Возврат авиабилетов защита прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат авиабилетов защита прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""ВК РФ, ФАП N и иными нормативными актами в области авиаперевозок не установлены специальные правила, устанавливающие ответственность авиаперевозчика за просрочку удовлетворения правомерного требования пассажира о возврате стоимости авиабилетов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что к спорным отношениям подлежат применению нормы п. 5 ст. 28 и ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" о сроках удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и об ответственности исполнителя за нарушение этих сроков."
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 по делу N 8Г-5647/2024, 88-6786/2024 (УИД 77RS0021-02-2022-010512-06)
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира: 1) О взыскании убытков в виде разницы в стоимости авиабилетов; 2) О возврате денежных средств, уплаченных за билет; 3) О взыскании неустойки, штрафа; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в связи с отменой рейса он был вынужден приобрести билет другой авиакомпании по более высокой цене.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 333, 410, 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 105, 116 Воздушного кодекса Российской Федерации, статей 13, 15, 28, 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пришел к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт неисполнения ответчиком обязательств по возврату стоимости авиабилета в связи с отменой рейса, свидетельствующих также о нарушении прав истца, как потребителя услуги.
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира: 1) О взыскании убытков в виде разницы в стоимости авиабилетов; 2) О возврате денежных средств, уплаченных за билет; 3) О взыскании неустойки, штрафа; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в связи с отменой рейса он был вынужден приобрести билет другой авиакомпании по более высокой цене.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 333, 410, 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 105, 116 Воздушного кодекса Российской Федерации, статей 13, 15, 28, 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пришел к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт неисполнения ответчиком обязательств по возврату стоимости авиабилета в связи с отменой рейса, свидетельствующих также о нарушении прав истца, как потребителя услуги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)К отношениям, связанным с приобретением авиа- или железнодорожного билета и возвратом его стоимости, применяются положения Закона о защите прав потребителей (п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). Роспотребнадзор пояснил, что основу законодательства, регулирующего оказание услуг по пассажирским перевозкам, составляют нормы общегражданского законодательства, включая законодательство о защите прав потребителей (Письмо от 22.09.2010 N 01-09/1927 "О защите прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования").
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)К отношениям, связанным с приобретением авиа- или железнодорожного билета и возвратом его стоимости, применяются положения Закона о защите прав потребителей (п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). Роспотребнадзор пояснил, что основу законодательства, регулирующего оказание услуг по пассажирским перевозкам, составляют нормы общегражданского законодательства, включая законодательство о защите прав потребителей (Письмо от 22.09.2010 N 01-09/1927 "О защите прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования").
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)При этом установленные авиакомпанией условия применения тарифов и сборов подлежат регистрации и опубликованию, а также доведению до сведения пассажиров (п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 11 Правил N 155, п. 37 Общих правил).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)При этом установленные авиакомпанией условия применения тарифов и сборов подлежат регистрации и опубликованию, а также доведению до сведения пассажиров (п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 11 Правил N 155, п. 37 Общих правил).
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Такие сложности вызваны тем, что зачастую в состав туристского продукта включены перелеты регулярными авиарейсами и многие туроператоры перекладывают бремя ответственности перед туристами на авиакомпании, мотивируя это ссылкой на п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", ограничивающий ответственность туроператора только правоотношениями, возникающими в связи с осуществлением чартерных перевозок (на них действие Постановления N 991 не распространяется).
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Такие сложности вызваны тем, что зачастую в состав туристского продукта включены перелеты регулярными авиарейсами и многие туроператоры перекладывают бремя ответственности перед туристами на авиакомпании, мотивируя это ссылкой на п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", ограничивающий ответственность туроператора только правоотношениями, возникающими в связи с осуществлением чартерных перевозок (на них действие Постановления N 991 не распространяется).
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Авиабилеты компании Onur Air приобретались в рамках реализации туристического продукта. Поэтому районному суду поставлено в упрек и то, что им не приняты во внимание разъяснения абз. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". Согласно этим разъяснениям суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Авиабилеты компании Onur Air приобретались в рамках реализации туристического продукта. Поэтому районному суду поставлено в упрек и то, что им не приняты во внимание разъяснения абз. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". Согласно этим разъяснениям суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.