Возврат потребителем некачественного товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат потребителем некачественного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""На возможность предъявления изготовителю требования о возмещении убытков, причиненных потребителю возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю, указывают также положения ст. 22 Закона "О защите прав потребителей", регулирующие сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. В частности, этой статьей предусмотрено, что требования потребителя о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению изготовителем в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как вернуть некачественный товар продавцу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Получите деньги за некачественный товар
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Получите деньги за некачественный товар
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
(ред. от 24.06.2025)отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец должен вернуть денежную сумму, полученную в оплату товара, от которого покупатель отказался, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). При возврате товаров ненадлежащего качества возврат денежных средств осуществляется с учетом правил, установленных для случаев выявления недостатков в товарах. Это следует из п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец должен вернуть денежную сумму, полученную в оплату товара, от которого покупатель отказался, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). При возврате товаров ненадлежащего качества возврат денежных средств осуществляется с учетом правил, установленных для случаев выявления недостатков в товарах. Это следует из п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Суд первой инстанции исковые требования потребителя удовлетворил, уменьшив размер подлежащей взысканию неустойки на основании ст. 333 ГПК РФ. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и отказал в удовлетворении исковых требований в этой части, указав на то, что истица не выполнила требования Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части возврата импортеру товара ненадлежащего качества <1>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Суд первой инстанции исковые требования потребителя удовлетворил, уменьшив размер подлежащей взысканию неустойки на основании ст. 333 ГПК РФ. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и отказал в удовлетворении исковых требований в этой части, указав на то, что истица не выполнила требования Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части возврата импортеру товара ненадлежащего качества <1>.
Статья: Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Порядок обмена и возврата потребителем товара ненадлежащего качества регулируется положениями ст. 18 - 24 Закона о защите прав потребителей. В случае обнаружения недостатков товара потребитель вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а также обязан по требованию продавца вернуть товар с недостатками (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Сроки предъявления потребителем требования об отказе от договора и возврате денежных средств установлены ст. 19 Закона о защите прав потребителей. Данные положения применимы в том числе и к случаям приобретения товара потребителем дистанционно, в том числе посредством сети Интернет (п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Порядок обмена и возврата потребителем товара ненадлежащего качества регулируется положениями ст. 18 - 24 Закона о защите прав потребителей. В случае обнаружения недостатков товара потребитель вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а также обязан по требованию продавца вернуть товар с недостатками (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Сроки предъявления потребителем требования об отказе от договора и возврате денежных средств установлены ст. 19 Закона о защите прав потребителей. Данные положения применимы в том числе и к случаям приобретения товара потребителем дистанционно, в том числе посредством сети Интернет (п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 18 Закона о ЗПП
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как потребителю вернуть денежные средства за некачественный товар?
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как потребителю вернуть денежные средства за некачественный товар?
Готовое решение: Обязательно ли наличие кассового чека для возврата товара, купленного в розницу
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаем ваше внимание, что, если причиной возврата является ненадлежащее качество товара, потребитель не лишен права возвратить его изготовителю или импортеру в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаем ваше внимание, что, если причиной возврата является ненадлежащее качество товара, потребитель не лишен права возвратить его изготовителю или импортеру в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
Готовое решение: Как предъявить претензию поставщику по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев закон предусматривает специальные требования, которые вы можете предъявить поставщику в связи с предъявлением вам требований конечным покупателем. Так, если вы продаете поставленные вам товары в розницу и потребитель возвратил вам товар ненадлежащего качества, вы, если договор поставки не предусматривает иное, можете потребовать от поставщика замены товара, возвращенного потребителем (п. 2 ст. 518 ГК РФ). Аналогичное требование поставщику можно предъявить, если иное не предусматривает договор поставки, в ситуации, когда потребитель вернул некомплектный товар (п. 2 ст. 519 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев закон предусматривает специальные требования, которые вы можете предъявить поставщику в связи с предъявлением вам требований конечным покупателем. Так, если вы продаете поставленные вам товары в розницу и потребитель возвратил вам товар ненадлежащего качества, вы, если договор поставки не предусматривает иное, можете потребовать от поставщика замены товара, возвращенного потребителем (п. 2 ст. 518 ГК РФ). Аналогичное требование поставщику можно предъявить, если иное не предусматривает договор поставки, в ситуации, когда потребитель вернул некомплектный товар (п. 2 ст. 519 ГК РФ).
Готовое решение: Что может требовать покупатель (к какой ответственности привлечь поставщика) в случае поставки некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы перепродаете товары в розницу и потребитель вернул некачественный товар, вы можете потребовать, чтобы поставщик заменил его. Причем существенность недостатка значения не имеет. Перед тем как предъявить поставщику такое требование, посмотрите договор - в нем может быть предусмотрено иное, например, что права на замену у вас нет (п. 2 ст. 518 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы перепродаете товары в розницу и потребитель вернул некачественный товар, вы можете потребовать, чтобы поставщик заменил его. Причем существенность недостатка значения не имеет. Перед тем как предъявить поставщику такое требование, посмотрите договор - в нем может быть предусмотрено иное, например, что права на замену у вас нет (п. 2 ст. 518 ГК РФ).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков в виде разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на дату удовлетворения данного требования.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков в виде разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на дату удовлетворения данного требования.