Возврат товара не установлен гарантийный срок
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат товара не установлен гарантийный срок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Вопреки доводам кассатора о том, что сроки службы и гарантии на товар не установлены, п. 6 ст. 19 Закона "О защите прав потребителей" предоставляет потребителю право требовать возврата уплаченных за товар денежных средств в случае выявления неустранимого недостатка товара в течение десяти лет со дня его передачи потребителю в случае неустановления срока службы на товар, что соответствует фактическим, установленным судебной коллегией апелляционной инстанции обстоятельствам. Таким образом, десятилетний предельный срок службы товара установлен законом и применяется в случае, когда такой срок не установлен производителем товара."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 88-23942/2024 (УИД 63RS0012-01-2023-001311-81)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) Об обязании заменить товар на новый; 4) Об обязании принять товар; 5) О компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указала, что недостаток лобового стекла проявился повторно за пределами ограниченного гарантийного срока, но в период общей гарантии на автомобиль, ответчиком ей было необоснованно отказано в его устранении по причине истечения гарантийного срока. Истец считает, что в автомобиле имеется производственный недостаток.
Решение: 1), 5) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) - 4) Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что дефект спорного автомобиля является эксплуатационным и возник в результате внешнего воздействия, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции поскольку как верно указано судом, вина потребителя, нарушение им правил эксплуатации, не были установлены ни официальным дилером, ни ответчиком в рамках проверки качества автомобиля, что в силу ч. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей дает истцу право изменить требования на возврат стоимости спорного товара, поскольку ей необоснованно было отказано в удовлетворении ее требований по причине истечения гарантийного срока.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) Об обязании заменить товар на новый; 4) Об обязании принять товар; 5) О компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указала, что недостаток лобового стекла проявился повторно за пределами ограниченного гарантийного срока, но в период общей гарантии на автомобиль, ответчиком ей было необоснованно отказано в его устранении по причине истечения гарантийного срока. Истец считает, что в автомобиле имеется производственный недостаток.
Решение: 1), 5) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) - 4) Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что дефект спорного автомобиля является эксплуатационным и возник в результате внешнего воздействия, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции поскольку как верно указано судом, вина потребителя, нарушение им правил эксплуатации, не были установлены ни официальным дилером, ни ответчиком в рамках проверки качества автомобиля, что в силу ч. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей дает истцу право изменить требования на возврат стоимости спорного товара, поскольку ей необоснованно было отказано в удовлетворении ее требований по причине истечения гарантийного срока.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Можно ли вернуть продавцу приобретенное ювелирное изделие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу потребитель вправе предъявить требование о возврате товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока, а если он не установлен - в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу потребитель вправе предъявить требование о возврате товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока, а если он не установлен - в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
Вопрос: Организация применяла УСН и после перехода на ОСН возвращает товары, приобретенные при применении УСН. В договоре с поставщиком предусмотрен возврат в течение 36 месяцев. Следует ли начислять НДС на стоимость возвращаемого товара, если часть товара была куплена более 36 месяцев назад, а часть - менее 36 месяцев назад?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация-покупатель применяла УСН ("доходы минус расходы") до 2023 г. С 2023 г. перешла на ОСН и возвращает товары ненадлежащего качества, приобретенные при применении УСН. На данный товар гарантийный срок не установлен. В договоре с поставщиком предусмотрен возврат товара в случае поставки товара ненадлежащего качества, если с момента перехода права собственности прошло не более 36 месяцев. Следует ли начислять НДС на стоимость возвращаемого товара, если часть товара была куплена более 36 месяцев назад, а часть товара - менее 36 месяцев назад?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация-покупатель применяла УСН ("доходы минус расходы") до 2023 г. С 2023 г. перешла на ОСН и возвращает товары ненадлежащего качества, приобретенные при применении УСН. На данный товар гарантийный срок не установлен. В договоре с поставщиком предусмотрен возврат товара в случае поставки товара ненадлежащего качества, если с момента перехода права собственности прошло не более 36 месяцев. Следует ли начислять НДС на стоимость возвращаемого товара, если часть товара была куплена более 36 месяцев назад, а часть товара - менее 36 месяцев назад?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)6. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы при обнаружении в течение гарантийного срока или срока годности в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)6. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы при обнаружении в течение гарантийного срока или срока годности в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом.
"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 2017 год"При этом в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Ситуация: Как вернуть некачественный товар продавцу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу вы вправе предъявить требование об отказе от договора и возврате уплаченной за некачественный товар суммы в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором купли-продажи (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу вы вправе предъявить требование об отказе от договора и возврате уплаченной за некачественный товар суммы в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором купли-продажи (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
Вопрос: Обязан ли импортер возвращать уплаченную за товар сумму в случае необеспечения им возможности ремонта товара в течение срока службы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Недостаток товара обнаружен за пределами гарантийного срока (если не установлен изготовителем, - двух лет со дня передачи товара потребителю), но в течение установленного на товар срока службы (если не установлен изготовителем, - десяти лет со дня передачи товара потребителю).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Недостаток товара обнаружен за пределами гарантийного срока (если не установлен изготовителем, - двух лет со дня передачи товара потребителю), но в течение установленного на товар срока службы (если не установлен изготовителем, - десяти лет со дня передачи товара потребителю).
Ситуация: Как вернуть некачественную мебель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара, если гарантийный срок не установлен. Более длительные сроки могут быть установлены законодательством или договором купли-продажи.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара, если гарантийный срок не установлен. Более длительные сроки могут быть установлены законодательством или договором купли-продажи.
Вопрос: Обязан ли покупатель (юридическое лицо) возвратить полученные в ходе гарантийного ремонта бракованные узлы и детали поставщику по его требованию, если договором данный вопрос не оговорен?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Покупатель не обязан возвращать продавцу бракованные узлы и детали, замененные на новые в процессе гарантийного ремонта, поскольку законодательством и условиями договора такая обязанность покупателя не установлена.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Покупатель не обязан возвращать продавцу бракованные узлы и детали, замененные на новые в процессе гарантийного ремонта, поскольку законодательством и условиями договора такая обязанность покупателя не установлена.
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации-продавца операции, связанные с возвратом покупателем объекта основных средств (автомобиля), если возврат произведен покупателем в следующем году? Возврат автомобиля производится в связи с выявленными покупателем существенными недостатками...
(Консультация эксперта, 2025)Срок, в течение которого покупатель вправе предъявить свои требования об отказе от договора купли-продажи и о возврате денежных средств за проданный автомобиль, определяется в соответствии с нормами ст. 477 ГК РФ. В рассматриваемом случае на товар, качество которого не соответствует договору купли-продажи, продавец не установил гарантийный срок или срок годности. В соответствии с п. 2 ст. 477 ГК РФ покупатель вправе предъявить претензии продавцу при условии, что недостатки товара были обнаружены им в разумный срок, не превышающий двух лет со дня передачи товара покупателю. В данном случае товар был возвращен покупателем в следующем после реализации году.
(Консультация эксперта, 2025)Срок, в течение которого покупатель вправе предъявить свои требования об отказе от договора купли-продажи и о возврате денежных средств за проданный автомобиль, определяется в соответствии с нормами ст. 477 ГК РФ. В рассматриваемом случае на товар, качество которого не соответствует договору купли-продажи, продавец не установил гарантийный срок или срок годности. В соответствии с п. 2 ст. 477 ГК РФ покупатель вправе предъявить претензии продавцу при условии, что недостатки товара были обнаружены им в разумный срок, не превышающий двух лет со дня передачи товара покупателю. В данном случае товар был возвращен покупателем в следующем после реализации году.
Ситуация: В каких случаях гражданин вправе отказаться от товара, полученного по договору розничной купли-продажи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу вы вправе отказаться от договора купли-продажи товара и требовать возврата уплаченных за некачественный товар денежных средств в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен - в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором купли-продажи (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу вы вправе отказаться от договора купли-продажи товара и требовать возврата уплаченных за некачественный товар денежных средств в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен - в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором купли-продажи (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
Вопрос: Как продавцу оформить возврат или замену товара потребителем по гарантии?
(Консультация эксперта, 2025)Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный ИП, импортер обязаны удовлетворить установленные законом требования потребителя. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем (п. п. 6, 7 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1)).
(Консультация эксперта, 2025)Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный ИП, импортер обязаны удовлетворить установленные законом требования потребителя. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем (п. п. 6, 7 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1)).
Ситуация: Какие товары нельзя вернуть или обменять?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, по общему правилу вы вправе предъявить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о возврате уплаченной за некачественный товар суммы или его обмене в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, по общему правилу вы вправе предъявить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о возврате уплаченной за некачественный товар суммы или его обмене в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).