Временное отстранение от работы
Подборка наиболее важных документов по запросу Временное отстранение от работы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Подборка форм: Оформление и учет дополнительного времени отдыха, простоя, отстранения от работы, перерывов
(КонсультантПлюс, 2025)8. Оформление отстранения от работы
(КонсультантПлюс, 2025)8. Оформление отстранения от работы
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Отстранение от работы в период отпуска
(КонсультантПлюс, 2025)Оценивая действия работодателя на предмет законности частичной отмены ранее предоставленных работнику К.С. ежегодных оплачиваемых отпусков, суд не находит оснований для признания их незаконными, противоречащими нормам трудового права, исходя из того, что К.С. не был отозван из отпуска, его отпуск не продлевался и не переносился, а работодатель, изменяя и отменяя ранее изданные им же приказы о предоставлении отпусков данному работнику, исполнил судебный акт, в соответствии с которым по отношению к К.С. как к участнику уголовного судопроизводства на стороне обвинения в рамках возбужденного уголовного дела была применена в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке мера процессуального принуждения - временное отстранение от должности..."
(КонсультантПлюс, 2025)Оценивая действия работодателя на предмет законности частичной отмены ранее предоставленных работнику К.С. ежегодных оплачиваемых отпусков, суд не находит оснований для признания их незаконными, противоречащими нормам трудового права, исходя из того, что К.С. не был отозван из отпуска, его отпуск не продлевался и не переносился, а работодатель, изменяя и отменяя ранее изданные им же приказы о предоставлении отпусков данному работнику, исполнил судебный акт, в соответствии с которым по отношению к К.С. как к участнику уголовного судопроизводства на стороне обвинения в рамках возбужденного уголовного дела была применена в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке мера процессуального принуждения - временное отстранение от должности..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по кадрам"Работник прошел медосмотр в поликлинике по месту жительства - суды не согласились с его отстранением (25.11.2025)
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
Готовое решение: Как поступить работодателю, если работник находится под следствием, арестом, стражей
(КонсультантПлюс, 2025)Для отстранения могут быть и иные причины. Так, если у вас есть постановление суда о временном отстранении работника от работы, то вам необходимо отстранить его. Зарплата за период такого отстранения работнику не начисляется. Это следует из абз. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ, п. 10 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 114 УПК РФ. Или, например, необходимо отстранить педагогического работника от работы в случае, если вам поступили сведения от правоохранительных органов о том, что он подвергается уголовному преследованию за преступления, в частности, против жизни и здоровья личности. Такой период отстранения также не оплачивается. Это следует из абз. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 76, ст. 331.1 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Для отстранения могут быть и иные причины. Так, если у вас есть постановление суда о временном отстранении работника от работы, то вам необходимо отстранить его. Зарплата за период такого отстранения работнику не начисляется. Это следует из абз. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ, п. 10 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 114 УПК РФ. Или, например, необходимо отстранить педагогического работника от работы в случае, если вам поступили сведения от правоохранительных органов о том, что он подвергается уголовному преследованию за преступления, в частности, против жизни и здоровья личности. Такой период отстранения также не оплачивается. Это следует из абз. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 76, ст. 331.1 ТК РФ.
Статья: Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)В Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. Такими предписаниями, в частности, являются требования об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 50). При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи наделены также полномочиями выносить мотивированные постановления, например: об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными такими инфекционными заболеваниями; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (подп. 6 п. 1 ст. 51).
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)В Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. Такими предписаниями, в частности, являются требования об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 50). При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи наделены также полномочиями выносить мотивированные постановления, например: об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными такими инфекционными заболеваниями; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (подп. 6 п. 1 ст. 51).
Статья: Отказ работников от вакцинации против COVID-19: новые проблемы и социально-правовые последствия
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Обращает на себя внимание тот факт, что в число работников-"отказников" входили и представители административного персонала (5,08%), имеющие высшее образование, которые выражали наиболее агрессивную позицию против вакцинации, по принципу свободного поиска уважительных причин уклонения от участия в ней. Существенным также является и то, что работники письменно осведомлены о рисках временного отстранения от работы, что не остановило их в принятии решения.
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Обращает на себя внимание тот факт, что в число работников-"отказников" входили и представители административного персонала (5,08%), имеющие высшее образование, которые выражали наиболее агрессивную позицию против вакцинации, по принципу свободного поиска уважительных причин уклонения от участия в ней. Существенным также является и то, что работники письменно осведомлены о рисках временного отстранения от работы, что не остановило их в принятии решения.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, если следователь применяет к подозреваемому гражданину РФ меру пресечения в виде заключения под стражу в связи с возбуждением уголовного дела, то такой гражданин фактически не может исполнять свои трудовые обязанности. Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Временное отстранение от должности работника возможно в порядке ст. 111 и 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), где указано, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 ч с момента поступления такого ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого от должности направляется по месту его работы.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, если следователь применяет к подозреваемому гражданину РФ меру пресечения в виде заключения под стражу в связи с возбуждением уголовного дела, то такой гражданин фактически не может исполнять свои трудовые обязанности. Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Временное отстранение от должности работника возможно в порядке ст. 111 и 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), где указано, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 ч с момента поступления такого ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого от должности направляется по месту его работы.
Ситуация: Как правильно оформить больничный?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы, листок нетрудоспособности формируется врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия - лечащим врачом (фельдшером) на весь период изоляции гражданина или временного отстранения от работы соответственно (п. 52 Приложения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы, листок нетрудоспособности формируется врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия - лечащим врачом (фельдшером) на весь период изоляции гражданина или временного отстранения от работы соответственно (п. 52 Приложения).
Статья: Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные основные оплачиваемые отпуска в 2024 году
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Когда в стаж на отпуск включается время
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Когда в стаж на отпуск включается время
Статья: О некоторых вопросах применения временного отстранения от должности как иной меры уголовно-процессуального принуждения: теория и практика
(Каштанова Н.С.)
("Российский судья", 2023, N 3)Указанные изменения, внесенные в трудовое законодательство, с нашей точки зрения, требуют от следователя учета некоторых факторов. С одной стороны, следователь должен информировать (выносить представление в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ) работодателей об уголовном преследовании педагогических и других категорий работников (при совершении ими обозначенных в законе преступлений) в целях реализации ст. 331.1 и ст. 351.1 ТК РФ. С другой стороны, законом не установлено каких-либо ограничений на параллельное применение в отношении таких работников исследуемой нами меры принуждения (ст. 114 УПК РФ). Однако же мы полагаем, что в таком случае временное отстранение от должности в уголовно-процессуальном порядке нецелесообразно, так как: а) работодатель в любом случае отстраняет от работы (не допускает к работе) работников при получении от следователя соответствующих сведений; б) это сэкономит средства бюджета, так как не будет назначено государственное ежемесячное пособие (ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ); в) в упомянутом Постановлении N 19-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что временное отстранение педагогических и других категорий работников впредь до внесения соответствующих изменений производится в порядке ст. 114 УПК РФ и ст. 76 ТК РФ - отсюда, как представляется, следует, что так как соответствующие изменения в ТК РФ уже внесены, то в отношении педагогических и других категорий работников (в случае, если они подвергаются уголовному преследованию за отдельные преступления) должен применяться институт временного отстранения от работы, предусмотренный ТК РФ.
(Каштанова Н.С.)
("Российский судья", 2023, N 3)Указанные изменения, внесенные в трудовое законодательство, с нашей точки зрения, требуют от следователя учета некоторых факторов. С одной стороны, следователь должен информировать (выносить представление в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ) работодателей об уголовном преследовании педагогических и других категорий работников (при совершении ими обозначенных в законе преступлений) в целях реализации ст. 331.1 и ст. 351.1 ТК РФ. С другой стороны, законом не установлено каких-либо ограничений на параллельное применение в отношении таких работников исследуемой нами меры принуждения (ст. 114 УПК РФ). Однако же мы полагаем, что в таком случае временное отстранение от должности в уголовно-процессуальном порядке нецелесообразно, так как: а) работодатель в любом случае отстраняет от работы (не допускает к работе) работников при получении от следователя соответствующих сведений; б) это сэкономит средства бюджета, так как не будет назначено государственное ежемесячное пособие (ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ); в) в упомянутом Постановлении N 19-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что временное отстранение педагогических и других категорий работников впредь до внесения соответствующих изменений производится в порядке ст. 114 УПК РФ и ст. 76 ТК РФ - отсюда, как представляется, следует, что так как соответствующие изменения в ТК РФ уже внесены, то в отношении педагогических и других категорий работников (в случае, если они подвергаются уголовному преследованию за отдельные преступления) должен применяться институт временного отстранения от работы, предусмотренный ТК РФ.
Готовое решение: Как получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников
(КонсультантПлюс, 2025)Если действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников приостановлено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Исключение составляют случаи, установленные федеральными законами или международными договорами РФ. Это предусмотрено абз. 2 ст. 327.5 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников приостановлено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Исключение составляют случаи, установленные федеральными законами или международными договорами РФ. Это предусмотрено абз. 2 ст. 327.5 ТК РФ.
Готовое решение: Есть ли особенности в оформлении ежегодного отпуска в период отстранения от работы
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Работника нужно предупредить о времени начала отпуска под подпись минимум за две недели (ч. 3 ст. 123 ТК РФ). Исключений из этого правила для случаев, когда ежегодный отпуск пришелся на время отстранения работника от работы, законом не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Работника нужно предупредить о времени начала отпуска под подпись минимум за две недели (ч. 3 ст. 123 ТК РФ). Исключений из этого правила для случаев, когда ежегодный отпуск пришелся на время отстранения работника от работы, законом не предусмотрено.