Возврат межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Конституционный Суд признал оспоренное положение ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта. Это не исключает, по мнению КС, необходимости оказания (по крайней мере в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта, причем независимо от избранного собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае - при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Конституционный Суд признал оспоренное положение ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта. Это не исключает, по мнению КС, необходимости оказания (по крайней мере в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта, причем независимо от избранного собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае - при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Наличие этого предписания в тексте правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий <6>, на наш взгляд, не позволяет применить бюджетные меры принуждения. Нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета признается бюджетным нарушением (ст. 306.1 БК РФ), за совершение которого ранее ст. 306.8 БК РФ <7> предусматривалась бюджетная мера принуждения, в том числе в виде сокращения предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). В настоящее время возврат межбюджетной субсидии возможен только в случае ее нецелевого использования (ст. 306.4 БК РФ, п. 22 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета). В остальных случаях, при полном или частичном неперечислении штрафных средств из бюджета субъекта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводятся проверки, по результатам которых выносятся представления и предписания, влекущие наступление только административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <8> (далее - КоАП РФ).
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Наличие этого предписания в тексте правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий <6>, на наш взгляд, не позволяет применить бюджетные меры принуждения. Нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета признается бюджетным нарушением (ст. 306.1 БК РФ), за совершение которого ранее ст. 306.8 БК РФ <7> предусматривалась бюджетная мера принуждения, в том числе в виде сокращения предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). В настоящее время возврат межбюджетной субсидии возможен только в случае ее нецелевого использования (ст. 306.4 БК РФ, п. 22 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета). В остальных случаях, при полном или частичном неперечислении штрафных средств из бюджета субъекта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводятся проверки, по результатам которых выносятся представления и предписания, влекущие наступление только административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <8> (далее - КоАП РФ).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)В целях отражения поступлений в доход федерального бюджета от возврата остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, администрируемых федеральными государственными органами, иными организациями, наделенными полномочиями главного администратора доходов федерального бюджета, по виду доходов бюджетов подгруппы доходов 218 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, применяются коды подвида доходов бюджетов с группой подвида доходов бюджета:
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)В целях отражения поступлений в доход федерального бюджета от возврата остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, администрируемых федеральными государственными органами, иными организациями, наделенными полномочиями главного администратора доходов федерального бюджета, по виду доходов бюджетов подгруппы доходов 218 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, применяются коды подвида доходов бюджетов с группой подвида доходов бюджета:
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"<5> Администрирование доходов федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет по соответствующим статьям, подстатьям вида доходов агрегированного кода бюджетной классификации "000 2 18 00000 01 0000 150 - Доходы федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" осуществляется уполномоченными федеральными государственными органами, а также созданными ими федеральными казенными учреждениями, предоставившими соответствующие межбюджетные трансферты.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"<5> Администрирование доходов федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет по соответствующим статьям, подстатьям вида доходов агрегированного кода бюджетной классификации "000 2 18 00000 01 0000 150 - Доходы федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" осуществляется уполномоченными федеральными государственными органами, а также созданными ими федеральными казенными учреждениями, предоставившими соответствующие межбюджетные трансферты.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В другом деле суд не поддержал позицию публичного заказчика. Цена муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог определена на основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме и составила 120 883 898,42 руб., в том числе НДС 20%. Подрядчик в полном объеме выполнил работы и сдал их публичному заказчику, о чем сторонами без замечаний по объему, стоимости и качеству подписаны соответствующие акты. Работы оплачены в сумме 115 230 912,40 руб. Региональным управлением финансового контроля проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено, что публичным заказчиком допущено неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов, в результате применения завышенного коэффициента аукциона произведена оплата завышенной стоимости выполненных работ. Публичному заказчику предписано устранить нарушения и принять меры по возврату и перечислению в доход федерального бюджета средств в сумме 762 609,10 руб., излишне уплаченных подрядчику. Публичный заказчик обратился в суд с кондикционным иском.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В другом деле суд не поддержал позицию публичного заказчика. Цена муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог определена на основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме и составила 120 883 898,42 руб., в том числе НДС 20%. Подрядчик в полном объеме выполнил работы и сдал их публичному заказчику, о чем сторонами без замечаний по объему, стоимости и качеству подписаны соответствующие акты. Работы оплачены в сумме 115 230 912,40 руб. Региональным управлением финансового контроля проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено, что публичным заказчиком допущено неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов, в результате применения завышенного коэффициента аукциона произведена оплата завышенной стоимости выполненных работ. Публичному заказчику предписано устранить нарушения и принять меры по возврату и перечислению в доход федерального бюджета средств в сумме 762 609,10 руб., излишне уплаченных подрядчику. Публичный заказчик обратился в суд с кондикционным иском.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Существенной тенденцией развития межбюджетных отношений является расширение пространственного направления движения финансовых ресурсов, а именно появление "горизонтальных" межбюджетных трансфертов. В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в целях концентрации ресурсов для регионального инфраструктурного развития планируется введение механизма горизонтальных субсидий между бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований (в том числе для совместного развития инфраструктуры). Данная мера связана с приведенной мерой в рамках второго компонента межбюджетных отношений, поскольку они обе направлены на формирование финансово-правового механизма роста городских и сельских агломераций. Поскольку агломерации могут появляться на границах двух и более субъектов РФ, то бюджетно-правовой механизм возникновения и развития межбюджетных отношений между двумя и более субъектами РФ должен выстраиваться на основе межрегиональных соглашений о сотрудничестве и совместных проектов, финансируемых из нескольких бюджетов. Таким образом, стратегические цели в области пространственного развития России предопределяют динамику развития правового регулирования "горизонтальных" межбюджетных отношений. Распределение финансовых ресурсов "по горизонтали", минуя федеральный бюджет, является общей тенденцией развития межбюджетных отношений, характерной для предоставления бюджетных средств как на безвозмездной и безвозвратной основе (межбюджетные трансферты), так и на возмездной, возвратной и срочной основе (межбюджетный кредит).
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Существенной тенденцией развития межбюджетных отношений является расширение пространственного направления движения финансовых ресурсов, а именно появление "горизонтальных" межбюджетных трансфертов. В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в целях концентрации ресурсов для регионального инфраструктурного развития планируется введение механизма горизонтальных субсидий между бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований (в том числе для совместного развития инфраструктуры). Данная мера связана с приведенной мерой в рамках второго компонента межбюджетных отношений, поскольку они обе направлены на формирование финансово-правового механизма роста городских и сельских агломераций. Поскольку агломерации могут появляться на границах двух и более субъектов РФ, то бюджетно-правовой механизм возникновения и развития межбюджетных отношений между двумя и более субъектами РФ должен выстраиваться на основе межрегиональных соглашений о сотрудничестве и совместных проектов, финансируемых из нескольких бюджетов. Таким образом, стратегические цели в области пространственного развития России предопределяют динамику развития правового регулирования "горизонтальных" межбюджетных отношений. Распределение финансовых ресурсов "по горизонтали", минуя федеральный бюджет, является общей тенденцией развития межбюджетных отношений, характерной для предоставления бюджетных средств как на безвозмездной и безвозвратной основе (межбюджетные трансферты), так и на возмездной, возвратной и срочной основе (межбюджетный кредит).
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Возвращаясь к фискальным полномочиям разных уровней власти, нужно констатировать, что важнейшие информационные ресурсы, касающиеся сферы налогов и сборов, сосредоточены у Федеральной налоговой службы, и у органов власти субъектов РФ к ним просто нет доступа. Так, для принятия решений о выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета требуется анализ эффективности налоговых льгот по субъектам РФ. Чтобы субъекты РФ смогли получить информацию из налоговых органов, необходимую для формирования отчетности по "налоговым расходам", потребовалось принятие специального федерального закона <1>. Традиционно данный Закон скорее ориентирован на обеспечение интересов федерального центра, чем на обеспечение интересов субъектов РФ. Субъекты Федерации не могут полноценно воспользоваться этой информацией и провести собственный анализ, в том числе с использованием цифровых технологий.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Возвращаясь к фискальным полномочиям разных уровней власти, нужно констатировать, что важнейшие информационные ресурсы, касающиеся сферы налогов и сборов, сосредоточены у Федеральной налоговой службы, и у органов власти субъектов РФ к ним просто нет доступа. Так, для принятия решений о выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета требуется анализ эффективности налоговых льгот по субъектам РФ. Чтобы субъекты РФ смогли получить информацию из налоговых органов, необходимую для формирования отчетности по "налоговым расходам", потребовалось принятие специального федерального закона <1>. Традиционно данный Закон скорее ориентирован на обеспечение интересов федерального центра, чем на обеспечение интересов субъектов РФ. Субъекты Федерации не могут полноценно воспользоваться этой информацией и провести собственный анализ, в том числе с использованием цифровых технологий.