Вред источником повышенной опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Вред источником повышенной опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда"2.3.2.6. Страховщики солидарных должников по ОСАГО возмещают имущественный вред, причиненный источниками повышенной опасности, солидарно в пределах сумм своих договоров (позиция ВС РФ) >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, возникающие в период действия трудового договора: Работник (его родственник) взыскивает ущерб, причиненный несчастным случаем на производстве (профзаболеванием)
(КонсультантПлюс, 2025)вины Работодателя в причинении вреда (кроме случаев причинения вреда источником повышенной опасности)
(КонсультантПлюс, 2025)вины Работодателя в причинении вреда (кроме случаев причинения вреда источником повышенной опасности)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда и как работодатель несет ответственность за причиненный работником вред
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда работодатель отвечает за вред, причиненный источником повышенной опасности
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда работодатель отвечает за вред, причиненный источником повышенной опасности
Статья: Источник повышенной опасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возмещение вреда, причиненного источником
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возмещение вреда, причиненного источником
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Не обсужден судами и вопрос о том, подлежат ли применению в данном деле положения статьи 1079 ГК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 данного кодекса.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Не обсужден судами и вопрос о том, подлежат ли применению в данном деле положения статьи 1079 ГК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 данного кодекса.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, должны привлекаться владельцы транспортных средств, на которых в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. Под владельцами источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих его эксплуатацию в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим законным основаниям (например, по договору аренды, проката, безвозмездного пользования, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, должны привлекаться владельцы транспортных средств, на которых в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. Под владельцами источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих его эксплуатацию в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим законным основаниям (например, по договору аренды, проката, безвозмездного пользования, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В стране действует Закон N 194-V "О дорожном движении" [1019], который предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью в сфере дорожного движения, создающей повышенную опасность для окружающих. Он регулирует, что деятельность физических и юридических лиц в сфере дорожного движения относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих (организации, имеющие риски в сфере дорожного движения, владельцы транспортных средств и другие), а транспортные средства и дороги - к источнику повышенной опасности. Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В стране действует Закон N 194-V "О дорожном движении" [1019], который предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью в сфере дорожного движения, создающей повышенную опасность для окружающих. Он регулирует, что деятельность физических и юридических лиц в сфере дорожного движения относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих (организации, имеющие риски в сфере дорожного движения, владельцы транспортных средств и другие), а транспортные средства и дороги - к источнику повышенной опасности. Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Готовое решение: Какую ответственность несут стороны по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Если при исполнении договора подряда причинен вред жизни или здоровью гражданина в результате использования источника повышенной опасности, то моральный вред должен возместить владелец источника повышенной опасности, причем независимо от его вины (п. 1 ст. 1079, абз. 2 ст. 1100 ГК РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).
(КонсультантПлюс, 2025)Если при исполнении договора подряда причинен вред жизни или здоровью гражданина в результате использования источника повышенной опасности, то моральный вред должен возместить владелец источника повышенной опасности, причем независимо от его вины (п. 1 ст. 1079, абз. 2 ст. 1100 ГК РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).
Статья: Беспилотные транспортные средства как источники повышенной опасности
(Антонов А.А.)
("Транспортное право", 2021, N 4)<7> Антонов А.А. Некоторые аспекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности // Юрист. 2019. N 12. С. 25 - 30.
(Антонов А.А.)
("Транспортное право", 2021, N 4)<7> Антонов А.А. Некоторые аспекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности // Юрист. 2019. N 12. С. 25 - 30.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) вина причинителя вреда (при отсутствии вины причинителя вреда гражданско-правовая ответственность наступает только в случае причинения вреда источником повышенной опасности);
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) вина причинителя вреда (при отсутствии вины причинителя вреда гражданско-правовая ответственность наступает только в случае причинения вреда источником повышенной опасности);
Статья: Безвиновная ответственность за причинение вреда при эксплуатации высокоавтоматизированного и полностью автоматизированного транспортного средства как источника повышенной опасности
(Федоров Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)Определение ВАТС и ПАТС как источников повышенной опасности не предопределяет, на кого будет возлагаться безвиновная ответственность за причинение вреда таким источником повышенной опасности. За причинение вреда неавтоматизированными ТС в мире и в России ответственность возлагается на владельца ТС. Поэтому очевидным вариантом будет возлагать ответственность за причинение вреда ВАТС и ПАТС также на их владельцев.
(Федоров Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)Определение ВАТС и ПАТС как источников повышенной опасности не предопределяет, на кого будет возлагаться безвиновная ответственность за причинение вреда таким источником повышенной опасности. За причинение вреда неавтоматизированными ТС в мире и в России ответственность возлагается на владельца ТС. Поэтому очевидным вариантом будет возлагать ответственность за причинение вреда ВАТС и ПАТС также на их владельцев.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)6.14. Дела о возмещении вреда, причиненного здоровью
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)6.14. Дела о возмещении вреда, причиненного здоровью
Готовое решение: Как возместить вред жизни или здоровью
(КонсультантПлюс, 2025)Организация должна возместить вред, если, например, его причинил работник или это случилось из-за недостатка товара, а еще в случае, когда вред причинен источником повышенной опасности.
(КонсультантПлюс, 2025)Организация должна возместить вред, если, например, его причинил работник или это случилось из-за недостатка товара, а еще в случае, когда вред причинен источником повышенной опасности.