Вправе ли заказчик изменить предмет контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ?
Подборка наиболее важных документов по запросу Вправе ли заказчик изменить предмет контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)4. Контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)4. Контракт по Закону N 44-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Изменение предмета контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Приведенная ниже судебная практика основана в том числе на утративших силу положениях Закона N 44-ФЗ, однако позиции актуальны и для его действующей редакции
(КонсультантПлюс, 2025)Приведенная ниже судебная практика основана в том числе на утративших силу положениях Закона N 44-ФЗ, однако позиции актуальны и для его действующей редакции
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите также, что электронные закупки у единственного поставщика до 5 млн руб., проводимые в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не входят в расчет объема малых закупок по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в зависимости от того, по какому основанию вы их проводите.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите также, что электронные закупки у единственного поставщика до 5 млн руб., проводимые в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не входят в расчет объема малых закупок по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в зависимости от того, по какому основанию вы их проводите.
Готовое решение: Что нужно знать участникам закупок о реестре недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что контракт заключается на условиях, объявленных заказчиком и предложенных вами в заявке (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Внести изменения в контракт в ходе его исполнения можно только в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что контракт заключается на условиях, объявленных заказчиком и предложенных вами в заявке (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Внести изменения в контракт в ходе его исполнения можно только в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ.
Нормативные акты
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не отменил постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ должностного лица заказчика за изменение условий контракта. Заказчик и поставщик оборудования по контракту, заключенному по Закону 44-ФЗ, заменили предмет контракта - томограф японского производителя на аналогичную модель китайского производителя. При этом поставщик и третье лицо не подтвердили улучшенные технические и иные характеристики нового томографа по сравнению с ранее выбранной моделью. Суд указал, что нарушение международных экономических связей, введение санкций и ограничительных мер с учетом геополитической обстановки - не форс-мажор. Не доказана невозможность исполнения контракта в первоначальном виде и обоснованность изменения его условий. Кассация поддержала решение суда.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не отменил постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ должностного лица заказчика за изменение условий контракта. Заказчик и поставщик оборудования по контракту, заключенному по Закону 44-ФЗ, заменили предмет контракта - томограф японского производителя на аналогичную модель китайского производителя. При этом поставщик и третье лицо не подтвердили улучшенные технические и иные характеристики нового томографа по сравнению с ранее выбранной моделью. Суд указал, что нарушение международных экономических связей, введение санкций и ограничительных мер с учетом геополитической обстановки - не форс-мажор. Не доказана невозможность исполнения контракта в первоначальном виде и обоснованность изменения его условий. Кассация поддержала решение суда.
Вопрос: О приемке, оплате работ по контракту на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, предусматривающему проведение госэкспертизы документации, и закупке услуг по ее проведению.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 24-06-09/78817)В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 24-06-09/78817)В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Статья: Об увеличении количества товаров при заключении контракта в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Из формулировки ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что она применима только при закупке товаров: работы и услуги в данной норме не упоминаются. Поэтому даже простое цитирование ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в документации о закупке работ/услуг признается нарушением, вводящим участников закупки в заблуждение.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Из формулировки ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что она применима только при закупке товаров: работы и услуги в данной норме не упоминаются. Поэтому даже простое цитирование ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в документации о закупке работ/услуг признается нарушением, вводящим участников закупки в заблуждение.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке компьютеров и компьютерной техники по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли заменить производителя компьютерной техники после заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли заменить производителя компьютерной техники после заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Отрадно, что в довольно скором времени ВС РФ произвел телеологическую редукцию нормы и признал, что п. 7 ст. 448 ГК РФ не блокирует уступку подрядчиком требования об оплате: "Таким образом, из толкования названных норм [п. 7 ст. 448 ГК РФ и положений законодательства о госзакупках] следует, что запрет направлен на обеспечение надлежащего исполнения подрядчиком основного обязательства, являющегося предметом контракта (договора), для защиты интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по заключенному контракту в части исполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг... При рассмотрении настоящего спора судам апелляционной и кассационной инстанций следовало исходить из пункта 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, которая является специальной нормой, устанавливающей исключительно запрет на перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении контракта и не препятствующей совершению уступки прав (требований) из контракта по оплате" <126>. Впрочем, из приведенного фрагмента не вполне понятно, допускает ли Суд уступку требования об оплате и в той ситуации, когда обязательства подрядчика еще не исполнены <127>.
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Отрадно, что в довольно скором времени ВС РФ произвел телеологическую редукцию нормы и признал, что п. 7 ст. 448 ГК РФ не блокирует уступку подрядчиком требования об оплате: "Таким образом, из толкования названных норм [п. 7 ст. 448 ГК РФ и положений законодательства о госзакупках] следует, что запрет направлен на обеспечение надлежащего исполнения подрядчиком основного обязательства, являющегося предметом контракта (договора), для защиты интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по заключенному контракту в части исполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг... При рассмотрении настоящего спора судам апелляционной и кассационной инстанций следовало исходить из пункта 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, которая является специальной нормой, устанавливающей исключительно запрет на перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении контракта и не препятствующей совершению уступки прав (требований) из контракта по оплате" <126>. Впрочем, из приведенного фрагмента не вполне понятно, допускает ли Суд уступку требования об оплате и в той ситуации, когда обязательства подрядчика еще не исполнены <127>.
Вопрос: Об установлении условия о выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю), в отношении которого применены антидемпинговые меры, при заключении соглашения об изменении условий контракта.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 24-06-06/39556)Вопрос: В соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" заказчиками заключаются дополнительные соглашения об изменении существенных условий контракта, в том числе с установлением условия о выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю).
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 24-06-06/39556)Вопрос: В соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" заказчиками заключаются дополнительные соглашения об изменении существенных условий контракта, в том числе с установлением условия о выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю).
Вопрос: Предусмотрен ли порядок для изменения существенных условий договоров строительного подряда, заключенных заказчиками по Закону N 223-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 11)Ответ: Нет, отдельного порядка для изменения существенных условий договоров строительного подряда, заключенных по результатам закупок по Закону N 223-ФЗ, не существует. Однако заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, при изменении существенных условий договора, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, рекомендовано учитывать порядок, установленный ПП РФ от 16.04.2022 N 680, для изменения в 2022 году заключенных по Закону N 44-ФЗ строительных контрактов.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 11)Ответ: Нет, отдельного порядка для изменения существенных условий договоров строительного подряда, заключенных по результатам закупок по Закону N 223-ФЗ, не существует. Однако заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, при изменении существенных условий договора, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, рекомендовано учитывать порядок, установленный ПП РФ от 16.04.2022 N 680, для изменения в 2022 году заключенных по Закону N 44-ФЗ строительных контрактов.
Вопрос: В ходе исполнения контракта стороны заключили дополнительное соглашение на изменение видов работ. Впоследствии было заключено еще одно дополнительное соглашение на продление срока исполнения контракта. Правомерны ли действия заказчика?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 12)Ответ: Заказчиком неправомерно продлен срок исполнения контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, также заказчик не может руководствоваться нормой п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при заключении второго дополнительного соглашения, поскольку данная норма Закона предусматривает однократное изменение срока исполнения контракта, в то время как срок исполнения контракта ранее уже продлевался.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 12)Ответ: Заказчиком неправомерно продлен срок исполнения контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, также заказчик не может руководствоваться нормой п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при заключении второго дополнительного соглашения, поскольку данная норма Закона предусматривает однократное изменение срока исполнения контракта, в то время как срок исполнения контракта ранее уже продлевался.
Вопрос: О вопросах, связанных с закупками для государственных (муниципальных) нужд и предложениями по внесению изменений в НПА в сфере закупок отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)Дополнительно Минфин России отмечает, что в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 <2> допускается при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к данному постановлению, при соблюдении совокупности условий, установленных в пункте 2 Постановления N 1315, в том числе:
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)Дополнительно Минфин России отмечает, что в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 <2> допускается при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к данному постановлению, при соблюдении совокупности условий, установленных в пункте 2 Постановления N 1315, в том числе:
Готовое решение: Как заказчику своими силами провести экспертизу исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не допускается, если это повлечет нарушение сроков приемки, предусмотренных контрактом. Условие контракта о сроках приемки является существенным в силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В то же время названный Закон не относит необходимость проведения экспертизы к основаниям, по которым возможно изменение существенных условий контракта (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не допускается, если это повлечет нарушение сроков приемки, предусмотренных контрактом. Условие контракта о сроках приемки является существенным в силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В то же время названный Закон не относит необходимость проведения экспертизы к основаниям, по которым возможно изменение существенных условий контракта (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Необходимо ли проходить проверку достоверности определения сметной стоимости строительства при капитальном ремонте объекта культурного наследия?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в случае принятия Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией решения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или заказчиком - решения, предусмотренного пп. "ж" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн руб. и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 31.12.2022, в отношении объектов, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 145, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения (п. 45(14) Положения).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в случае принятия Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией решения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или заказчиком - решения, предусмотренного пп. "ж" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн руб. и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 31.12.2022, в отношении объектов, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 145, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения (п. 45(14) Положения).