Временная регистрация иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Временная регистрация иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (порядка оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы)
(КонсультантПлюс, 2025)Организацией не исполнены обязанности по миграционному учету, не предоставлены документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ, не реализованы гарантии жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина
(КонсультантПлюс, 2025)Организацией не исполнены обязанности по миграционному учету, не предоставлены документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ, не реализованы гарантии жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" УК РФ"При этом, вопреки доводам адвоката в кассационной жалобе, период, в течение которого иностранные граждане были фиктивно зарегистрированы по месту пребывания, не имеет значения для вывода о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. Исходя из формальности данного состава преступления, оно считается оконченным с момента фиктивной регистрации, которая в каждом конкретном случае завершалась подачей М. документов в регистрирующий орган."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 4. УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 4. УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ
Статья: Правовые и организационные вопросы межведомственного взаимодействия МВД России в сфере миграции
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)3. Внесение некорректных данных в базы. Информацию о регистрации иностранного гражданина по месту пребывания или месту проживания, а также установочные данные в базы данных вносит сотрудник отдела по вопросам миграции. Часто эта информация вносится некорректно: в основном это ошибки, связанные с фамилией, именем и отчеством иностранного гражданина, что вызывает сложность его идентификации при проверке по базам данных.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)3. Внесение некорректных данных в базы. Информацию о регистрации иностранного гражданина по месту пребывания или месту проживания, а также установочные данные в базы данных вносит сотрудник отдела по вопросам миграции. Часто эта информация вносится некорректно: в основном это ошибки, связанные с фамилией, именем и отчеством иностранного гражданина, что вызывает сложность его идентификации при проверке по базам данных.
Ситуация: Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление можно подать в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление можно подать в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения).
Вопрос: Иностранный гражданин был поставлен на учет по месту пребывания у организации-работодателя. Затем он получил ВНЖ в РФ и зарегистрировался по месту жительства в том же городе у гражданина РФ. Нужно ли организации уведомлять МВД России по месту пребывания об убытии иностранного гражданина?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Иностранный гражданин Казахстана был поставлен на учет по месту пребывания у организации-работодателя, являющейся его принимающей стороной. Затем он получил вид на жительство в РФ и зарегистрировался по месту жительства в том же городе у гражданина РФ. Нужно ли организации уведомлять МВД России по месту пребывания об убытии иностранного гражданина, и если да, то каков размер штрафа?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Иностранный гражданин Казахстана был поставлен на учет по месту пребывания у организации-работодателя, являющейся его принимающей стороной. Затем он получил вид на жительство в РФ и зарегистрировался по месту жительства в том же городе у гражданина РФ. Нужно ли организации уведомлять МВД России по месту пребывания об убытии иностранного гражданина, и если да, то каков размер штрафа?
Ситуация: Как получить гражданство РФ совершеннолетнему в общем порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, такое заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление подается в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения N 889; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, такое заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление подается в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения N 889; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
Статья: Содержание и значение некоторых основных элементов криминалистической характеристики организации незаконной миграции
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Материальные следы данного преступления могут быть отражены в документах мигрантов, подтверждающих их законность, либо, наоборот, нелегитимность пребывания на территории Российской Федерации (документы, удостоверяющие личность, миграционные карты, визы, разрешения на временное проживание, виды на жительство). Кроме того, они могут быть обнаружены в объявлениях об оказании услуг по трудоустройству, временной регистрации, прописке иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе рекламе в журналах, газетах, интернете и т.п.; базах данных отделов виз посольств или консульств, а также фирм, занимающихся туризмом, трудоустройством за границей; рекламных агентств, агентств по сдаче жилья внаем, паспортно-визовой службы; материалах плановых проверок строительных и других объектов, предприятий и организаций. Необходимо отметить также, что материальные следы анализируемого состава могут находиться в документах о временной регистрации мигранта по месту пребывания в жилом помещении, правоустанавливающих документах на недвижимость, копиях домовых книг, договоров найма и пр. <8>
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Материальные следы данного преступления могут быть отражены в документах мигрантов, подтверждающих их законность, либо, наоборот, нелегитимность пребывания на территории Российской Федерации (документы, удостоверяющие личность, миграционные карты, визы, разрешения на временное проживание, виды на жительство). Кроме того, они могут быть обнаружены в объявлениях об оказании услуг по трудоустройству, временной регистрации, прописке иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе рекламе в журналах, газетах, интернете и т.п.; базах данных отделов виз посольств или консульств, а также фирм, занимающихся туризмом, трудоустройством за границей; рекламных агентств, агентств по сдаче жилья внаем, паспортно-визовой службы; материалах плановых проверок строительных и других объектов, предприятий и организаций. Необходимо отметить также, что материальные следы анализируемого состава могут находиться в документах о временной регистрации мигранта по месту пребывания в жилом помещении, правоустанавливающих документах на недвижимость, копиях домовых книг, договоров найма и пр. <8>
Статья: Правовое обеспечение противодействия незаконной миграции
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Решением Обнинского городского суда Калужской области от 28 февраля 2024 г. по делу N 2-153/2024 иск прокуратуры был удовлетворен частично: К.Т.М. запрещено осуществлять деятельность по миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства, регистрации граждан РФ по месту жительства и месту пребывания, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства более 6 человек в одной квартире и более 5 человек - в другой.
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Решением Обнинского городского суда Калужской области от 28 февраля 2024 г. по делу N 2-153/2024 иск прокуратуры был удовлетворен частично: К.Т.М. запрещено осуществлять деятельность по миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства, регистрации граждан РФ по месту жительства и месту пребывания, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства более 6 человек в одной квартире и более 5 человек - в другой.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)3) постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)3) постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;
Статья: Совершенствование законодательства в сфере трудовой деятельности иностранных граждан как способ легализации их доходов, подлежащих налогообложению
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Помимо указанных документов обязательной для иностранного гражданина является и постановка на миграционный учет; тем самым иностранный гражданин регистрируется по месту пребывания в России на определенный срок <7>. С января 2025 года иностранным гражданам разрешено пребывать на территории Российской Федерации девяносто законных суток в течение года (ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Пребывание свыше девяноста суток можно продлить на срок действия патента, разрешения на работу или трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что раньше иностранные граждане могли пребывать в России девяносто суток из ста восьмидесяти дней в году, что говорит об ужесточении сроков нахождения и обязанности урегулирования иностранными гражданами своего правового статуса в связи с потребностью нахождения в Российской Федерации.
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Помимо указанных документов обязательной для иностранного гражданина является и постановка на миграционный учет; тем самым иностранный гражданин регистрируется по месту пребывания в России на определенный срок <7>. С января 2025 года иностранным гражданам разрешено пребывать на территории Российской Федерации девяносто законных суток в течение года (ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Пребывание свыше девяноста суток можно продлить на срок действия патента, разрешения на работу или трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что раньше иностранные граждане могли пребывать в России девяносто суток из ста восьмидесяти дней в году, что говорит об ужесточении сроков нахождения и обязанности урегулирования иностранными гражданами своего правового статуса в связи с потребностью нахождения в Российской Федерации.
Ситуация: В каком порядке осуществляется постановка иностранных граждан на миграционный учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Миграционный учет включает, в частности, регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее при упоминании вместе - иностранных граждан). В общем порядке иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, временно пребывающие в РФ - учету по месту пребывания. Но для некоторых категорий иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке и пребывающих на территориях г. Москвы и Московской области, вводится экспериментальный порядок учета, предполагающий в том числе использование иностранным гражданином специализированного мобильного приложения (п. 1 ч. 4 ст. 4, ч. 2, 3 ст. 7 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; ч. 1, 3, 7, 9, п. 1 ч. 13 ст. 5 Закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Миграционный учет включает, в частности, регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее при упоминании вместе - иностранных граждан). В общем порядке иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, временно пребывающие в РФ - учету по месту пребывания. Но для некоторых категорий иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке и пребывающих на территориях г. Москвы и Московской области, вводится экспериментальный порядок учета, предполагающий в том числе использование иностранным гражданином специализированного мобильного приложения (п. 1 ч. 4 ст. 4, ч. 2, 3 ст. 7 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; ч. 1, 3, 7, 9, п. 1 ч. 13 ст. 5 Закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ).