликтологических исследованиях
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)- о содержании изменений административной деликтности в конкретные отрезки времени, по необходимости в дни недели и время суток. Полученные таким образом результаты смогут более точно установить наиболее вероятное время совершения (выявления) административных правонарушений, а значит, с большей продуктивностью использовать методы наблюдения и (или) живого познания объекта исследования, понять причины или условия его возникновения. Более того, исследование структуры оперативной динамики административной деликтности (например, за неделю или месяц) поможет точнее установить внешние факторы противоправных событий, учитывая разницу длительности дня и ночи в разные времена года;
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)- о содержании изменений административной деликтности в конкретные отрезки времени, по необходимости в дни недели и время суток. Полученные таким образом результаты смогут более точно установить наиболее вероятное время совершения (выявления) административных правонарушений, а значит, с большей продуктивностью использовать методы наблюдения и (или) живого познания объекта исследования, понять причины или условия его возникновения. Более того, исследование структуры оперативной динамики административной деликтности (например, за неделю или месяц) поможет точнее установить внешние факторы противоправных событий, учитывая разницу длительности дня и ночи в разные времена года;
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3) меры административной ответственности могут быть применены в отношении физического или юридического лица только в случае установления его вины в совершении административного правонарушения, в то время как для применения иных мер административного принуждения достаточно самого факта совершения лицом административного или иного правонарушения и установления вины в его совершении не требуется;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3) меры административной ответственности могут быть применены в отношении физического или юридического лица только в случае установления его вины в совершении административного правонарушения, в то время как для применения иных мер административного принуждения достаточно самого факта совершения лицом административного или иного правонарушения и установления вины в его совершении не требуется;